Конспект урока на тему "Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка"
Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.
Учитель: Бугрова С.А.
Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к предмету. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Нетрадиционный урок – это урок, включающий в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Примерами нестандартных уроков могут быть различные виды игр, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники и т.д. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
Использование коллективных форм работы;
Привитие интереса к предмету;
Развитие умений и навыков самостоятельной работы;
Активизацию деятельности учащихся;
Становление новых отношений между учителем и учениками.
Я хочу остановиться на некоторых типах нетрадиционных уроков, которые я использую в своей практике.
Урок- соревнование.
Примером данной формы урока является урок в 5 классе “INTELLECTUAL MARATHON”.
За несколько дней до игры учащиеся были ознакомлены с условиями ее проведения и получили домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, изготовить именные значки. Это позволило снять «боязнь» и способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы.
Каждый конкурс был посвящен той или иной теме («Животные», «Литературные герои», «Знаменитые люди», и др.), что способствовало более прочному усвоению программного материала, формированию и закреплению у учащихся навыков иноязычной речи.
Работа в командах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дали возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер.
Благодаря игре учащиеся расширили границы своих знаний в области географии, культуры, истории стран изучаемого языка.
Урок - игра.
А) Используется мною как в младших, так и в старших классах. Игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка. В игре всегда предполагается решение: как поступить, что сказать, как выиграть.
Примером такого урока служит урок – игра для младших классов “Das ABC Feier”.
Цель урока: провести в игровой форме обобщающее повторение и контроль овладения учащимися алфавитом, исходным словарным запасом, чтением, письмом, умением вести диалог, используя оценочные суждения.
Урок включает в себя следующие конкурсы и игры –
«Кто быстрее найдёт буквы?»
« Кто быстрее расположит буквы в алфавитном порядке?»
«Знаешь ли ты правила чтения?»
« Собери разбежавшиеся буквы».
«Угадай на слух загаданную букву».
«Составь слово».
«Верни число на место».
«Зашифрованные вопросы».
« Опиши букву».
Б) Очень часто использую на уроках дидактические игры, например:
"Opposites"
Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).
Например:
Big –small
Thick/ fat – thin
Brave – cowardly
Clean – dirty
Strong – weak
Wet – dry
Fast – slow
Hard – soft
Beautiful - ugly
High – low
Long – short
Low – loud
Young – old
Furry – bald
New – old
Happy – sad
Smooth – rough
Hungry – full
Good – bad
"Is it true or not?"
Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку.
Например:
Yellow lemon
Pink pig
Orange bear
Brown monkey
White snow
Red crocodile
Purple mouse
Green grapes
Gray elephant
Purple cucumber
Blue apple
Black sun
В) Игровые моменты использую и при изучении грамматики. Например, при изучении неправильных глаголов, использую стихи. В младших классах на русском языке:
To go - went - gone:
Все пошли мы на прием.
To have - had - had:
Съели вкусный там обед.
To get - got - got:
Удовольствия на год.
To come - came - come:
Приходите в гости к нам.
To do - did - done:
Очень рады будем вам.
А в старших классах и на английском:
I've found a kitten:
To - write - wrote - written.
I've seen a bird:
To hear - heard - heard.
I've made my bed:
To read - read - read.
I've eaten a bun:
To run - ran - run.
Г) Отличным игровым моментом на уроке может выступить и кроссворд, их я использую для закрепления изученной лексики. Кроссворд является средством формирования, уточнения, систематизации полученных лексических единиц по ранее прошедшей теме, где слова были рассредоточены в текстах, диалогах и различных заданиях. А так же кроссворд, выданный учащимся без возможности использования учебника и конспекта, является наиболее достоверно определяющим средством усвоения материала учащимися. На уроках-играх используется групповое разгадывание «кроссворда-гиганта», представленного учащимся на бумаге крупного формата. Данный вид работы повышает сплоченность группы учащихся, формирует умение общаться в процессе творческой работы.
При разгадывании кроссвордов дети также запоминают написание слов. Использую как лексические, грамматические, так и страноведческие кроссворды.
Урок – путешествие.
Данный вид урока использую как в младших, так и старших классах. Приведу пример урока во втором классе. Урок состоит из нескольких этапов.
Подготовка к путешествию, где дети знакомятся с предстоящими задачами. В путешествие на нашем корабле может отправиться не каждый, а только тот, кто хорошо знает английский алфавит. Рассказываем алфавит и знакомимся с первым членом нашей команды- английским пёсиком Клиффордом, мы нарисуем его с помощью английских букв.
Начало путешествия. Дети знакомятся с маршрутной картой и видят, что на ней все моря имеют названия цветов и для того, чтобы не заблудиться необходимо их повторить. Что мы и делаем с помощью разноцветной ромашки.
«Полуостров Знакомства». На наш корабль мы попадём с полуострова Знакомства, но через него мы можем пройти, только если познакомим друг друга со своей семьёй. Дети рассказывают о своих семьях
«Залив Загадок». На нашем корабле мы приближаемся к заливу Загадок. Чтобы не потерпеть кораблекрушения, нужно отгадать несколько загадок по теме « Профессия». Один из учеников становится ведущим и получает картинки с изображением каких- либо профессий. Дети на местах с помощью наводящих вопросов должны угадать, кто изображён на картинке.
«Пролив Бодрости».
«Остров Зверей». Бармалей заколдовал зверей. Нам нужно помочь им. Дети называют животных и описывают их.
«Бухта Находок». Кажется, наш корабль сбился с курса. Мы приближаемся к Бухте Находок. Посмотрите, тут конверты! Давайте посмотрим, что в них. Письма! Идёт работа с текстами: чтение, верно или неверно, закончи предложения, ответьте на вопросы.
Урок получается очень красочным и увлекательным.
Урок – экскурсия.
В 11 классе, при изучении темы «Культура», я использую уроки – экскурсии. Например урок по теме «Знаменитые картинные галереи Германии и России», где ребята знакомятся с Третьяковской и Дрезденской галереями. На первом этапе дети узнают о том, какие музеи являются самыми известными в мире, далее речь идёт об истории создания галерей, о картинах, находящихся здесь и их авторах.
На уроке английского языка, при изучении темы, посвящённой столице Великобритании – Лондону, я также применяю эту форму проведения урока, но при этом использую компьютерные технологии. При просмотре презентации дети знакомятся с основными достопримечательностями Лондона, в конце же предоставляется небольшое задание, где детям необходимо совместить изображения достопримечательностей и их названия.
Обобщающие уроки c использованием нестандартных заданий.
Уроки с использованием большого количества наглядности и нестандартных заданий тоже можно отнести к разряду нетрадиционных. Примером такого урока можно назвать урок в 5 классе «В гостях у приведений». В ходе урока дети вовлечены в нестандартную ситуацию, они в гостях у маленького приведения в его замке. С его помощью дети знакомятся с элементами жилого дома, с названиями комнат, мебели. Выполняют задания, связанные с новой лексикой: угадай название, выбери лишнее слово, разгадай кроссворд и т.д., а также поют песню приведений, слушают диалог между ведьмой и маленьким приведением.
Урок – презентация.
В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок. Урок становится интересным и более интенсивным.
Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней. Благодаря этому появилась такая форма урока, как презентация, где урок наряду с учителем готовят и сами ребята, создавая необходимые презентации по конкретной теме. Так выглядит урок, который я проводила в 7 «А» классе по теме «Защита окружающей среды». Весь урок был построен на презентациях : основной – учителя, где детям были представлены задания и при помощи которой осуществлялся переход от одного этапа урока к другому; и тех, которые были подготовлены детьми самостоятельно, причём, каждая имела свою тему и соответствовала определённому этапу урока. Урок прошёл очень живо и, конечно же, детям понравилось наравне с учителем принимать участие в подготовке урока.
Также презентации могут быть и частью урока. Например, урок в 4 классе, посвящённый праздникам Великобритании, состоит из двух презентации: первая, очень красочная, носит обучающий характер - знакомит детей непосредственно с праздниками; вторая - презентация - тест, при помощи которой можно проверить насколько дети усвоили материал.
Проектные уроки английского языка.
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального и нравственного развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им урок, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Проект запускается в начале изучения темы. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Наводящими вопросами ученики подводятся к тем пунктам плана, которые намечены учителем. Далее в зависимости от формы проекта, учащиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект.
Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимодействие учащихся. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.
В своей практике чаще всего использую групповые проекты, т. к при этом не может быть бездействующих учеников «отсиживающихся» на уроке, ведь зачет проекта осуществляется при выполнении элементов работы всеми участниками группы.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от действий каждого зависит успех всей работы, поэтому каждый ребенок, активно включается в поиск новой информации, в получение знаний. Во время такой работы школьник учится креативно мыслить, искать индивидуальные, нестандартные решения, планировать свои действия с учетом взгляда своих одноклассников, работающих с ним в одной команде. Эта форма работы очень нравится учащимся.
Примерами выполненных проектов являются газеты о странах изучаемого языка, открытки – поздравления, пригласительные билеты на день рождения, презентации, инсценирование сказок, кроссворды, рассказы – загадки и т. д.
Урок с применением компьютерных обучающих программ.
На уроках в 7 классе я успешно применяю интерактивный курс, предназначенный для общеобразовательных школ. Данный курс содержит 110 уроков. В каждом уроке представлены тексты, написанные и озвученные носителями языка. К каждому тексту прилагаются три вида заданий: аудирование, тест на понимание и диктант. Каждый урок посвящен определенному разделу грамматики. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, поставь слово в нужной форме, подбери нужное слово из предложенных и т.д. Выполняя упражнение, учащийся может потренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял.
Данный тип урока способствует лучшему запоминанию грамматического материала, развитию навыков говорения и аудирования, причём с использованием речи носителя – языка, что является одним из важнейших достоинств данной программы.
Итак, в заключение я хочу отметить, что использование нетрадиционных уроков или их элементов доступно каждому учителю. Стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что ваш предмет нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету. Нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ