Конспект урока на тему "Психическое развитие детей трёх лет (родительское собрание)"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Родничок»
Психическое развитие детей трёх лет
Родительское собрание
Подготовила:
Воспитатель МДОУ №8
«Родничок»
Мачнова С.В.
Юрга 2010
Уважаемые родители!
Несколько месяцев назад Ваш малыш впервые пришёл в детский сад. Приятно сознавать, что самый трудный момент прошёл успешно. Дети освоились в нашем учреждении. Малыши за последнее время заметно повзрослели: им уже почти три года или уже исполнилось три года. Возможно, Вы на себе испытали изменения, которые происходят с детьми в период «первого взросления».
По мнению психологов, малыш в три года переживает один из кризисов. Кризисы развития – это относительно короткие периоды жизни, в течение которых человек значительно меняется, поднимается на новую ступень развития. Но главное, что происходит с ребёнком в этот период – он познаёт мир более широко. Это важный период для развития личности, так, как малыш начинает осознавать и познавать себя как личность. Стремительно развивается его интеллектуальная и эмоциональная сферы.
В возрасте трёх лет ребёнок может оценивать свои поступки с позиции добра и зла, сравнивать себя с другими. Он уже усвоил как надо вести себя и в то же время это не мешает ему хитрить.
Эмоции в этот период очень ярки, но неустойчивы. Все чувства безграничны, он в них целиком. Когда он радуется, то обычно с головы до пят, когда печалится, то безутешно, когда боится, то каждой клеточкой своего тела. Ребёнок уже способен рассказывать о своих эмоциях.
Как правило, в возрасте трёх лет ребёнок уже осознает свою половую ориентацию. Мальчики начинают вести себя как настоящие «мужчины», а девочки становятся «дамами». После трёх лет обычно начинается период романтической любви к своим родителям. Мальчики обожают своих мам, а девочки – отцов, испытывая ревность к родителям своего пола.
В этом возрасте ребёнку всё труднее обходится без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет, и поэтому появляется потребность в сверстниках. Однако к мнению своих сверстников дети обычно не прислушиваются. В этом возрасте они, как правило, играют рядом, но не вместе. Но совместная игра в этом возрасте очень важна. Ведь в процессе игры со сверстниками развивается и обогащается речь ребёнка.
Как правило, в этом возрасте малыш уже усваивает свой родной язык на 90%. Активный словарь ребёнка увеличивается буквально не по дням, а по часам. Он хорошо понимает обращённую к нему речь взрослого и может, повторить за ним предложение из 3 – 4 слов. Часто не правильно грамматически, но уже сам строит предложение и 3 – 4 слов. Уже может ответить на вопросы «Где?», «Куда?». Учитывая возрастную норму, чаще разговаривайте со своим малышом о тех предметах и вещах, которые ему знакомы, но не говорите о не понятных для ребёнка абстрактных понятиях. Малыш может понять и запомнить только то, что может реально увидеть или потрогать.
Как правило, все предложения дети произносят в настоящем времени. Их понятия о прошлом или будущем в известной мере ограниченно. Они часто путают, что случилось вчера, а что будет завтра.
Обычно в этом возрасте впервые начинает развиваться образное мышление. Благодаря стремительно растущему запасу слов, малыш запечатлевает не только названия предметов, но и их образы и символы. Он может рассказать о том, что увидел, особенно когда Вы зададите ему наводящие вопросы.
В этот же период ребёнок начинает осознавать себя как «Я». Он уже говорит о себе не в третьем лице «Маша девочка», а теперь появляется местоимение «Я» - «Я девочка». Дети начинают осознавать существование своего внутреннего мира. Свидетельство тому – появившаяся у ребёнка избирательность, интерес, выбор предметов. Вместо простого «хочу» или «не хочу» малыш начинает говорить: «Мне нравится» или «Мне не нравится».
В это период малыш начинает самоутверждаться. Формы самоутверждения очень разнообразны: ребёнок может спорить, кричать, дразнить. Для достижения своих целей малыш может притвориться больным. Может отказаться от еды потому, что «у него устал рот». Для получения желаемого эффекта дети успешно применяют и положительное воздействие на родителей (поцелуи, объятья, вежливые обращения).
Даже внезапные вспышки гнева – тоже признак самоутверждения. Требования, которые предъявляет малыш, могут сопровождаться визгом, криком, истериками. Почувствовав «слабость» родителей, ребёнок убеждается, что криком можно добиться многого. Как вести себя в этой ситуации? Всё зависит от конкретного случая. Иногда стоит не подчиняться капризам ребёнка, иногда ответить на его чувства, иногда – найти компромисс.
В это же время любимой фразой ребёнка становится «Я сам!». Возникает стремление к самостоятельности. Обычно он протестует против излишней опеки, может специально проделывать запрещенные вещи, демонстрируя свою независимость.
Особенности протекания этого периода развития во многом зависит от отношения к ребёнку взрослых. Важно, чтобы в семье было единение требований всех взрослых, желание понять и помочь малышу. Важно, чтобы родители понимали, что ни взрослые, ни дети не могут быть всегда «идеальными». И самое главное - любите своего малыша!
Список литературы:
Люблинская, А.А. Детская психология [ТЕКСТ]/ А.А.Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. -415 с.
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [ТЕКСТ]/ Г.А. Широкова. –Ростов –н/Д: «Феникс», 2005. – С.61 -69.
Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка [ТЕКСТ]/ А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС,С. 18 -24, 40 -48, 50 -56.
Лавлинская, Л. От года до трёх [ТЕКСТ]/Л. Лавлинская//Обруч. – 2008. - №1. С.18 – 20.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ