Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

32


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28

округа Муром









Методическая разработка

«Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность»








Автор Парамонова Наталья Валентиновна,

учитель начальных классов




















г. Муром

2013 г.


Содержание.

Введение ……………………………………………………………………………2 стр.


1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальной

культуры младших школьников………….…………………………………… .…4 стр.

1. 1.Понятие социальной культуры…………….………………………………....5 стр.

1.2. Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную культуру………………………………………………………..……………………7 стр.

2. Формирование социальной культуры младших школьников через организацию проектной деятельности……….……………………………………..8 стр.

3. Формирование социальной культуры через проект «Школа – как семья» …..10 стр.

4. Методики исследования сформированности социальной культуры ………….28 стр.


Заключение …………………………………………………………………………29 стр.

Список литературы…………………………………………………………………..30 стр.






























Введение.

Проблема формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальность проблемы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых происходит процесс социализации. Сегодня жизнеспособность общества зависит от сформированности у молодого поколения духовного иммунитета, который вырабатывается в приобщении к традициям и многовековой культуре собственного народа.

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Модернизация системы образования в России на пороге ХХI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Необходимо создать такую образовательную среду, в которой созданы необходимые условия для развития социально – значимых качеств личности ученика.

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, освоение стратегий социального поведения, имеет большое значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной культуры младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.

Одно из основных положений проекта Концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия призваны развить способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Проектная деятельность должна занять одно из ведущих мест в формировании универсальных учебных действий, а именно в области формирования социальной культуры младшего школьника.


Цель работы: разработка методических рекомендаций по формированию социальной культуры младших школьников через организацию проектной деятельности.

Задачи:

- обосновать значимость проектной деятельности как эффективного средства

формирования социальной культуры учащихся начальных классов;

-определить место проектной деятельности в учебном процессе (из опыта

работы);


































  1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальной культуры младших школьников.

В большом толковом словаре по культурологи Б.И. Кононенко даёт такое определение: «социальная культура представляет собой отношения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты».

Э. Дюркгейм заложил в основу понятия «социальная культура» систему идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда можно сформировать гражданина своей страны, нравственную личность.

Близкой своему опыту я считаю идеи Н.Е. Щурковой, которая считает что «Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Главная задача педагога - передать детям за короткий период их детства и юности духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества».

Рассматривая проблему педагогического содействия социализации младшего школьника, я опиралась на идею активного влияния социальной среды на развитие ребёнка А.В.Мудрик, который считает, что термин «социализация» не имеет однозначного толкования. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в новую среду. С другой стороны, он обогащает среду, привнося за счёт своей активности систему своих социальных связей. Из сочетания этих социальных новообразований формируется социальный опыт познания, отношений и деятельности, то есть личность социализируется. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника .



1.1. Понятие социальной культуры.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое

Социальная культура и компетентность – понятия сложныее. Они только входят в педагогическую науку (термин социальной педагогики).

Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание.

Компетенция - (лат. сompetentia – принадлежность по праву)- возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание+действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Другими словами – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.[8]

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Значение данного результата образования состоит в том, что:

  1. овладевая каким – либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности (говоря о «способе деятельности», а не о «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должны происходить: 1) присвоение цели учащимися, а значит ситуация, позволяющая осознать процесс управления своей деятельности, и 2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, установок, ценностей и т. п.), - поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно);

  2. формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления «слой», необходимый для формирования компетенции;

  3. компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;

  4. именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально – экономической ситуации.[2]

Основу социальной культуры составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная культура определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной культуры считаю формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них.

Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социально культурного поведения. Культуру надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Выделить эти образования можно на основе анализа задач и особенностей возраста.

Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.

Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции.

В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и

глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной культуры важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому эффективным средством в формировании социальной культуры считаю важным выделить метод проектов. Именно этот метод предполагает включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия при оказании им педагогической помощи со стороны учителя.



1.2.Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную культуру.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Целью образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться (УУД).

Каждый блок отвечают за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.

Социальная компетенция

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Общекультурная компетенция

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Коммуникативная компетенция

способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность  первичных навыков саморегуляции.





































2. Формирование социальной культуры младших школьников через организацию проектной деятельности.


Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.

Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников:

  • видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;

нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;

  • освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;

  • объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;

  • понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;

  • осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Явственна и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека.

Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Работа над проектом осуществляется поэтапно и позволяет отслеживать такие показатели развития качества как:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • умение ориентироваться на моральную норму;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • умение решать проблемы и задачи.


Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс.

Проектная деятельность во внеучебной деятельности преимущественно формирует: ценности деятельности, общения, самообразования; привычку быть мобилизованным; личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.







































3. Формирование социальной культуры через проект «Школа – как семья»

 Проект «Школа как семья» рассчитан на 4 года обучения (1 – 4 класс). Для организации воспитательной деятельности с классом используется идея создания сообщества детей младшего возраста и взрослых(родителей, педагогов, старшеклассников, социальных партнеров), оформленная в виде программы.

Программа включает в себя 8 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации.

1 класс (1-ый уровень)- «Окно в мир!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень)- «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень)- «Я - мастер!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

4 класс (4-ый уровень)- «Жизнь дана на добрые дела!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы, участие в совместных акциях со взрослым сообществом.

В сентябре перед первоклассниками предстает Ученый кот, на стартовой линейке, посвященной Дню знаний он раздает 8 указателей - блоков-модулей «Школы как семья»

Программа «Школа как семья», предоставляет возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы модулей социальной культуры, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. В ходе реализации модулей развития социальной культуры повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения, успешность ученика.



Содержание программы отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, отражающие пути реализации данного модуля.







































Формирование социальной культуры из опыта работы


Предлагаю рассмотреть внедрение проектной деятельности во внеурочную работу, на примере нашей школы по работе над модулями программы «Школа и семья – социальные партнеры».


Блок -модуль

«Дом радости и школьных традиций»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


  • День города;

  • День школы;

  • День народного единства;

  • участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»;

  • Школьный конкурс военно-патриотической песни «О подвигах, о доблести, о славе»;

  • День космонавтики;

  • Акция «Поздравь ветерана» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда, детей войны);

  • Факельное шествие

  • День России;

  • интеллектуальные игры;

участие в окружных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности




Блок - модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • День знаний;

  • выполнение творческих заданий по разным предметам;

  • посещение учреждений культуры;

  • Неделя открытых дверей;

  • КТД эстетической направленности;

  • Последний звонок;

  • организация экскурсий по историческим местам Владимирского края, России;

  • участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;

  • Школьный фестиваль искусств, конкурс Бального танца;

  • День культуры в школе

  • Выпускные вечера;

  • участие в фестивалях игры КВН;

  • совместные мероприятия с библиотекой;

вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Блок - модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • День школы;

  • День урожая;

  • Акция «Оставим елочку в лесу»;

  • организация ежедневного дежурства по кабинетам школы;

  • организация дежурства по школе;

  • организация субботников по уборке территории школы и поселка (в т.ч. «Марш парков»);

  • профориентационные экскурсии на предприятия;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;




Блок -модуль

«Здоровье – это жизнь»

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  • День Здоровья;Турслет

  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

  • работа школьного общественного наркопоста;

  • участие в спартакиаде школьников;

  • акция «Живи ярко и стильно без наркотиков»;

  • Акция «Мы выбираем жизнь!»

  • спортивные мероприятия;

  • беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

  • участие в массовых мероприятиях «День защиты детей»;

  • акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

проведение диспансеризации



Блок - модуль

«Моя планета»

.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • участие в экологических акциях;

  • организация экскурсий по историческим местам Владимирского края;

  • экологические субботники;

  • организация и проведение походов выходного дня;

  • участие в экологических конкурсах;

  • дни экологической безопасности;

  • День птиц;

  • участие в окружных, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;

  • конкурсы «Мир заповедной природы», «Зеркало природы»;

  • участие в реализации проектов по благоустройству территории;











Содержание программы первого года обучения. 1 уровень.

Блок «Окно в мир»


Сроки реализац.

Название модуля. Тема.

Направление

деятельности

Содержание

деятельности учащихся, родителей

Форма работы

Цель

Сентябрь, 1-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Разведка осенних примет»

Эколого-

краеведческое.


За время экскурсии в парке сообща находят как можно больше фактов, подтверждающих приход осени. Сочиняют красивые предложения, стихи об осени.

Совместная экскурсия.

Развивать наблюдательность,эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного

Сентябрь, 1-я нед

Модуль «Школа социальных наук»

Коммуникативное

Классный руководитель открывает ученикам секреты школьной жизни через диалоговую форму общения

Беседа -диалог «Я - ученик. Что это значит?»


«Я – член общества. Как мне себя вести?»      

Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений


Сентябрь, 1-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


Встреча с инспектором ГИБДД Даниловым

Научно-познавательное, Личностное, саморегулятивное

Беседа инспектора ГИБДД по ПДД

беседа

Воспитание ответственности за свою жизнь, здоровье

Сентябрь 2 нед

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Организация спортивных команд детей и родителей

Игровая программа

Воспитание дружбы,взаимовыручки.

Сентябрь, 3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Просмотр видеофильмов по ПДД





Социально – значимая деятельность детей

Кл.час по ПДД «Мы выбираем безопасный путь в школу»


Акции «Мы выбираем жизнь»!

Воспитание ответственности за свою жизнь, здоровье

Сентябрь, 3-я нед.

Модуль «Школа социальных наук

«Кто я? Какой я?»

Личностное, саморегулятивное

Придумывают и оформляют страницы для портфолио- рассказ о себе.




Россия и ее соседи.

Индивидуальный, творческий, краткосрочный проект


Диспут «Хорошие и плохие люди»




Формирование положительной «Я- концепции», мотивирование на творчество

Октябрь, 1-3 неделя

«Дом радости и школьных традиций»


Гражданско - правовое

Знакомство с государственными символами России, правами ребенка , изложенными в Конвенции ООН







Что такое справедливость?



Героические страницы истории нашей Родины.

Кл.час «Какие права у меня есть?»

(Об основных правах ребенка, изложенных в Конвенции ООН)



Кл.час «Правила, обязательные для всех»


Дискуссия

«Хотим быть»

Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание


Октябрь, 1-3 неделя

«Дом радости и школьных традиций»


День рождения класса









Коммуникативное

Создают в группах «подарки» для своего класса: «Рамка для портрета класса», «Уголок класса», «Летопись класса» (оформляют фотоальбом с первыми фотографиями». Растение в украшенном своими руками горшке и др.

Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, долгосрочный проект.

Укрепление дружбы, коллективизма через создание традиций класса

Октябрь, 1-3 неделя

Модуль «Ученый кот»

Коммуникативное

Личностно – ориентированный классный час на развитие лидерских качеств

Кл.час «Я хочу всем рассказать о себе»


Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений

Октябрь

4 неделя

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Осенины

Коммуникативное

Выставка «Дары осени»,конкурс стихов об осени, семейный праздник «Осенины»

Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;

«Родники»;

«Непоседы»;

«Радость».


Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, краткосрочный проект


Октябрь- май

Модуль «Школа социальных наук


Социальное,коммуникативное

Концерты для жителей социума

«День пожилого человека»

«День матери»

«Голубой огонёк»

Праздник для жителей микрорайона

Укрепление социального партнерства с жителями микрорайона

Октябрь- май

Модуль

«Моя планета»


«Росточек»

Эколого-трудовое.

Выращивают цветок для школьной комнаты, ухаживают и наблюдают за ним.


Создание комфортной, уютной среды в классе, знакомство с работой цветовода.

Ноябрь, 2-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


Ярмарка кормушек.


Эколого-трудовое






социальное

Делают вместе с родителями кормушки и оформляют их.





Социально – значимая деятельность






Индивидуальный, средней продолжительности проект


Акции «Разведка добрых дел»

Развитие экологического сознания

Ноябрь, 3-4-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«В гостях у царицы Математики»

Научно-познавательное

Изготовливают «математические картины» (с помощью цифр), рассказов и стихов, моделей геометрических фигур.

Индивидуальный, творческий, средней срочности

Воспитание интереса к предмету, развитие творчества.

Ноябрь, 3-4-я

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Какое красивое слово – мама!»

Коммуникативное

Конкурс сочинений о маме, конкурс рисунков о маме, конкурс стихов о маме,, круглый стол для детей и родителей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», семейный праздник «Чай для мамы»

Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».


КТД

Воспитание чувства уважении я и любви к родителям, учить работать в совместных разновозрастных группах.

Декабрь, 1-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Загадки морозных узоров»



Художественно-эстетическое

Выполняют в различной технике (графика, лепка из пластилина, ниткопись, акварель, процарапывание и т.д.) эскиз окна с морозными узорами.

Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект





Развитие художественных способностей, эстетического вкуса.

Декабрь, 3-я-4-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Поделки из безделок»

Художественно-эстетическое

Изготовливают «авторские» новогодние игрушки для школы из различных материалов: лампочек, коробок, фантиков и др.

Индивидуальный, парный,

прикладной, средней срочности проект

Воспитание художественного вкуса, бережливого отношения к материалам.

Январь, 3-4 нед.

Модуль

«Ученый кот»

«Именная книга класса».


Познавательное

Учащиеся собирают материалы о своём имени (толкование, происхождение, известные люди, прославившие имя, и др.), оформляют и собирают странички в книгу.

Индивидуальный, групповой, познавательный проект

Создавать положительную мотивацию к познанию.

Февраль, 2-3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»



Спортивно- оздоровительное

Разработка и проведение шуточных конкурсов, изготовление необходимой атрибутики.

Спортивные соревнования среди детей и взрослых Веселая эстафета.

Формирование интереса к занятиям спортом, здоровому образу жизни

Март, 1-2-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Говорящие буквы» («Прощай, азбука!»

Познавательное, творческое

Сочиняют стихи, сказки о буквах, изготавливают аппликации, коллажи, поделки с изображением букв.

Индивидуальный, творческий, коллективный парный

Воспитание любви к родной речи, к творчеству.

Февр. Март, 1нед

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Праздник для все»


Коммуникативное

Конкурс стихов о защитниках Отечества, игра «Мы – будущие защитники Родины»,КВН «Девчонки-мальчишки».Семейный праздник «8 марта».

Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».


Семейный праздник


Февр. Март, 1нед

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


Весенняя мастерская «Цветы для мамы».


Художественно-эстетическое

Изготовливают «авторские» букеты для мам из различных материалов.

Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект


Апрель, 2-я нед

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Волшебники-спортсмены» взрослые и не очень

Спортивно-оздоровительное

Семейный спортивный праздник с представлением визитки семьи.


Укрепление сотрудничества с семьями, привитие интереса к ЗОЖ

Май, 1-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Майский букет»

Патриотическое, экологическое

Изготовление букетов к 9 мая, поздравление ветеранов ВОв

Индивидуальный, краткосрочный.

Воспитание уважения к защитникам Родины

Май, 1-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


Патриотическое, коммуникативное, социальное

Проектная деятельность

Проект «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»

Воспитание уважения к защитникам Родины

Май, 4-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


Подведение итогов года на празднике

«День школы»

Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения классов за минувший год. Выносится благодарность родителям.

Вместе с родителями учащиеся складывают ученому коту записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год.


Сентябрь-май

Внеурочная деятельность по ФГОС

Хочу все знать, В мире книг, Умники и умницы, Информационная культура, Мозаика, Практико-ориентированный курс по психологии, Фитболгимнастика, Юный инспектор дорожного движения, Литературная гостиная












Содержание второго года обучения. 2 уровень.

Блок «Мы открываем чудеса!»




Сроки реализац.

Название модуля. Тема проекта

Направление

деятельности

Содержание

деятельности учащихся

Тип проекта

Цель

Сентябрь, 1-2-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Азбука пешехода»

Познавательное, профилактика ДДТТ


Выпуск альбома с рисунками, частушками, стихами, памятками о ПДД.

Коллективный, среднесрочный

Развитие познавательного интереса к изучению правил поведения на улицах и дорогах, дорожных знаков.

Сентябрь, 3-я нед.









еднед.

Модуль «Школа социальных наук»

«Секреты общения»




Личностно-смысловое, саморегулятивное

Изготовление книжек «Мои секреты общения».





Игра- практикум «Подари другому радость»

Индивидуальный или групповой, средней срочности

Актуализация знаний учащихся о себе, обучение успешному взаимодействию со сверстниками.

Сентябрь, 4-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Осень славим»

Художественно- эстетическое, творческое

Изготовление поделок, создание творческих работ

Индивидуальный, коллективный, средней срочности

Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся.

Октябрь, 1-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


День

Рождения класса

Коммуникативное

Создание в группах «подарков» для своего класса.

Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, среднесрочный

Укрепление дружбы, чувства товарищества через создание традиций класса.

Октябрь- апрель

Модуль

«Моя планета»


«Крылья, лапы и хвосты»

Нравственное, экологическое, профориентационное

Экскурсия на птицефабрику, свиноферму. Ознакомление с профессиями людей, посвятивших свой труд животным.

Операция «Ищу друга».

Коллективный, профориентационный, долгосрочный

Приобщение к миру профессий, воспитание доброго отношения к животным.

Октябрь, 3-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Путешествие в мир техники»

Познавательное, профориентационное

Знакомство с различными видами современной техники. Изготовление аппликации «Автомобиль будущего»

Групповой, краткосрочный

Обогащение жизненного опыта детей, развитие фантазии.

Ноябрь, 2-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Дорога к доброму здоровью»

Спортивно- оздоровительное

Изготовление плаката- маршрута «Друзья здоровья»




Тематический классный час « Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Коллективный, краткосрочный

Приобщение к здоровому образу жизни.

Ноябрь, 2-4 нед.

Модуль

«Моя планета»


«Почемучкина поляна»

Познавательное, экологическое

За несколько недель школьники помещают в «ящик вопросов» интересующие их вопросы о жизни лесных животных и растений. Затем вместе с учителем и родителями готовят ответы.

Индивидуальный (групповой), долгосрочный

Воспитание познавательного интереса, любви к родной природе.

Декабрь, 1-3-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Новогодняя карусель»

Художественно- эстетическое

Проведение ярмарки новогодних украшений для дома и школы.

Индивидуальный, средней срочности

Воспитание эстетики, развитие художественных способностей.

Декабрь- январь

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Волшебные каникулы»

Спортивно- оздоровительное

Семейные состязания по зимним видам спорта. Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».

Коллективный, краткосрочный

Развитие товарищества, укрепление связей с семьями.

Январь,

3-4-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Игралки- смекалки»

Учебно- познавательное





Социальное

Составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, задач «на смекалку».



Организация концерта для детей детского сада

Коллективный, средней срочности

Развитие познавательной компетентности, креативности.




Укрепление социальных связей с общественностью и социальными партнерами

Февраль, 1-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Тренируем память»

Саморегулятивное

Создание вместе с родителями на практикуме опор, таблиц по мнемотехнике.




Индивидуальный, краткосрочный

Развитие процессов мышления.

Февраль, 2-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Я и Этикет»

Познавательное, эстетическое, этическое

Знакомство с хорошими манерами. Разыгрывание ситуаций.

Групповой, краткосрочный

Обучение овладению правилами культурного поведения.

Февраль, 3-я нед.

Модуль «Ученый кот»

«Мистер волшебник»

Интеллектуальное, нравственное, гражданское

Создание и защита мальчиками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеального волшебника».

Индивидуальный, краткосрочный

Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя.

Февраль, 3-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


патриотическое

«Рыцарский турнир»

Индивидуальный, краткосрочный

Воспитаниепариотизма

Март, 1-я нед.

Модуль «Ученый кот»


«Мисс волшебница»

Интеллектуальное, нравственное, гражданское

Создание и защита девочками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеальной волшебницы».

Индивидуальный, краткосрочный

Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя.

Март, 1-я нед

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


Духовно - нравственное

Праздник «Нашим мамам наш привет»

Групповой, средней срочности

Воспитание положительного отношения к маме

Март, 2-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Экотеатр для малышей»

Экологическое

Выступление со сценками на экологическую тему для малышей ДОУ № 81.




Групповой, средней срочности

Воспитание экологической культуры.

Март, 3-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Словарик добрых слов»

Духовно- нравственное

Издание «Словаря добрых глаголов» .

Коллективный, краткосрочный

Обогащение речи, привитие потребности творить добро.

Апрель, 1-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Подари улыбку»

Творческое

Распространение изготовленных листовок с шутками, розыгрышами, оригинальными пожеланиями.


«В мире русской народной мудрости» - читательская конференция по русским народным сказкам


Индивидуальный.краткосрочный

Привитие потребности творить добро, развитие творчества.

Апрель,1-2 я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


Спортивно- оздоровительное

Семейная спортивная спартакиада

Коллективный, краткосрочный

Приобщение к здоровому образу жизни.

Апрель, 2 -3-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


«Ремесла Владимирской области»

Краеведческое

Экскурсии в школьный, районный краеведческий музеи. Выполнение рисунка о ремесле.

Индивидуальный, средней срочности

Воспитание уважения к традициям и культуре родного края

Апрель, 4-я нед.

Модуль

«Моя планета»

«Тайна 1-ого животного (растения)»

Экологическое

Оформление книжек- малышек с интересными фактами из жизни животного (растения).

Групповой, средней срочности

Развитие познавательного интереса, любви к природе

Май, 1-я нед.

«Дом радости и школьных традиций»


«Победоносная весна»

Гражданское

Изготовление поздравительной открытки для ветеранов.

Индивидуальный, краткосрочный

Воспитание уважения к солдатам Великой Победы

Май, 2-3-я нед.

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»

«Обо мне и о моей семье»

Нравственное, гражданское

Оформление вместе с родителями рассказов « Как я рос(ла)»

Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».

Индивидуальный, средней срочности

Воспитание любви к своей семье, развитие творческих способностей.

Май, 4-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


Подведение итогов года на празднике

«День школы»

Каждый ученик отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения классов за минувший год. Выносится благодарность родителям.

Вместе с родителями учащиеся складывают ученому коту записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год.

Сентябрь -май

Внеурочная деятельность по ФГОС

Азбука добра, В мире книг, Английский с удовольствием, Мозаика, Музыкальная студия,

Практико – ориентированный курс по психологии,

Подвижные игры, Литературная гостиная, Занимательная математика, Волшебный клубок








Содержание третьего года обучения. 3 уровень.

Блок«Я - мастер!»


Сроки реализац.

Название модуля. Тема проекта

Направление

деятельности

Содержание

деятельности учащихся

Тип проекта

Цель

Сентябрь, 1-2-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»

«Уголок хорошего настроения»

Эстетическое, коммуникативное


Оборудоваие школьного уголка

Коллективный, среднесрочный

Развивитие чувства товарищества, творческой активности.

Сентябрь, 3-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Феникс»

Эколого- трудовое

Операция по возрождению выжженныхкостровищ. (Замена грунта на плодородный, высадка травы, цветов)

Коллективный, краткосрочный

Развивитие экологического сознания, любви к родной земле.

Сентябрь, 4-я нед. нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Осени славной великолепье»

Познавательное, творческое

Выпуск сборника со стихами, рассказами, рисунками учащихся.

Индивидуальный, коллективный, средней срочности

Развитие литературного, художественного творчества.

Октябрь, 1-я нед.


Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


День

Рождения класса

Коммуникативное, творческое

Создание сценария праздника

Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный

Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение и развитие традиций класса.

Октябрь, 3-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Край родной, навек любимый»

Гражданско- патриотическое

Фестиваль творчества: конкурс чтецов, рисунков, поделок творческих работ о Родине.

Индивидуальный, средней срочности

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю.

Октябрь,4-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Что мы едим»

Познавательное, оздоровительное

Проект – практикум о вреде пищевых добавок. (Вместе с родителями при помощи «определителя пищевых добавок» учащиеся определяют безопасность любимых семьёй продуктов)

Групповой, краткосрочный

Развитие заинтересованности в правильном питании, укреплении здоровья.

Ноябрь, 2-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«По страницам любимых сказок»

Познавательное, творческое

Создание картинной галереи «Наши любимые сказки»

Индивидуальный, коллективный, краткосрочный

Развитие художественно- эстетических способностей, читательского интереса.

Ноябрь, 2-3-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Удивительное рядом»

Краеведческое

Изучение родного края. Сбор сведений о происхождении города, его улиц, парка. Создание творческих литературных работ.

Индивидуальный, групповой, средней срочности

Приобщение к истории и культуре родной земли, воспитание патриотизма.

Ноябрь, 4-я нед.

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Неразлучные друзья- взрослые и дети»


Духовно- нравственное, семейное

Урок дружбы родителей и детей, написание писем-обращений детей родителям и родителей детям.

Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».

Индивидуальный, краткосрочный

Создание атмосферы доброго сотрудничества: дети- родители- учителя.

Декабрь, 1-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Мир моих увлечений»


Личностно- познавательное, профориентационное

Учащиеся представляют свои увлечения, рассказывают о достижениях в спорте, музыке, живописи, демонстрируют поделки, выполненные своими руками.

Индивидуальный, средней срочности

Создание условий для самовыражения учащихся, ориентирование в мире профессий.

Декабрь,2-я нед.

Модуль «Ученый кот»

«Физика для малышей»

Знаниево- ориентированное

Вожатые- старшеклассники знакомят учащихся в увлекательной форме знакомят ребят с законами физики, управляющими игрушками


Игра «от улыбки солнечной одной»


Групповой, краткосрочный

Развитие познавательной активности учащихся.





Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива

Декабрь, 3-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Мастерская Деда Мороза»

Художественно-эстетическое, трудовое

Изготовление новогодних украшений в подарок одиноким, престарелым жителям села

Групповой, прикладной, средней срочности

Воспитание уважительного отношения к людям преклонного возраста, развитие творчества.

Декабрь- январь

Модуль «Школа социальных наук»


«Новый год и Рождество»

Коммуникативное, творческое

Проведение новогодней игровой программы для воспитанников ДОУ № 81

Коллективный, сценарный, средней срочности

Стимулирование творческой активности.

Январь, 3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Море Здоровья»

Спортивно- оздоровительное

Защита проектов «Как простуду одолеть».

Групповой, краткосрочный

Приобщение к здоровому образу жизни, обучение навыкам профилактики простудных заболеваний.

Январь, 3-4-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Слово о словах»

Знаниево- ориентированное

«История одного слова». Подготовка сообщений об истории возникновения различных слов.

Индивидуальный, средней срочности

Развитие интереса к родному языку.


Февраль, 2-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Красота вокруг нас»

Познавательное, профориентационное

Создание коллекции зимнихфотозарисовок с описанием места съемки.

Индивидуальный, краткосрочный

Развитие творческого видения, любви к малой родине.

Февраль, 3-4-я нед.

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Защитники Отечества в моей семье»

Нравственное, гражданское

Подготовка рассказов о дедушках, папах, братьях, выполнявших гражданский долг во время ВОв, Афганской войны, срочной службы в армии. Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость»,«Радуга»

Индивидуальный, средней срочности

Формирование гражданственности и патриотизма

Март, 1-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Весна - красна»

Познавательное

Музейный урок. Театрализация старинных русских обрядов встречи весны.

Коллективный, краткосрочный.

Воспитание любви к родной культуре

Март, 2-3-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Учусь добру»

Саморегулятивное, личностное

Презентация добрых дел для семьи, школы, природы.

Индивидуальный, групповой, коллективный, средней срочности

Развитие готовности и способности участвовать в общественно полезной деятельности.

Март, 4-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Чтобы дольше жили книжки»

Личностное, нравственное

Работа в школьной библиотеке по ремонту книг. Акция «Подарок библиотеке».

Групповой, краткосрочный

Воспитание любви к книгам, освоение опыта совместной полезной деятельности.

Апрель, 1-2 нед.

Модуль

«Моя планета»

«Берёзкины слёзки».

Экологическое

«Залечивание» ранок у берёз, оставленных собирателями берёзового сока.

Коллективный, краткосрочный

Формирование экологического сознания.

Апрель, 3-я нед.

Модуль

«Здоровье – это жизнь»


«Мой друг - велосипед»

Спортивно - оздоровительное, профилактика ДДТТ

Проведение театрализованного спортивного праздника для начальной школы, конкурса юных велосипедистов.

Коллективный, сценарный, средней срочности

Стимулирование интереса к изучению ПДД, дорожных знаков.

Май, 1-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Салют Победе!»

Гражданско - патриотическое

Поздравление - ветеранов ВОВ.

Коллективный, краткосрочный

Развитие патриотизма, уважительного отношения к ветеранам.

Май .2 неделя

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»



Духовно - нравственное

Семейный праздник

«Род, родные, Родина»

Групповой, краткосрочный

Создание атмосферы доброго сотрудничества: дети- родители- учителя

Май, 2-3-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Зеленая аптека»

Экологическое, оздоровительное

Конкурс на лучших знатоков лекарственных растений. Разбивка Малого аптекарского огорода.

Индивидуальный, коллективный

Развитие познавательной активности, заботы о собственном здоровье.

Май, 4-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»

Подведение итогов года на празднике

«День школы»

Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям.

Вместе с родителями учащиеся складывают ученому коту записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год.

Сентябрь -май

Внеурочная деятельность по ФГОС

Я – гражданин России ,Экология младших школьников, Умники и умницы, Мозаика, Музыкальная студия, Юный инспектор дорожного движения, Фитболгимнастика, Любительский театр, Литературная гостиная, Волшебный клубок


Содержание четвертого года обучения. 4 уровень.

Блок «Жизнь дана на добрые дела!»


Сроки реализац.

Название модуля. Тема проекта

Направление

деятельности

Содержание

деятельности учащихся

Тип проекта

Цель

Сентябрь, 1-2-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«По дорогам безопасности»

Спортивно- оздоровительное, профилактика ДДТТ

Конкурс юных велосипедистов, рисунков, листовок по ПДД

Индивидуальный, краткосрочный

Развивитие чувства товарищества, навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Сентябрь, 3-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Операция Чистодвор»»

Эколого-трудовое

Уборка территории школьного двора и сада. Закладка рябиновой аллеи.

Коллективный, краткосрочный

Воспитание уважения к труду других, развитие экологической культуры.

Сентябрь- май

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Синеокая Ока»

Экологическое, краеведческое

Создание альбомов о растительном и животном мире Оки, речном пароходстве, истории рыболовецкой артели.

Групповой, коллективный, долгосрочный

Развитие любви к родной земле, стремление сохранять её историю и традиции.

Октябрь, 1-я нед.

Модуль «Ученый кот»


День

Рождения класса

Коммуникативное, творческое

Игровая программа.

Выполнение «волшебных нормативов». Присвоение ученых степеней- «волшебник I, II, III степени»)

Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный

Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение развитие традиций класса.

Октябрь, 2-я нед.

Модуль

«МОЙ МИР ИСКУССТВ»


«Есениада»

Знаниево-оиентированный, личностный

Конкурс рисунков по творчеству С.А. Есенина, декламирования стихов поэта.

Индивидуальный, краткосрочный

Приобщение к творчеству великого русского поэта.

Октябрь, 3-4 нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Краски осени»

Художественно- эстетическое

Создание рисунков, поделок, композиций из природных материалов

Индивидуальный, средней срочности

Воспитание художественного вкуса, развитие фантазии.

Ноябрь, 1-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Математические фокусы»

Знаниево-оиентированный

Турнир смекалистых. Создание коллекции математических ребусов, задач, фокусов.

Индивидуальный, коллективный, краткосрочный

Развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности.

Ноябрь. 3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Веселые старты»

Личностное, оздоровительное

«Суд над вредными привычками». Создание кроссворда, рисунков о пагубных привычках.

Коллективный, краткосрочный

Воспитание отрицательного отношения к вредным пристрастиям.

Декабрь, 1-2-я нед.

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«В глубь веков»

Познавательное, личностное

Выполнение исследовательских проектов «Моё генеалогическое древо». Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».

Классный час «Что я чувствую, когда рядом нет родных»

Индивидуальный, исследовательский, средней срочности

Развитие исследовательской деятельности, уважения к истории семьи.

Декабрь, 3-я нед.

Модуль «Ученый кот»


«Подарок любимой школе»

Гражданское, художественно-эстетическое, профориентационное

Выпуск заметок в общешкольной газете ко дню рождения школы.

Групповой, средней срочности

Продолжение школьных традиций, ознакомление с профессией журналиста.

Декабрь, 4-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Новогодний карнавал»

Творческое, художественно-эстетическое

Парад изготовленных новогодних костюмов.




Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри»

Индивидуальный, средней срочности

Развитие творчества и воображения.

Декабрь- январь

Модуль «Школа социальных наук»


«Каникулы с волшебниками»

Нравственное, личностное

Изготовление Снежного городка для малышей ДОУ №81.

Коллективный, краткосрочный

Развитие товарищества через совместную полезную деятельность.

Январь, 3-я нед.

Модуль «Ученый кот»


«Секреты успешной учебы»

Саморегулятивное, личностное

Защита мини- проектов «Как планировать свое время».


Классный час – круговая беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Групповой, краткосрочный

Обучение рефлексии и планированию собственной учебной деятельности

Январь, 4-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Наш класс в лицах»

Коммуникативное

Фоторепортаж о жизни класса.

Коллективный, средней срочности

Укрепление дружбы, традиций класса

Февраль, 1-2-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Чудеса земли Владимирской»

Гражданское, краеведческое

Оформление фотогалереи с описанием удивительных мест родного края

Индивидуальный, коллективный, средней срочности

Развитие патриотизма, любви к родному краю,

Февраль, 3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


Военно- спортивная игра «Зарница»

Гражданско- патриотическое, спортивно- оздоровительное

Участие в общешкольной игре. Проект «Здоровый я – здоровая семья!»






«А ну-ка мальчики»

Коллективный, краткосрочный

Воспитание патриотизма, приобщение к здоровому образу жизни.

Март. 1-я нед.

Модуль

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»


«Во славу матерей»

Нравственное, л ичностное

Оформление альбома «Мамы нашего класса». Деятельность семейных клубов: «Одна семья»; «Домовенок»;«Родники»;«Непоседы»;«Радость».


Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

Коллективный, средней срочности

Воспитание любви и уважения к матерям.

Март, 2-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Парад занимательных уроков»

Познавательное

Интеллектуально- познавательная игра. Присвоение победителям знаков отличия.

Индивидуальный, краткосрочный

Развитие познавательной активности, креативности мышления.

Март, 3-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Я и мои четвероногие друзья»

Познавательное, экологическое

Обсуждение правил взаимоотношения с животными. Сочинения на тему «Мой любимый питомец».

Индивидуальный, краткосрочный

Обучение навыкам ухода за домашними животными, воспитание любви к животным.

Апрель, 1-я нед.

Модуль

«ДОРОГА В БОЛЬШОЙ МИР»


«Кошкин дом»

Трудовое, художественно-эстетическое

Конкурс на лучший домик для домашнего любимца, изготовленный своими руками.

Классный час «Считаете ли себя культурным человеком»

Индивидуальный, средней срочности

Развитие художественно- декоративных навыков, воспитание любви к животным.

Апрель, 2-3-я нед.

Модуль

«Моя планета»


«Мы - дети галактики»

Знаниево- ориентированное

Оформление альбома «Наша Солнечная система»

Индивидуальный, коллективный, средней срочности

Развитие интереса к наукам, изучающим космос.

Апрель, 4-я нед.

Модуль «Школа социальных наук»


«Ярмарка профессий»

Профориентационное. Познавательное

Познавательная игра, вводящая учащихся в мир наиболее востребованных профессий.

Коллективный, игровой, краткосрочный

Расширение кругозора детей, определение их талантов и возможностей.

Май, 1-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Солдатами спасенная весна»

Гражданско- патриотическое

Участие в митинге у обелиска погибшим воинам- землякам.


Коллективный, средней срочности

Воспитание патриотизма. Приобщение к истории малой родины.

Май, 3-я нед.

Модуль


«Здоровье – это жизнь»


«Путешествие в Турград»

Гражданское, спортивно-оздоровительное

Участие в общешкольном туристическом слете.




«Зов джунглей» спортивный праздник

Групповой, краткосрочный

Укрепление школьных традиций, товарищества, пропаганда здорового образа жизни.

Май, 4-я нед.

Модуль

«Дом радости и школьных традиций»


«Прощание с начальной школой»

Духовно- нравственное

Подведение итогов обучения в начальной школе.

Торжественное закрытие «Школы как семья».

Классный час «Мудрые заповеди предков

Коллективный, краткосрочный

Воспитание уважительного отношения к традициям класса, дружбы между учащимися и учителями.

Сентябрь -май

Внеурочная деятельность по ФГОС

Спортивно-оздоровительное

Духовно – нравственное, Общекультурное,

Социальное, общеинтеллектуальное

Я – гражданин России ,Экология младших школьников, Умники и умницы, Мозаика, Музыкальная студия, Юный инспектор дорожного движения, Фитболгимнастика, Любительский театр, Литературная гостиная, Волшебный клубок


Ожидаемые результаты программ


























4. Методики исследования сформированности социальной культуры

Об эффективности проектной деятельности можно судить по степени развития универсальных учебных действий, отслеживая такие показатели развития качества как:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • умение ориентироваться на моральную норму;

  • умение принимать решение на основе соотнесения нескольких моральных норм;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • умение решать проблемы и задачи.


Методик, приемов и способов проведения диагностики в последнее время в психолого - педагогической литературе представлено немало. Предлагаю, которые поставят воспитанников в активную позицию.

  1. Коммуникативные действия :

    1. Коммуникация как взаимодействие: задание «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже;

    2. Коммуникация как кооперация: задание «Рукавички» Г. А Цукерман;

    3. Коммуникация как условие инериоризации: задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель»);


  1. Личностные действия:

2.1 Нравственно – этическая ориентация: координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учет типа компенсации «Булочка Ж. Пиаже»;

2.2 Самоопределение: методика «Кто я?» М. Кун (самооценка);


  1. Регулятивные действия: выкладывание узора из кубиков (П. Я. Гальперин);


  1. Познавательные действия: методика «Незавершенная сказка».









Заключение.


Опыт практической работы позволил определить место проектной деятельности в учебном процессе. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс. Однако, гораздо больше возможностей для этого имеется во внеурочной деятельности: сотрудничество с УДО в рамках проведения исследований, создание школьного научного общества и органов самоуправления. Такие формы наиболее эффективны в формировании ценности деятельности, общения, самообразования; привычки быть мобилизованным; личностных качеств – самостоятельности, ответственности; опыта общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Проектные задания и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Роль учителя при организации проектной деятельности неоднозначна - координатор , наблюдатель, консультант… безусловно, проектная деятельность требует от педагога высокого уровня профессионализма. Однако на всех этапах проекта учитель – фасилитатор.

Таким образом, глубокое внедрение проектной технологии в деятельность школы способствует формированию социальной ккльтуры у учащихся, предопределяя их успешную социализацию в будущей взрослой жизни.
















Список литературы


  1. Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.

  3. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.

  4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 112с.

  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

  6. Прохорова Л. Н., Кривова Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64с.

  7. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

  8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.

  9. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.

  10. Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96с.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ