Конспект урока на тему "Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка"


Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.





Учитель: Бугрова С.А.







Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.


Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к предмету. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.


Нетрадиционный урок – это урок, включающий в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Примерами нестандартных уроков могут быть различные виды игр, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники и т.д. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.


Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  1. Использование коллективных форм работы;

  2. Привитие интереса к предмету;

  3. Развитие умений и навыков самостоятельной работы;

  4. Активизацию деятельности учащихся;

  5. Становление новых отношений между учителем и учениками.


Я хочу остановиться на некоторых типах нетрадиционных уроков, которые я использую в своей практике.



  1. Урок- соревнование.


Примером данной формы урока является урок в 5 классе INTELLECTUAL MARATHON”.

За несколько дней до игры учащиеся были ознакомлены с условиями ее проведения и получили домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, изготовить именные значки. Это позволило снять «боязнь» и способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы.

Каждый конкурс был посвящен той или иной теме («Животные», «Литературные герои», «Знаменитые люди», и др.), что способствовало более прочному усвоению программного материала, формированию и закреплению у учащихся навыков иноязычной речи.

Работа в командах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дали возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер.

Благодаря игре учащиеся расширили границы своих знаний в области географии, культуры, истории стран изучаемого языка.



  1. Урок - игра.


А) Используется мною как в младших, так и в старших классах. Игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка. В игре всегда предполагается решение: как поступить, что сказать, как выиграть.

Примером такого урока служит урок – игра для младших классов Das ABC Feier”.

Цель урока: провести в игровой форме обобщающее повторение и контроль овладения учащимися алфавитом, исходным словарным запасом, чтением, письмом, умением вести диалог, используя оценочные суждения.

Урок включает в себя следующие конкурсы и игры –


  1. «Кто быстрее найдёт буквы?»

  2. « Кто быстрее расположит буквы в алфавитном порядке?»

  3. «Знаешь ли ты правила чтения?»

  4. « Собери разбежавшиеся буквы».

  5. «Угадай на слух загаданную букву».

  6. «Составь слово».

  7. «Верни число на место».

  8. «Зашифрованные вопросы».

  9. « Опиши букву».


Б) Очень часто использую на уроках дидактические игры, например:

"Opposites"

Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).


Например:

Big –small

Thick/ fat – thin

Brave – cowardly

Clean – dirty

Strong – weak

Wet – dry

Fast – slow

Hard – soft

Beautiful - ugly

High – low

Long – short

Low – loud

Young – old

Furry – bald

New – old

Happy – sad

Smooth – rough

Hungry – full

Good – bad

 


"Is it true or not?"

Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку.


Например:

Yellow lemon

Pink pig

Orange bear

Brown monkey

White snow

Red crocodile

Purple mouse

Green grapes

Gray elephant

Purple cucumber

Blue apple

Black sun


В) Игровые моменты использую и при изучении грамматики. Например, при изучении неправильных глаголов, использую стихи. В младших классах на русском языке:

To go - went - gone:
Все пошли мы на прием.
To have - had - had:

Съели вкусный там обед.
To get - got - got:

Удовольствия на год.
To come - came - come:

Приходите в гости к нам.
To do - did - done:
Очень рады будем вам.

А в старших классах и на английском:

I've found a kitten:
To - write - wrote - written.

I've seen a bird:
To hear - heard - heard.

I've made my bed:
To read - read - read.

I've eaten a bun:
To run - ran - run.


Г) Отличным игровым моментом на уроке может выступить и кроссворд, их я использую для закрепления изученной лексики. Кроссворд является средством формирования, уточнения, систематизации полученных лексических единиц по ранее прошедшей теме, где слова были рассредоточены в текстах, диалогах и различных заданиях. А так же кроссворд, выданный учащимся без возможности использования учебника и конспекта, является наиболее достоверно определяющим средством усвоения материала учащимися. На уроках-играх используется групповое разгадывание «кроссворда-гиганта», представленного учащимся на бумаге крупного формата. Данный вид работы повышает сплоченность группы учащихся, формирует умение общаться в процессе творческой работы.

При разгадывании кроссвордов дети также запоминают написание слов. Использую как лексические, грамматические, так и страноведческие кроссворды.



  1. Урок – путешествие.


Данный вид урока использую как в младших, так и старших классах. Приведу пример урока во втором классе. Урок состоит из нескольких этапов.


  1. Подготовка к путешествию, где дети знакомятся с предстоящими задачами. В путешествие на нашем корабле может отправиться не каждый, а только тот, кто хорошо знает английский алфавит. Рассказываем алфавит и знакомимся с первым членом нашей команды- английским пёсиком Клиффордом, мы нарисуем его с помощью английских букв.

  2. Начало путешествия. Дети знакомятся с маршрутной картой и видят, что на ней все моря имеют названия цветов и для того, чтобы не заблудиться необходимо их повторить. Что мы и делаем с помощью разноцветной ромашки.

  3. «Полуостров Знакомства». На наш корабль мы попадём с полуострова Знакомства, но через него мы можем пройти, только если познакомим друг друга со своей семьёй. Дети рассказывают о своих семьях

  4. «Залив Загадок». На нашем корабле мы приближаемся к заливу Загадок. Чтобы не потерпеть кораблекрушения, нужно отгадать несколько загадок по теме « Профессия». Один из учеников становится ведущим и получает картинки с изображением каких- либо профессий. Дети на местах с помощью наводящих вопросов должны угадать, кто изображён на картинке.

  5. «Пролив Бодрости».

  6. «Остров Зверей». Бармалей заколдовал зверей. Нам нужно помочь им. Дети называют животных и описывают их.

  7. «Бухта Находок». Кажется, наш корабль сбился с курса. Мы приближаемся к Бухте Находок. Посмотрите, тут конверты! Давайте посмотрим, что в них. Письма! Идёт работа с текстами: чтение, верно или неверно, закончи предложения, ответьте на вопросы.

Урок получается очень красочным и увлекательным.



  1. Урок – экскурсия.


В 11 классе, при изучении темы «Культура», я использую уроки – экскурсии. Например урок по теме «Знаменитые картинные галереи Германии и России», где ребята знакомятся с Третьяковской и Дрезденской галереями. На первом этапе дети узнают о том, какие музеи являются самыми известными в мире, далее речь идёт об истории создания галерей, о картинах, находящихся здесь и их авторах.


На уроке английского языка, при изучении темы, посвящённой столице Великобритании – Лондону, я также применяю эту форму проведения урока, но при этом использую компьютерные технологии. При просмотре презентации дети знакомятся с основными достопримечательностями Лондона, в конце же предоставляется небольшое задание, где детям необходимо совместить изображения достопримечательностей и их названия.



  1. Обобщающие уроки c использованием нестандартных заданий.


Уроки с использованием большого количества наглядности и нестандартных заданий тоже можно отнести к разряду нетрадиционных. Примером такого урока можно назвать урок в 5 классе «В гостях у приведений». В ходе урока дети вовлечены в нестандартную ситуацию, они в гостях у маленького приведения в его замке. С его помощью дети знакомятся с элементами жилого дома, с названиями комнат, мебели. Выполняют задания, связанные с новой лексикой: угадай название, выбери лишнее слово, разгадай кроссворд и т.д., а также поют песню приведений, слушают диалог между ведьмой и маленьким приведением.



  1. Урок – презентация.


В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок. Урок становится интересным и более интенсивным.

Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней. Благодаря этому появилась такая форма урока, как презентация, где урок наряду с учителем готовят и сами ребята, создавая необходимые презентации по конкретной теме. Так выглядит урок, который я проводила в 7 «А» классе по теме «Защита окружающей среды». Весь урок был построен на презентациях : основной – учителя, где детям были представлены задания и при помощи которой осуществлялся переход от одного этапа урока к другому; и тех, которые были подготовлены детьми самостоятельно, причём, каждая имела свою тему и соответствовала определённому этапу урока. Урок прошёл очень живо и, конечно же, детям понравилось наравне с учителем принимать участие в подготовке урока.


Также презентации могут быть и частью урока. Например, урок в 4 классе, посвящённый праздникам Великобритании, состоит из двух презентации: первая, очень красочная, носит обучающий характер - знакомит детей непосредственно с праздниками; вторая - презентация - тест, при помощи которой можно проверить насколько дети усвоили материал.



  1. Проектные уроки английского языка.

Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального и нравственного развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им урок, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Проект запускается в начале изучения темы. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Наводящими вопросами ученики подводятся к тем пунктам плана, которые намечены учителем. Далее в зависимости от формы проекта, учащиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект.

Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимодействие учащихся. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

В своей практике чаще всего использую групповые проекты, т. к при этом не может быть бездействующих учеников «отсиживающихся» на уроке, ведь зачет проекта осуществляется при выполнении элементов работы всеми участниками группы.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от действий каждого зависит успех всей работы, поэтому каждый ребенок, активно включается в поиск новой информации, в получение знаний. Во время такой работы школьник учится креативно мыслить, искать индивидуальные, нестандартные решения, планировать свои действия с учетом взгляда своих одноклассников, работающих с ним в одной команде. Эта форма работы очень нравится учащимся.

Примерами выполненных проектов являются газеты о странах изучаемого языка, открытки – поздравления, пригласительные билеты на день рождения, презентации, инсценирование сказок, кроссворды, рассказы – загадки и т. д.



  1. Урок с применением компьютерных обучающих программ.


На уроках в 7 классе я успешно применяю интерактивный курс, предназначенный для общеобразовательных школ. Данный курс содержит 110 уроков. В каждом уроке представлены тексты, написанные и озвученные носителями языка. К каждому тексту прилагаются три вида заданий: аудирование, тест на понимание и диктант. Каждый урок посвящен определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь слово в нужной форме, подбери нужное слово из предложенных и т.д. Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял.

Данный тип урока способствует лучшему запоминанию грамматического материала, развитию навыков говорения и аудирования, причём с использованием речи носителя – языка, что является одним из важнейших достоинств данной программы.


Итак, в заключение я хочу отметить, что использование нетрадиционных уроков или их элементов доступно каждому учителю. Стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что ваш предмет нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету. Нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ