Конспект урока на тему "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка"



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель МК Зам. директора по УПР

ГБПОУ СО «СЛРТ»

__________ М.В. Трифонова __________ Н.П. Панчурина

Протокол № __________ «____» __________ 2014 г.

«____» __________ 2014 г.

















Методический доклад по теме: Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка



Преподаватель иностранных языков: Белкина А.Ю.





















Саратов

2014

Тема моего методического доклада «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка» достаточно актуальна, так как в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий.

Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает в жизни и новые формы обучения. Важным критерием успешности работы преподавателя становится его самообразование, целью которого является овладение преподавателями новыми различными методами и формами преподавания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный учащийся живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимся. Кроме того, профессиональный стандарт педагога включает в себя такое понятие как профессиональная ИКТ-компетентность педагога, (т.е. «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо»).

Ещё несколько лет назад использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов поощрялась, однако не являлась для них обязательной.

Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

В своей работе я более подробно остановлюсь на применении электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка.

Поэтому, целью своей работы я определила: раскрыть роль электронных образовательных ресурсов в успешном овладении иностранным языком. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков,

  2. раскрыть многообразие форм применения компьютера и электронных образовательных ресурсов на уроке иностранного языка.

Используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.

Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы.

ЭОР – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию на машиночитаемых носителях и ту, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера.

Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы выделить их из общей массы ЭОР, их часто именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи и воспроизведения информации. Таким образом, ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.

Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ЭОР создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями. У каждого учащегося есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача преподавателя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

На своих уроках я использую разнообразные современные мультимедийные программы, с таких федеральных образовательных порталов как,

  • ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

  • ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов. "Bridge to English – Doki English” - это мультипликационный мир, где в игровой форме происходит обучение английскому языку. "Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс” помогает усовершенствовать восприятие английской речи на слух. "English in action. The royal family” – это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа "Профессор Хиггинс. Английский без акцента” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно.

Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. Работа над фонетикой с помощью компьютерной программы формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно. Компьютер позволяет учащемуся услышать свои ошибки, а не только увидеть. Это и приводит к повышению качества произношения учащихся. Программы, используемые для обучения лексике, используют наглядное предъявление слов; обеспечивают развитие как продуктивных, так и рецептивных лексических навыков; способствуют формированию навыков самостоятельной работы у учащихся. На сегодняшний день моя работа по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка проходит третий этап.

Первый этап - применение на уроках иностранного языка видов работы, основанной на зрительном восприятии учащимися учебного материала. Столкнувшись с проблемой разного уровня усвоения учащимися учебного материала, мною были апробированы разные формы и виды работы учащихся на уроке. Но, как показала практика, наилучший результат даёт использование зрительных образов.

По мере появления и освоения новых технических средств обучения появилась возможность разнообразить формы и методы работы на уроке, поэтому на втором этапе – главным направлением моей работы стало создание мультимедийных презентаций по английскому языку с помощью мультимедийной программы Power Point. (слайд) Третий этап – мною в настоящее время осваиваются возможности программы Smart Notebook к интерактивной доске Smart Board и их применение в учебной деятельности.

Использование интерактивной доски на уроках. Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. (используются при закреплении или отдельных блоков нового учебного материала, или при закреплении всей учебной темы, изученной в течение данного урока. Так, использование интерактивной доски на протяжении всего урока возможно на уроках-играх, уроках - защите творческих проектов).

Учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения:

  1. Фонетическую зарядку: разнообразные двигающиеся, всплывающие буквы помогают вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения.

  2. Грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала, закрепления и отработки его употребления в речевых конструкциях, отображенных на доске.

  3. Интерактивные кроссворды.

  4. «Рассыпанное слово».

  5. «Знакомые незнакомцы»: определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и т.д.

  6. Интерактивные иллюстрации.

  7. Интерактивные тесты.

Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого преподавателя.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству преподавателя с учащимися, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий. Таким образом, использование ЭОР позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово самого преподавателя.



Список литературы


1. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. – 2006. – № 12. – С. 103-105.

2. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.

4. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля. eidos/journal/2008/0201-8.htm.

5. Хижняк Е.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному языку/ Е.А. Хижняк // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2010. iteach.stup.ac/node/21

6. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. — № 5.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ