Конспект урока педагогики «Значение ручного труда для формирования личности ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 184 г. Владивостока»

















Конспект урока педагогики

«Значение ручного труда для формирования личности ребенка»











составила Марасанова Валентина Викторовна,

заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе








г. Владивосток

2013


Трудовое воспитание дошкольников – важное средство творческого и эстетического развития детей. Занятия по ручному труду должны способствовать формированию у детей 6 – 7 лет элементов технического и художественного мышления, а также конструктивных способностей. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению. Всё это поможет ребёнку в процессе обучения в школе, особенно при овладении письмом.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, в процессе занятий ручным трудом совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей, имеющих недоразвитие речи.

Занятия ручным трудом не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, сделать своими руками подарки родным и друзьям – всё это пригодится ребёнку в жизни.

И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать своими руками позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.

Содержание ручного труда составляют:

  • Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объёмных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);

  • работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих растений);

  • работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

  • работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

Для детей самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим своё лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Дети выполняют из бумаги различные двухмерные и трёхмерные формы. В процессе работы ребёнок исследует возможности применения бумаги, сгибая, разгибая, сжимая, разрывая её на части, но затем, объединяя их, получает новую форму.

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр из плотной бумаги.

Ребёнок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для получения нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребёнка, поскольку он создаёт всё новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зелёных травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребёнок черпает вдохновение непосредственно из природы и создаёт неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твёрдым, сочным, мягким? Что растёт на соснах и ёлках? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растёт на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким, закруглённым и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.

Особо выделяются занятия с глиной – лепка. Такие занятия способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности воспитанников, мелкую моторику рук, расширяют их художественный кругозор. Особое внимание на занятиях уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. В процессе этих занятий ребята знакомятся с народными промыслами.

По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, дети значительно расширяют словарный запас и кругозор, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и обработке понятий «больше-меньше», «уже», «короче», «длиннее». При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на занятиях математики. Занятия рукоделием также взаимосвязаны с занятиями по рисованию. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того большое значение имеет узора для вышивания, умение красиво выполнить отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда. Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают дети от сделанной своими руками салфетки, игрушки.

Работая с металлическим конструктором, дети не только учатся привинчивать одну деталь к другой, но и работать по чертежу. Занятия с конструктором развивают мелкую моторику, мышление, воображение.


Разделы по ручному труду:

  • работа с бумагой;

  • работа с тканью и нитками;

  • работа с природным материалом;

  • работа с конструктором;

  • работа с глиной.



























Литература

  1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва, Просвещение. 1983 г.

  2. Сергеева Д.В. Взаимосвязь образовательной области «Труд» и конструктивно – исследовательской деятельности. Москва, Просвещение. 2010 г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ