Конспект урока по теме "Конструктивные навыки поведения во время публичного выступления"

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселёвский горный техникум















Занятие-тренинг для обучающихся старшего школьного возраста, 1-2 курсов учреждений начального и среднего профессионального образования


Конструктивные навыки поведения во время публичного выступления







Подготовила:

Карпова Наталья Николаевна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории










Киселёвск, 2011

Занятие-тренинг


Тема: «Конструктивные навыки поведения во время публичного выступления»


Цель тренинга: обучение конструктивным навыкам поведения во время публичного выступления.


Задачи:

  • дать детям опыт личного проживания ситуации публичного выступления;

  • научить учащихся эффективным способам саморегуляции;

  • повышение сопротивляемости стрессу;

  • отработка навыков уверенного поведения;

  • способствовать развитию групповой сплоченности;

  • формировать адекватную реакцию на новую ситуацию;

  • формировать школьную мотивацию на уроках психологии.


Участники: группа учащихся 15-17 лет


Кол – во: 10 человек.


Условия проведения: аудитория со свободной зоной.


Оборудование: видеокамера, компьютер, презентация, колонки, стулья по количеству участников.


Раздаточный материал: бланки обратной связи, памятки по подготовке к публичному выступлению.


Структура занятия:

Занятие проводится в режиме тренинга.

Занятие рассчитано на 1час 30мин. – 2 часа.


Предполагаемый результат:

Отработка тактики и стратегии поведения в период подготовки к публичному выступлению, повышение уверенности в себе и своих силах.



Ход занятия:


Этапы занятия.

Формы работы

Примерное время

Содержание

Примечание

Ритуал приветствия


3 мин.

Начнем наше занятие традиционно – с ритуала приветствия. А как обычно люди приветствуют друг друга? С помощью чего? (рукопожатия)

Вот и мы сейчас будем приветствовать друг друга рукопожатием, но не всех, а только тех, у кого будет названый признак.

Итак, поприветствуйте друг друга те, кто родился в городе Киселевске.

- поприветствуйте друг друга те, кто любит кататься на лыжах.

- поприветствуйте друг друга те, кто отдыхал у моря.

- поприветствуйте друг друга те, у кого есть дом. животные.

- поприветствуйте друг друга те, кто в брюках.

- поприветствуйте друг друга те, кто любит выступать на публике.

Посадка в круге.

Сообщение цели занятия


2 мин.

Мы сейчас приветствовали друг друга, те кто любит выступать на публике. Но часто бывает так, что нам приходится выступать, независимо от наших желаний, в силу необходимости. Например, отвечая у доски на уроке, на конференциях, на КВНах и т. д. Не каждому это легко дается. Возникает волнение, которое порой мешает свободно изложить материал и выигрышно смотреться на сцене.

Вот сегодня мы будем учиться публичному выступлению. У вас будет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки своего выступления и откорректировать их, а так же познакомитесь с конкретными рекомендациями по работе со стрессом при подготовке и при выступлении.


Отработка навыка выступления



5 мин.









11 мин.

Для этого вспомните свои положительные качества, которые помогают вам при выступлении, и качества, которые мешают.

Об этом и нужно будет рассказать в течение 1 минуты, стоя перед аудиторией.

А остальные участники фиксируют в бланках, что хорошо получилось, в 1 колонке, а что можно было бы сделать по другому, во 2 колонке. На подготовку 3 минуты.

Первая на сцену приглашается …

(выступают по возможности все).

В круге сидят.


Раздаются бланки обратной связи.


3 мин.

Хорошо, теперь составим общий список качеств, которые помогают нам, при выступлении, и которые мешают.

Мини- лекция

5 мин.

Чтобы выступление было выигрышным, следует обращать внимание на позу (открытая или закрытая, покачивание, топтание на месте, стояние на внешней стороне стопы), движения (могут быть: прихорашивание, поглаживание себя, почесывание), жестикуляцию лучше горизонтальные, чем вертикальные – директивные), мимику (выступление должно быть эмоциональным), визуальный контакт с публикой (техника «Маятник», «Трехшаговая фиксация», плохо - если взгляд в пол, потолок, на 1 человека), ритм и паузы, сила голоса и интонация (следить за тем, чтобы в речи на было слов – паразитов, затянувшейся паузы, темп речи умеренный должен быть). В некоторых случаях уместны юмор и истории (если это к слову и иллюстрирует доклад). Уверенная интонация, своевременные паузы.

Просмотр презентации:


обращение к наглядности (список невербальных проявлений, мешающих выступлению)



Работа над проблемной ситуацией.


2 мин.









5 мин.

Но, кроме внешней стороны выступления, важное значение играет внутренний настрой.

Часто бывает, что выступающего одолевают страхи. Наиболее распространенные страхи перед публичным выступлениям следующие:

- страх потери информации;

- страх значимого лица в зале;

- страх, что в речи есть слова - паразиты.

Сейчас нужно разбиться на 3 группы, каждой из них я раздам карточку с названием одного из этих страхов.

Ваша задача, обсудив решить, как можно справиться с этим страхом.

На подготовку 5 минут. Затем представители от групп познакомят нас с результатами обсуждений.

Просмотр презентации.










Работа в 3 группах.

  1. Страх потери информации.

Возникает из–за волнения перед публикой, может помочь в этом план ответа, опорные слова, оформленные схемы, таблицы, приклеенные к доске, умение передать текст своими словами, заполнять паузы – перефразированием последнего предложения.

  1. Страх значимого лица в зале.

- попробовать решить конфликт с ним перед выступлением;

- идти с установкой «Я тебе докажу, что я лучший»

- представить ситуацию, что этот человек в неловком, смешном положении.

- если это человек, в которого вы, например, влюблены, поможет настрой «Смотри на меня и восхищайся!», а для вас шанс блеснуть и таким образом обратить на себя внимание.

3. Страх слов–паразитов в речи.

Репетировать перед зеркалом, родственниками, друзьями, просить, что бы они заостряли ваше внимание на этих словах, следить за речью. Наказывать себя за каждое сказанное слово – паразит (мыть пол, посуду…)


Информация для дополнения ведущим.

Игра «Волшебные слова»


5 мин.

Кроме этого, существуют волшебные слова, которые тоже могут помочь нам настроиться «Я смогу, я справлюсь, у меня все получится!».

Хотите проверить их действие?

Разбейтесь по парам, сядьте напротив друг друга.

1) 1 ученик протягивает перед собой правую руку, а партнер пытается опустить руку 1 – го ученика вниз.

2) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я слабый, у меня не получится» с соответствующей интонацией. А партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.

3) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я сильный, я справлюсь!» Партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.


Ну, что заметили разницу? Вот что значит сила самовнушения! Поэтому, готовясь к выступлению, настраиваем себя - «Я сильный! Я справлюсь!» Сделали глубокий вдох - и вперед на сцену.


Кроме аутотренинга (самовнушения), полезно уметь снимать напряжение расслаблением (релаксацией).

Проще и быстрее выполнить дыхательные упражнения.

Пересаживаются по парам.

Упр. дыхательное

«Я- спокоен»

1 мин.

Вдох – «Я»,

Выдох – «спокоен»


В круге.

Упр. дыхательное

«5 – 7»

1 мин.

Вдох на счет 1-5; выдох 1-7

Вдох на счет 1-7; выдох 1-9

Вдох на счет 1-9; выдох 1-12


Отработка навыка




















3 мин.


11 мин.

Теперь попробуем с учетом полученной информации подготовить публичное выступление.

Вам сейчас нужно будет подойти к столу и вытянуть карточку с темой своего выступления. Их все объединяет то, что они определенным образом влияют на здоровье в положительном или отрицательном смысле.

Тянут карточки.


Об этом и нужно будет рассказать в течение 1 минуты, стоя перед аудиторией. Это выступление будет сниматься на видеокамеру. Для того чтобы затем посмотреть на себя со стороны, отмечая сильные и слабые стороны своего выступления.

А остальные участники отмечают мысленно, что хорошо получилось, а что можно было бы сделать по – другому. При анализе обращайте внимание на схему обратной связи, на доске.

На подготовку 3 минуты.

Ставим стулья в 2 ряда как в зрительном зале.

Первая на сцену приглашается ….

(выступают по возможности все). После каждого выступления мы будем делать анализ. Наша цель - помочь выступающему понять сильные и слабые стороны своего выступления.







Пересаживаются

по типу зрительного зала.


Ведется видеосъемка.

11 мин.



11 мин.

Посмотрим, что получилось? (просмотр видеозаписи и обсуждение увиденного)


Обсуждение по время видеозаписи.

После просмотра видеозаписи внести в бланки обратной связи свои наблюдения и наблюдения товарищей.


Эта информация останется для вас, как напоминание о том, над чем можно вам поработать, для совершенствования ораторского искусства.

- Кто хотел бы поделиться впечатлениями от этого упражнения?

Просмотр видеозаписи.

В круге.




Раздаются бланки обратной связи и листы – подарки.








Подведение итогов









5 мин.



Я вам раздала листы–подарки, на них кроме бланков, есть информация – это мой подарок вам!

В ней говорится как психологически лучше подготовиться к выступлению и во время выступления. Пусть это будет памятка для вас, которой вы сможете воспользоваться в нужное время.


На этом наше занятие подходит к концу.

- Что для вас было наиболее интересно? Полезно?

- Что было трудным?


- Как вы оцениваете это занятие? Покажите с помощью пальцев.

1 палец – занятие для меня было неинтересно и не полезно,

2 пальца – средние показатели,

3 пальца – занятие было интересно и полезно.

Итак - раз, два, три!

В круге.

Ритуал прощания

1 мин.

Хорошо. А заканчиваем наше занятие ритуалом прощания.

Встаньте в круг спиной, поднимите левую руку вверх. Посмотрите в круг, друг на друга. Улыбнитесь.

-Пока! Пока!

Спасибо всем за участие! До свидания.


Итого:

1ч. 30 мин.




Использованные источники информации:

  1. Литература:

  • Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. [Текст]/З.В. Савкова, Спб: Знание, 2000. 188 с.

  • Сопер П.Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. [Текст]/П.Л. Сопер, Ростов-на-Дону. 1995. 448 с.


  1. Интернет-источники:


Приложение № 1.





КАК ЛУЧШЕ

ЗАПОМНИТЬ ТЕКСТ


  1. Прочитать и повторить;

  2. повторить через 15 минут;

  3. повторить через 1 час;

  4. повторить через 7 часов;

  5. повторить через сутки.


Приложение № 2.

Мешает выступлению:

  • поза (закрытая);

  • покачивание и топтание на месте, стояние на внешней стороне стопы);

  • движения (прихорашивание, поглаживание себя, почесывание);

  • жестикуляция (вертикальная – директивная);

  • мимика (выступление должно быть эмоциональным);

  • нет визуального контакта с публикой, взгляд в пол, потолок или на 1 одного человека (лучше, если - техника «Маятник», «Трехшаговая фиксация»;

  • речь монотонная, не соблюдается ритм, затянувшиеся паузы;

  • речь неуверенная.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ