Логопедическое занятие для детей младшего школьного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи Тема : Игра- соревнование «Страна Звуков»

Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Специальная ( коррекционная) школа –интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида п. Алексеевка Хвалынского района».








Логопедическое занятие для детей младшего школьного


возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи ).



Игра- соревнование « Страна Звуков».












Учитель- логопед

Хвалина Елена Николаевна.












Игра- соревнование « Страна Звуков».

( занятие для детей младшего школьного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи ).


Цели


Коррекционно- образовательные:

- формировать практические умения и навыки пользования исправленной ( фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной ) речью.

Коррекционно – развивающие:

- умение проводить звуко- буквенный анализ и синтез слов;

- совершенствовать просодическую и лексико- грамматическую стороны речи;

- развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно- логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные:

- научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

- формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.


Оборудование


Наглядный материал для игры « Почему буква а осталась одна», напечатанные буквы, картинки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, мольберт, магнитная доска, нарисованные изографы.


Организационный момент



Логопед здоровается с детьми, объявляет тему занятия.


I Общая артикуляционная гимнастика.


Цель: Выработка правильных движений и нужных положений органов речи ( артикуляционных укладов) для чёткого произношения звуков.


« СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ ».


Жил- был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся , что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.


Догадался? Этот домик - рот. Двери в домике то открываются , то закрываются. Вот так: ( рот закрыть - открыть) . Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика ( высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык « лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился ( язык « стрелочкой» ) , спрятался в домик и закрыл за собой дверь ( язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. Вот так: языком стучим в зубы, произносим « д-д-д».

Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел : « и-и-и» . Как он пел? Хочешь спеть « и-и-и» вместе со мной? Тогда помогай мне : и-и- и ( поют негромко). « С-с-с-с, - полилась из крана вода. - Язычок , выучи, пожалуйста, и мою песенку».

« Хорошо, - согласился Язычок и запел : « с-с-с-с ( произносится отрывисто ) .

Язычок посмотрел на часы, они тикали: « тик- так» ( рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

« Пора и мне спать» , - подумал Язычок. Свернулся клубочком.


II . Игра « Почему буква а осталась одна».

Цели: - развивать творческое воображение и связную речь.

- обучать навыкам чтения.


Логопед выставляет на наборное полотно карточку с изображением машины.


Логопед: Послушайте приключения букв из книги В.В. Волиной « Занимательное азбуковедение».

Приключения буквы.


Нарисовал карандаш машину « Победа» . ( Логопед складывает под картинкой напечатанными буквами слово « Победа» на магнитной доске).

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква п. « Поставлю её, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унес. ( С машины исчезает буква п . В дальнейшем при чтении сказки логопед или дети в нужных местах снимают буквы. ).

Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:

- Нет у меня сегодня …

- Обеда, - подсказали буквы.

- Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву о под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку выпрыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел : беда.

- Ой, где беда?! - заметался Зайчик.

Налетел с перепугу на букву б . Отскочила она, за рябину упала.

А Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: еда. А в траве и верно еда: лягушек - сколько хочешь. Приделал Аист к букве е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унёс.

Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

- Да.

Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква – а. Стоит одна- одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

Утешьте её, ребята, - верните буквы обратно, сочините сказку дальше или напишите рядом другие буквы, чтобы слово какое- нибудь получилось. Чтобы не скучать букве а без работы, без друзей- товарищей, дадим букве а другую работу. Попросим её превратить одни слова в другие.

Вот слова: пар, вар, пила , мак . ( и др. слова)

По сказке С.В. Погореловского

III Физминутка.


Комплекс « Волшебный сон».


Цель: саморасслабление.


Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем ( 2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело ( 2 раза)

Будто мы, лежим, на травке,

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко.. ровно…глубоко

( пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!


IV. Изографы.

Цель: развитие процессов мышления, воображения, логического заключения.


Гусь, дом, яблоко, страус, утюг, часы, сумка, горох, ключ, лягушка.


V. Итог занятия.

Логопед оценивает работу группы , отмечая успехи каждого ученика.



Литература:

  1. Выгодская И.Г. , Пеллингер Е.Л. , Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993.

  2. Крутий Е.Л. Весёлая логопедия. – Д.: Сталкер, 2000.

  3. « Логопед» .Журнал. 2009 г. № 1.

  4. Новоторцева Н.В. Рабочая тетерадь по развитию речи. На звуки ( с) , ( с ).-

Ярославль. : Академия развития . 1996.

5. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. М.: ЮНВЕС, 2000.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ