Коррекционно-развивающая программа по устранению детской агрессии

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

ст. Казанской Верхнедонского района

(ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида)


Рассмотрено на Утверждаю:

заседании МО Директор ______

учителей С.А. Долженкова

« 30 » 08. 2011 г. « 31 » 08. 2011 г. председатель МО:

С.П. Токова ______








Коррекционно-развивающая программа

по устранению детской агрессии.









Составитель: педагог-психолог Н.В. Меджорина

2012-2013 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Особое внимание в школе-интернате уделяется агрессивности учащихся.

За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний, резко увеличилось число детей-инвалидов и психически не здоровых детей.

Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессивности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направлениями в работе школы-интерната.

У учащихся школы-интерната по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и организуется коррекционная работа.

По результатам наблюдений за поведением учащихся в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические, резидуально-органические, социально-бытовые, ситуационные, психические, социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности.

Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми: детьми и взрослыми.


Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.


Задачи:

- развивать у нерешительных учащихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;

- учить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- стимулировать положительные эмоции у агрессивных учащихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;

- снижать уровень агрессивности;

- корректировать агрессивность у учащихся;

- учить учащихся признавать собственные ошибки, переживания чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

- снижать эмоциональную напряженность учащихся;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру учащихся;

- корректировать поведения учащихся с помощью игротерапии;

- выявлять психологические причины, вызывающие состояние агрессивности учащихся;

- выявлять аномалии поведения учащихся и предупреждать их дальнейшее развитие;

- учить учащихся выплескивать гнев без агрессии;

- отслеживать агрессивное состояние ребенка;





Длительность программы 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.


Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.


Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.


Программа составлена для учащихся 1-4 классов с агрессивным поведением с учетом психолого-возрастных особенностей детей.


К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- осознавать через слово особенности, причины и последствия своего агрессивного поведения;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- работать самостоятельно в парах, в группах.


Настоящая программ позволяет:

- снизить уровень агрессивности учащихся;

- снизить уровень личностной тревожности учащихся;

- повысить уровень эмпатии учащихся;

- повысить контроль ученика над своими эмоциями;











Календарно – тематическое планирование


п/п


Содержательные линии

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

Мониторинг

Знать

Уметь

1


Занятие № 1. «Знакомство»

1

2.09

Определённые эмоциональные состояния.

Владеть собой.


2


Занятие № 2. «Продолжаем знакомиться»

1

9.09

Определённые эмоциональные состояния.

Владеть собой.


3


Занятие № 3. «Каков я на самом деле»?

1

16.09

Определённые эмоциональные

Владеть собой.


4

Занятие № 4. «Моя индивидуальность»

1

23.09

Уменьшение импульсивных реакций

Подчинять себя обстоятельствам.


5

Занятие № 5. «Познание своего Я»


1

30.09

Уменьшение импульсивных реакций.

Подчинять себя обстоятельствам.


6

Занятие № 6. «Агрессивность»

1

7.10

Уменьшение импульсивных реакций.

Подчинять себя обстоятельствам.


7

Занятие № 7. «Мои эмоции»

1

14.10

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


8

Занятие № 8. «Мой гнев»

1

21.10

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


9

Занятие № 9. «Калейдоскоп чувств»

1

11.11

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


10

Занятие № 10. «О конфликтах»

1

18.11

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей

Формировать адекватные формы поведения.


11

Занятие № 11. «Работа с обидами»

1

25.11

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Формировать адекватные формы поведения.


12

Занятие № 12. «Мои сильные стороны».




1

2.12

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Формировать адекватные формы поведения.


13

Занятие № 13. «Моё спокойствие»


1

9.12

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Формировать адекватные формы поведения.



14

Занятие № 14. «Уверенное поведение»

1

16.12

Навыки самостоятельного решения.

Подчинять себя обстоятельствам.


15

Занятие № 15. «Переоценка»

1

23.12

Навыки самостоятельного решения.

Подчинять себя обстоятельствам.


16

Занятие № 16. «Будьте собой, но в лучшем виде»

1

13.01

Навыки самостоятельного решения.

Подчинять себя обстоятельствам.


17

Занятие № 17. «Правильные поступки!»

1

20.01

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


18

Занятие № 18. «Трудное слово «нет».

1

27.01

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


19

Занятие № 19. «Мой гнев».


1

3.03

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом


20

Занятие № 120. «Вежливые хозяева».


1

10.02

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом


21


Занятие № 21. «Как справится с плохим настроением».


1

24.02

Уменьшение импульсивных реакций.

Подчинять себя обстоятельствам.


22

Занятие № 22. «Если я злюсь…»


1

18.02

Уменьшение импульсивных реакций.

Подчинять себя обстоятельствам.


23

Занятие № 23. «Чем мы отличаемся друг от друга».


1

3.03

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Видеть ситуацию с разных сторон.


24

Занятие № 24. «Верь в себя».

1

10.03

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Видеть ситуацию с разных сторон.


25

Занятие № 25 «Бежим от злости».


1

17.03

Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Видеть ситуацию с разных сторон.


26

Занятие № 26«Знаток чувств».

1

31.03

Навыки самостоятельного решения.


Подчинять себя обстоятельствам.


27

Занятие № 27. « Словарик хороших слов».

1

7.04

Определённые эмоциональные состояния.

Владеть предлагаемыми упражнениями.




28

Занятие № 28. «Учимся говорить себе стоп».

1

14.04

Определённые эмоциональные состояния.

Владеть предлагаемыми упражнениями.


29

Занятие № 29. «Игра для профилактики и разрешения конфликта «Волшебный шарик».

1

21.04

Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем.

Подчинять себя обстоятельствам.



30

Занятие № 30 «Учимся говорить себе стоп».

Техника «Разрывание бумаги»

1

28.04

Определённые эмоциональные состояния.

Владеть предлагаемыми упражнениями.


31

Занятие № 31

«Бежим от злости»

1

5.05

Навыки уверенного поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


32

Занятие № 32 «Как добиться успеха».

1

12.05

Навыки самостоятельного решения.

Подчинять себя обстоятельствам.


33

Занятие № 32 «Верь в себя».

1

19.05

Навыки самостоятельного решения.

Формировать уверенность в себе


34

Занятие № 32 « Подведение итогов»

1

26.05


Навыки поведения.

Управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.


Всего:

34 ч.























Список литературы


1. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

3. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

6. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.

7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

9. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

10. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.

11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.

12.Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Прогресс, 2001 г.

13.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Генезис, 1993г.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ