Конспект урока на тему "Учебная ситуация как средство формирования УУД"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
ЗАТО Шиханы Саратовской области»
«Учебная ситуация как средство формирования УУД»
подготовили
учителя начальных классов
Несмеянова Ирина Анатольевна,
Беляевская Татьяна Яновна
2014
«Учебная ситуация как средство формирования УУД»
Данный мастер-класс построен на интерактивной технологии социо/игрового стиля, которая была разработана В.М.Букатовым, доктором педагогических наук, профессором педагогики. Данная технология применяется от 3-4 лет до 85 лет в бизнесе и в образовании. Мастер-класс педсовета разработан так, чтобы преподаватели усвоили технологию проведения занятия на практике и смогли применить её на своих уроках.
Социо/игровая «режиссура урока», на которой и основывается данный мастер-класс, способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках. Социо/игровая «режиссура урока» основывается на организации работы учеников во временных «малых группках» (рабочих командах, учебных бригадах). По ходу «работы малыми группами» вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых во временных малых группах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний и(или) пониманий то одному приятелю (или сверстнику), то другому (или другим). Что неизбежно скажется на повышении эффективности обучения.
Существуют «Три кита» социо/игрового стиля, которые именуются в интерактивной «режиссуре урока» тремя ЗОЛОТЫМИ ПРАВИЛАМИ: Двигательная АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ; Смена МИЗАНСЦЕН, РОЛЕЙ, ТЕМПО/РИТМА на уроке; Работа учеников МАЛЫМИ ГРУППАМИ
«Планируя урок таким образом, чтобы чаще уходить и дольше оставаться в тени, учитель освобождает свое время, силы и желания для неспешных проб по освоению режиссерских премудростей в общении с детьми. Детально спланировать педагогически правильное общение — нельзя. Зато можно спланировать рабочую занятость учеников, освобождающую учителя для попутного выяснения сил и слабостей — и своих, и ученических».[2]
Ход педсовета
1.Деление на группы. Участники встают и строятся по возрастанию номеров своих квартир, затем рассчитываются на 1-7 (или 1-5); занимают свои места согласно номеру.
Деление на группы проходит стихийно. Варианты деления на группы могут быть самыми разными: по первой букве имени, по третьей букве фамилии и т.д. Количество групп устанавливается учителем. Идеальное число участников – 4.
Формируемые УУД: установление сотрудничества
2.Название команд. Участники придумывают название команды по первым буквам своих имен и записать их на доске.
Можно называть команды по-разному, но срабатывает причастность своего имени в названии команды. Это мотивирует слушателя и побуждает его к активной деятельности.
Коммуникативные УУД: Планирование и установление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учёт разных мнений; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; разрешение конфликтов.
Личностные УУД: самоопределение к деятельности; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам, гражданской идентичности личности.
3.Выбор посыльных и получение задания. Команды выбирают посыльного. И присылают его к ведущему. Все группы получают небольшие одинаковые тексты. Тексты должны быть не более печатного листа. Информация излагается кратко и доступно. По слову «пожалуйста» участники приступают к выполнению задания. Если команда выполнила задание, она встает. Остальные тоже встают. Первая команда садится, остальные доделывают стоя. Применяются здоровьесберегающие технологии, благодаря двигательной активности команд.
Коммуникативные УУД: установление сотрудничества, умение корректировать своё поведение, умение достаточно точно выражать свои мысли (учебную задачу)
Регулятивные УУД: Принятие и удержание учебной задачи.
4.Выполнение заданий. Перед текстом записывается название своей команды.
Участники определяют, сколько предложений в тексте, сколько букв «Р» в тексте, сколько в тексте глаголов и др.. Посыльный записывает все ответы на доске напротив названия своей команды.
Конечно, можно просто дать задание «Прочитайте текст». Но куда интереснее в тексте искать что-то «спрятанное»! Таким ненавязчивым способом происходит многократное обращение к тексту, фиксируя результаты задания на доске. Здесь важно не количество найденных точек и букв, а знакомство слушателя/обучающегося с новой для него информацией.
Личностные: мотивация учения
Регулятивные: волевая саморегуляция
Предметные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: планирование, разрешение конфликтов
С помощью посыльного участники меняют свои листы на другие, восстанавливают текст и оценивают свою работу, поставив оценку на листах. А посыльный поставит её на доске напротив названия своей команды.
Текст меняется на совершенно такой же, но с пропущенными словами и фразами. Таким образом, обучающимися фиксируется усвоение новой информации.
Коммуникативные: планирование; определение функций каждого участника, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликта; оценка действий партнёра; умение достаточно точно выражать свои мысли.
Познавательные: синтез (восполнение недостающих компонентов); построение логической цепи рассуждения
Личностные: осознание ответственности за общее дело;
5.Взаимооценивание. Команды встают и меняются местами по часовой стрелке, проверяю работу соседней команды и ставят оценку на листах и на доске. Это повторяется 2-3 раза.
6.Проверка проверяющих происходит по эталону, который получают посыльные.
Регулятивные УУД: внесение необходимых изменений и корректировка; оценка (осознание уровня усвоения); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
7.Рефлексия. Заполнение схемы (Приложение 2).
-Посыльный получает новое задание, в котором дана схема с пропущенными данными по исходному тексту. Участники должны по памяти её восстановить.
Предметные УУД
Общеучебные: моделирование;
Знаково-символические: выдвижение гипотез; синтез как восстановление целого из частей, восполняя недостающие компоненты); анализ.
Регулятивные УУД: Контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: формулирование доказательств, формирование монологической речи, диалог, дискуссия, оценка действий партнёра.
8.Подведение итогов. Самооценка.
-Какие результаты вы получили?
Современный урок в связи с требованиями Федерального государственного стандарта строится на системно-деятельностном подходе. Задача учителя на уроке не просто понятно и интересно донести информацию для ученика, а включить его в активную учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Данная технология позволяет не только интересно провести урок, но, благодаря ей, формируются все виды универсальных учебных действий, что и требует от современного учителя Федеральный государственный образовательный стандарт.
Источники информации:
2.Букатов В.М. Психология ДИДАКТИЧЕСКИХ игр.
Приложение 1.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы. Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. Учебная ситуация (новое понятие ФГОС) - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, частично – запоминают.
Цель учебной ситуации: построение такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определённого качества. Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и её «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения. Учебная ситуация состоится, когда у учащихся есть какое-то незнание, когда она создана учителем или присутствует личная мотивация к деятельности, когда существует значимость изучаемого материала и материал доступен.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
1. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса.
2. Отбор учебного материала.
3. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
4. Прогнозирование возможных действий детей.
Основные приёмы:
Привлекательная цель
Удивляй
Лови ошибку
Практичность теории
Вопросы к тексту
Построение графиков, диаграмм, таблиц
Круглый стол
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ