Конспект урока по теме "Толерантность в системе гражданских ценностей. Опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму" 9 класс
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Волгограда
Конспект
профилактического занятия,
направленного на формирование толерантности у обучающихся посредством развития социально-нравственной и коммуникативной культуры.
Тема занятия:
«Толерантность в системе гражданских ценностей. Опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму».
Шевченко Елена Александровна
Социальный педагог МОУ СОШ №50
Волгоград – 2013
Цель: создание условий для развития толерантного и уважительного отношения к людям; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
Задачи:
познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
предоставить обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;
создать условия для развития внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;
прививать чувство доброты милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку;
содействовать развитию навыков разрешения конфликтов.
Оборудование: проектор, карточки, бумага, авторучка, мяч для большого тенниса.
Продолжительность занятия: – 40 минут
Количество участников: 25 человек, возраст 14-16 лет (9а класс)
Этапы работы
Цели и задачи этапа
Содержание этапа
Примечание
Вводная часть.
Цель: создание условий для активизации обучающихся к участию в предстоящем занятии.
Время – 5-7 минут
Начинаем занятие с упражнения «Знакомство». Ведущий называет своё имя и бросает мяч любому обучающемуся. Задача участника – поймать мяч, поблагодарить кинувшего, затем назвать своё имя и, бросив мяч, назвать имя того, кто его должен поймать. Важно запомнить, кто от кого ловил мяч и кому кидал. После того как мяч побывает у всех участников, он возвращается к ведущему.
Данное упражнение особенно ценно в начале занятия потому что способствует созданию благоприятной обстановки, доверительно-уважительных отношений между участниками занятия
Основная часть.
Цель: создание условий для развития стремления быть терпимым в обществе людей
Время – 7 минут
Задачи:
1.познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
2.предоставить обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;
3.способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления обучающихся;
4.прививать чувство доброты милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку
5. способствовать развитию навыков разрешения конфликтов
Время – 25 минут
- Ведущий: Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
- И наш разговор хотелось бы начать с рассказа китайской притчи «Ладная семья» (приложение 1):
Ведущий: Очень важно быть терпимыми по отношению друг к другу.
– А вы ребята как думаете что значит быть терпимым быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость?
Ответы обучающихся.
Вывод: Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Ответы обучающихся.
Вывод: Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Вопросы к обучающимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Работа в группах:
Обучающимся предлагается охарактеризовать толерантного человека (можно использовать лепестки ромашки), написать те черты характера, котором на их взгляд должен обладать толерантный человек. Далее обсуждение полученных результатов и выделение наиболее важных черт таких как:
Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
Сострадание
Принятие другого таким, какой он есть
Прощение
Толерантность
Принятие другого таким, какой он есть
Уважение прав других
Сотрудничество, дух партнерства
Милосердие, Уважение человеческого достоинства
Ответы обучающихся:
Просмотр обучающимися видеоролика «Адажио»
(обучающиеся обсуждают просмотренный видеоролик)
- Итак, ребята мы выяснили, есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
И каждый из Вас имеет право выбора?
- Ведущий: Итак, мы выяснили, что у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона, это войны конфликты. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
А задача перед нами всегда оставаться людьми, научится жить без конфликтов в мире и согласии. Всем известный три результата конфликта:
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
Совместная выработка правил управления конфликтом
(приложение № 2).
Ведущий: в заключение ещё хотелось бы додавить что важны условием жить «счастливо» э то значит уметь прощать.
Рассказ притчи мудреца (приложение №3)
Обращение к опыту обучающихся о понимании проблемы восприятия индивидуальности человека
Цель этой притчи побудить обучающихся к размышлению
о человеческих ценностях.
Показ презентации
Обучающимся после совместной выработки правил управления конфликтом специалист раздаёт заранее заготовленные памятки
В данной притче раскрывается значимость одной из человеческих добродетелей «умение прощать»
Заключительная часть
Цель: совместное осмысление результатов занятия, получение обратной связи от группы обучающихся.
Время – 8 минут
Задачи:
1.обобщить получение знания в ходе занятия через раскрытие актуальности темы занятия;
2. побудить обучающихся быть добрее и внимательней друг к другу.
Почему понятие «толерантность» актуально в настоящее время?
Перечень вопросов:
Проявлять толерантность – это значит?
Какими чертами характерами обладает толерантная личность?
Какие ассоциации у Вас возникают со словом «толерантность»
(ответы обучающихся)
Специалист: Насколько комфортно обучающиеся чувствовали себя на занятии?
Ответы обучающихся (работа с карточками: в зависимости на сколько комфортно обучающиеся чувствовали себя на занятии, на сколько актуально тема данного мероприятия для них обучающиеся демонстрируют красную карточку – высокая степень удовлетворённости, зелёная – средняя степень удовлетворённости занятием, жёлтая – низкая.
Ведущий: Не унижайте, не оскорбляйте и не давите на людей из-за того, что у них есть какие-то недостатки или просто они отличаются от вас.
Ведущий читает стихотворение Э. Асд. «Разные свойства»
Упражнение проводится для оценивания степени удовлетворенности занятием.
Чтение стихотворения с целью акцентирования внимания о важности воспитания культуры человеческих отношений
Приложение №1
Китайская притча «Ладная семья»
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.»
Приложение №2
ПАМЯТКА
Правила управления конфликтом
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров:
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Приложение №3
Притча мудреца
«Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»»
Список литературы:
Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности», Ж. «Внешкольник»-2002г. № 6.
Дмитриев Г.Д. «Многокультурное образование» - М,«Народное образование» 1999г.
Бобинова СВ. «Воспитание культуры толерантности»,Ж. «Начальная школа» № 8 - 2004 г.
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
Киянченко Е.А. «Учим детей общаться», Ж.«Начальная школа» № 6-2002 г.
Краткая философская энциклопедия, М., Прогресс-Энциклопедия. 1994 г.
Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование, 2002, № 1
Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.
Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. М. 1997 г.
Трубина Л. «Толерантная и интолерантная личность. Основные черты и отличия», ж. «Воспитание школьников» № 3 - 2003 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ