Коррекционно-развивающая программа по устранению детской агрессии
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида
ст. Казанской Верхнедонского района
(ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида)
Рассмотрено на Утверждаю:
заседании МО Директор ______
учителей С.А. Долженкова
« 30 » 08. 2011 г. « 31 » 08. 2011 г. председатель МО:
С.П. Токова ______
Коррекционно-развивающая программа
по устранению детской агрессии.
Составитель: педагог-психолог Н.В. Меджорина
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Особое внимание в школе-интернате уделяется агрессивности учащихся.
За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний, резко увеличилось число детей-инвалидов и психически не здоровых детей.
Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессивности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направлениями в работе школы-интерната.
У учащихся школы-интерната по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и организуется коррекционная работа.
По результатам наблюдений за поведением учащихся в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические, резидуально-органические, социально-бытовые, ситуационные, психические, социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности.
Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми: детьми и взрослыми.
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.
Задачи:
- развивать у нерешительных учащихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;
- учить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- стимулировать положительные эмоции у агрессивных учащихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;
- снижать уровень агрессивности;
- корректировать агрессивность у учащихся;
- учить учащихся признавать собственные ошибки, переживания чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
- снижать эмоциональную напряженность учащихся;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру учащихся;
- корректировать поведения учащихся с помощью игротерапии;
- выявлять психологические причины, вызывающие состояние агрессивности учащихся;
- выявлять аномалии поведения учащихся и предупреждать их дальнейшее развитие;
- учить учащихся выплескивать гнев без агрессии;
- отслеживать агрессивное состояние ребенка;
Длительность программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
Программа составлена для учащихся 1-4 классов с агрессивным поведением с учетом психолого-возрастных особенностей детей.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- осознавать через слово особенности, причины и последствия своего агрессивного поведения;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах.
Настоящая программ позволяет:
- снизить уровень агрессивности учащихся;
- снизить уровень личностной тревожности учащихся;
- повысить уровень эмпатии учащихся;
- повысить контроль ученика над своими эмоциями;
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во часов
Дата
Обязательный минимум
Мониторинг
Знать
Уметь
1
Занятие № 1. «Знакомство»
1
2.09
Определённые эмоциональные состояния.
Владеть собой.
2
Занятие № 2. «Продолжаем знакомиться»
1
9.09
Определённые эмоциональные состояния.
Владеть собой.
3
Занятие № 3. «Каков я на самом деле»?
1
16.09
Определённые эмоциональные
Владеть собой.
4
Занятие № 4. «Моя индивидуальность»
1
23.09
Уменьшение импульсивных реакций
Подчинять себя обстоятельствам.
5
Занятие № 5. «Познание своего Я»
1
30.09
Уменьшение импульсивных реакций.
Подчинять себя обстоятельствам.
6
Занятие № 6. «Агрессивность»
1
7.10
Уменьшение импульсивных реакций.
Подчинять себя обстоятельствам.
7
Занятие № 7. «Мои эмоции»
1
14.10
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
8
Занятие № 8. «Мой гнев»
1
21.10
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
9
Занятие № 9. «Калейдоскоп чувств»
1
11.11
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
10
Занятие № 10. «О конфликтах»
1
18.11
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей
Формировать адекватные формы поведения.
11
Занятие № 11. «Работа с обидами»
1
25.11
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Формировать адекватные формы поведения.
12
Занятие № 12. «Мои сильные стороны».
1
2.12
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Формировать адекватные формы поведения.
13
Занятие № 13. «Моё спокойствие»
1
9.12
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Формировать адекватные формы поведения.
14
Занятие № 14. «Уверенное поведение»
1
16.12
Навыки самостоятельного решения.
Подчинять себя обстоятельствам.
15
1
23.12
Навыки самостоятельного решения.
Подчинять себя обстоятельствам.
16
Занятие № 16. «Будьте собой, но в лучшем виде»
1
13.01
Навыки самостоятельного решения.
Подчинять себя обстоятельствам.
17
Занятие № 17. «Правильные поступки!»
1
20.01
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
18
Занятие № 18. «Трудное слово «нет».
1
27.01
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
19
Занятие № 19. «Мой гнев».
1
3.03
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом
20
Занятие № 120. «Вежливые хозяева».
1
10.02
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом
21
Занятие № 21. «Как справится с плохим настроением».
1
24.02
Уменьшение импульсивных реакций.
Подчинять себя обстоятельствам.
22
Занятие № 22. «Если я злюсь…»
1
18.02
Уменьшение импульсивных реакций.
Подчинять себя обстоятельствам.
23
Занятие № 23. «Чем мы отличаемся друг от друга».
1
3.03
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Видеть ситуацию с разных сторон.
24
Занятие № 24. «Верь в себя».
1
10.03
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Видеть ситуацию с разных сторон.
25
Занятие № 25 «Бежим от злости».
1
17.03
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Видеть ситуацию с разных сторон.
26
Занятие № 26«Знаток чувств».
1
31.03
Навыки самостоятельного решения.
Подчинять себя обстоятельствам.
27
Занятие № 27. « Словарик хороших слов».
1
7.04
Определённые эмоциональные состояния.
Владеть предлагаемыми упражнениями.
28
Занятие № 28. «Учимся говорить себе стоп».
1
14.04
Определённые эмоциональные состояния.
Владеть предлагаемыми упражнениями.
29
Занятие № 29. «Игра для профилактики и разрешения конфликта «Волшебный шарик».
1
21.04
Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем.
Подчинять себя обстоятельствам.
30
Занятие № 30 «Учимся говорить себе стоп».
Техника «Разрывание бумаги»
1
28.04
Определённые эмоциональные состояния.
Владеть предлагаемыми упражнениями.
31
Занятие № 31
«Бежим от злости»
1
5.05
Навыки уверенного поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
32
Занятие № 32 «Как добиться успеха».
1
12.05
Навыки самостоятельного решения.
Подчинять себя обстоятельствам.
33
Занятие № 32 «Верь в себя».
1
19.05
Навыки самостоятельного решения.
Формировать уверенность в себе
34
Занятие № 32 « Подведение итогов»
1
26.05
Навыки поведения.
Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
Всего:
34 ч.
Список литературы
1. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.
3. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
6. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.
7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.
9. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
10. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.
11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.
12.Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Прогресс, 2001 г.
13.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Генезис, 1993г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ