Коррекционно - развивающая направленность уроков математики в начальной школе в работе со слабовидящими детьми

Киреева Валентина Ивановна

ГС(К)ОУ школа-интернат №4 г. Тольятти

учитель начальных классов






«Коррекционно - развивающая направленность уроков математики в начальной школе в работе со слабовидящими детьми»



Тема данной работы выбрана мною не случайно. Она очень актуальна для контингента детей, с которыми мы работаем. Речь идет о слабовидящих учащихся, имеющих кроме нарушения зрения вторичные отклонения в развитии.

Моя работа направлена на совершенствование компенсаторно - коррекционной работы со слабовидящими детьми. Я работаю над поиском реальных методов и приемов, необходимых для эффективного усвоения учебного материала данными учениками. Провожу отбор содержания учебных программ по предметам с учетом коррекционно - реабилитационных задач, составляю программы индивидуальной и фронтальной коррекционной работы с детьми. Важным моментом в моей работе также является создание щадящего режима, комфортных условий и разумных требований по сохранности зрения и улучшению здоровья слабовидящих школьников, речь идет о здоровьесберегающих технологиях. У большинства детей, обучающихся в нашей школе, кроме слабого зрения, много сопутствующих заболеваний. Вот класс, в котором я работаю. Из 10 человек - 4 инвалида, ещё 3 ребенка имеют ЗПР.

Эффективность обучения таких детей достигнута будет только тогда, когда коррекционно - развивающая направленность в обучении будет иметь первостепенную значимость. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные затруднения в начальных классах, ведущее место занимает математика. Опыт показывает, что это часто связано с непониманием учащимися сути математических понятий, действий, закономерностей, а так же с недостаточной информационностью и жизненным опытом. На начальную школу для детей с нарушением зрения возлагаются задачи формирования у учащихся представления о натуральном числе, усвоения смысла и приемов выполнения арифметических действий, формирования прочных вычислительных навыков. Важными задачами являются: ознакомление учащихся с основными величинами и их измерением, практическое ознакомление с некоторыми зависимостями между ними; формирование представлений о некоторых, геометрических фигурах и их свойствах; выработка необходимых элементарных графических умений. Наряду с общими задачами развития младших школьников в обучении детей с нарушением зрения есть и специальная задача - коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных нарушением зрения, что является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии детей и отражается на усвоении ими математики. Замедленное и своеобразное зрительное восприятие учебного материала затрудняет целенаправленное наблюдение, оказывает отрицательное влияние на усвоение многих математических понятий, создает трудности при формировании и развитии пространственных представлений, точных чертежно - измерительных умений. Отрицательные последствия нарушения зрения выражаются также в затрудненности координации движений, в замедленном выполнении предметно - практических действий, в недостаточности чувственного опыта учащихся. Это отражается, например, на работе с дидактическим материалом, на понимании содержания задач. Диагностика, проведенная в классе, и наблюдение за детьми на уроках, выявили следующие психолого-педагогические причины и трудности при обучении математики (характерные для большинства учащихся):

  • недостаточное развитие смысловой памяти;

  • недостаточное развитие пространственных представлений;

  • недостаточная гибкость мыслительной деятельности;

  • недостаточность процессов анализа и синтеза;

  • трудности в установлении закономерностей;

  • трудности в соотнесении знаний и действий;

  • неразвитость способности к многоаспектному видению объекта;

  • отсутствие необходимой степени обобщения и сокращения математической информации.

Проведенная диагностика еще раз подтверждает, что обучение детей с нарушением зрения необходимо сочетать с коррекцией высших психических функций, на базе которых становится возможным формирование учебных навыков, знаний и умений. Значительное внимание при изучении математики уделяется достижению таких целей, как:

  • развитие у учащихся интереса, сопровождающегося высокой мотивацией к учебной деятельности;

  • осознанное понимание школьниками физического смысла математики, материальной сути абстрактных математических символов, знаков, действий, преобразований;

  • развитие мышления и восприятия на уроках математики для более успешного понимания детьми целого материала;

  • научение учеников практическому применению математики, использованию ее в повседневной жизни.

Для повышения интереса к уроку мы используем ИКТ, а так же и сюжетно - ролевые игры Они так организуют учебный процесс, что школьники «вынуждены» быть активными на уроке, так как получаемые ими знания и умения необходимы для участия в игре. Не научился - не сможешь играть вместе со всеми. От игры легче перейти к практической направленности заданий. Работы, связанные с применением и использованием математики в повседневной жизни, вызывают живой интерес у учащихся к данному предмету. Для того, чтобы математика стала для детей не только наукой, но и практической дисциплиной, мы пользуемся следующими приемами:

  • изменяем содержание задач, предлагаемых учебниками таким образом, чтобы они соответствовали тем условиям жизни и обстоятельствам, в которых находятся учащиеся;

  • в структуру уроков включаем проведение практических работ, во время которых школьники вынуждены применять полученные знания и умения по математике;

  • в домашние задания включаем проведение таких практических работ, которые часто встречаются в повседневной жизни, например, связанных с измерениями, сбором данных, составлением расписания и т.п.;

  • в контрольные и проверочные работы включаем задания связанные с практической деятельностью.

Тот материал, который дети проиграли на уроке, применили в жизни, становится частью их субъективного опыта. Они смогли его присвоить потому, что мы добились понимания учащимися математики, лучшего усвоения ими учебного материала. В заключении теоретической части мне хотелось бы систематизировать те приемы коррекционно - развивающей работы, которые позволяют добиваться понимания детьми учебного материала по математике.

  • Рассматриваем одни и те же понятия, действия с разных точек зрения, в разных условиях, при разных обстоятельствах. Например, чтобы дети в первом классе поняли счет, мы считаем объекты, различные действия, нематериальные объекты (такие как уроки, время и др.) геометрические фигуры и их части.

  • Учу детей систематизировать математические результаты и представлять их наглядно: в виде таблиц, графиков, диаграмм и пиктограмм.

  • Строю урок так, чтобы учащиеся имели возможность на практике выявлять математические закономерности, самостоятельно формулировать некоторые правила и выводы, исходя из проделанной работы.

  • Дети сравнивают, обобщают, находят сходства и различия между математическими символами, знаками, действиями, преобразованиями и т.д.

  • На уроках я занимаюсь не только развитием мышления и восприятия учащихся, но и активно задействую эти психические процессы, добиваясь того, чтобы школьники не столько запоминали предлагаемую им информацию, сколько усваивали ее в понятном для них виде. Добиваюсь того, чтобы дети умели задавать вопросы и высказывать предложения «как», «почему», «что случится, если». Опыт показывает, что если ребенок умеет сформулировать подобные вопросы, ответить на них, проверить свое предположение, то он не только понимает программный материал по математике, но и умеет активно изучать этот предмет.

Рассмотрим на конкретных примерах сочетание задач формирования элементарных математических представлений, коррекции вторичных отклонении в развитии и лечебно - восстановительной работы на уроках математики в 1 классе. На уроке, тема которого «Состав числа 5», можно дать задание: «Обвести по контуру три квадрата и две пирамидки». В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляются упражнения о форме предметов и соответственно формируются математические представления о числе. Обучая сравнению двух множеств, смежных чисел, так же можно использовать рисование по контуру, штриховку готовых контурных изображений. Например, на листе нарисованы две полоски. На верхней следует изобразить 5 квадратов, на нижней - б кругов. Нужно сравнить числа, уравнять их, дорисовать один квадрат на верхней полоске. Затем для закрепления порядкового счета можно предложить соединить прямыми линиями первый квадрат с четвертым кругом, второй квадрат с шестым кругом и т.д. В данном задании решались задачи формирования счетной деятельности и активного упражнения зрительных функций: выделение, прослеживание, фиксация и т. д. - т. к. рисование геометрических фигур, проведение прямых линий обеспечивает зрительный анализ формы объектов и пространственной ориентации на микроплоскости.

Детям с нарушением зрения трудно дается счет предметов в большом пространстве, расположенных по кругу в несколько рядов. Для формирования навыков правильной ориентировки и зрительного восприятия надо предлагать детям считать окружающие предметы и объекты. Общение в процессе счетной деятельности с реальным миром обогащает зрительные образы детей.

Для понимания пространственных отношений и признаков надо упражняться в размещении различных предметов и объектов на микро - и макро - плоскости. Такие задания могут носить характер зрительных и устных диктантов, когда дети по образцу или словесному указанию учителя располагают объекты. Широкое использование подвижных игр, движение и ориентировка по заданным схемам в соответствии со световыми, звуковыми сигналами и словом педагога обеспечивает формирование практического ориентирования в пространстве.

На этапе проверки домашнего задания ученикам предлагается ряд чисел, в беспорядке записанных на доске разными цветами. Задание: прочитать пример, ответ которого написан желтым мелом, при этом уточнить – где записан этот ответ на доске, прочитать пример, ответ которого написан в нижнем левом углу и уточнить – каким цветом он записан и т.п. Такое задание развивает цветовосприятие и способность учащихся ориентироваться на листе, в пространстве, уточняет ряд понятий. К тому же такое задание просто интересно. Для развития представлений о форме предметов, их пространственном расположении и формирования умений вкладывать и конструировать можно предлагать детям выкладывать из счетных палочек, спичек, природного материала, геометрических фигур простые предметные изображения и сюжеты. При конструировании подобных объектов закрепляются представления о счете, числе, связи между элементами в множестве, о независимости числа от его составных единиц и их пространственного положения. Использование конструирования на занятиях по математике способствует уточнению, конкретизации и обогащению зрительных представлений о форме, величине, пространственном расположении реальных объектов окружающей действительности и развитию творческого воображения.

Большие трудности возникают у учащихся при решении задач. Не понимая предметного содержания задач, дети решают их, опираясь на числовые данные и отдельные слова, которые привязывают к определенным арифметическим действиям. Причем ошибаются в выборе этих действий. Когда детям предлагается проиллюстрировать условие неверно решенной задачи и подсказывается, в случае необходимости, способ иллюстрирования, то они быстро устанавливают логическую зависимость между данными и искомыми величинами и находят верное решение. Прием иллюстрирования задач позволяет учителю получить информацию о том, механически или вполне осознанно ученик повторил условие задачи.

Следующим важным условием успешного решения задачи является словарная работа. Многие слова, используемые слабовидящими детьми, не подкреплены достаточным запасом конкретных представлений. К разбору задачи, ее решению следует приступать только тогда, когда есть уверенность в том, что все слова условия поняты детьми. Часто в задачах, решенных детьми с глубоким нарушением зрения, встречается несоответствие между правильно выполненными действиями с числами и неверным объяснением. Анализ формулировок вопросов, пояснений к действиям и ответов к задачам позволяет выявить пробелы в понимании учащимися разных жизненных ситуаций, значений отдельных слов и своевременно провести конкретную коррекционную работу. Анализ самими детьми придуманных задач также является одним из видов коррекционной работы (Скорость пешехода не может быть 50 км/час, нет шоколадок стоимостью 50 коп. и т. п.) Интересным приемом является задание на отбор нужной схемы записи краткого условия задачи. Учитель читает условие задачи, затем вывешивает 3-4 схемы краткой записи. Ученики должны выбрать ту схему, которая соответствует условию задачи, прочитанной учителем. Эти задания нацелены на активизацию внимания, познавательную деятельность, зрительное восприятие, иными словами, на интенсивную работу комплекса анализаторов. Очень нравятся ребятам задачи и различные задания с использованием ИКТ.

Коррекционно - развивающие упражнения должны использоваться учителем систематически; они могут быть включены на любом этапе урока. Вид упражнения определяется целью и задачами уроки, а так же стоит в прямой зависимости от того, какие анализаторы будут наиболее задействованы. Именно для них и разрабатываются эти упражнения. Речь идет о «прочистке» каналов, по которым будет поступать информация на уроке.

Для учителя важным должно быть не количество слов, примеров, заданий, а качество работы каждого ученика; была ли в учебном процессе задействована система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующего учащихся к активной мыслительной деятельности.

6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ