МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛУБА СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ИГРА УМА»
Методика организации
интеллектуального клуба
старшеклассников
«игра ума»
ВВЕДЕНИЕ
Клуб «Игры разума» является общегородским проектом, существующим на протяжении более десяти лет. Организатором его являлась студия Санкт-Петербургского телевидения «5 канал». В соревновании принимают участие команды любых общеобразовательных учреждений нашего города.
Задачей данного проекта является побуждение старшеклассников к выявлению своей активной гражданской позиции, умению высказать её убедительно и грамотно аргументировать. В ходе подготовки к очередному этапу игры необходимо ознакомиться с большим объёмом справочного материала, выявить главное и второстепенное. Данная работа предусматривает владение различными способами получения информации и ее обработки. Полученные знания учащиеся должны проанализировать самостоятельно и научиться формулировать их в качестве аргументов. Также формируются навыки работы с периодической печатью и другими средствами массовой информации. Работа в глобальной сети Интернет позволяет закрепить их на более высоком уровне.
Старшеклассники в процессе составления доклада, выступления с ним и его защите, повышают самооценку, авторитет среди одноклассников, учителей школы, родителей.
Задача работы клуба – формирование познавательных мотивов, вовлечение в активную познавательную деятельность, развитие навыков публичных выступлений. Одновременно с этим проходит формирование ценностных ориентаций, осмысление нравственно-этических понятий: совесть, патриотизм, благородство, честь – воспитание потребности обращения к справочной литературе, совершенствования всех видов речевой деятельности.
Принять участие в данном проекте старшеклассники могут не только в качестве спикеров, отстаивающих ту или иную позицию, но и в качестве болельщиков, принимающих участие в процессе игры. Это обеспечивает массовость данному мероприятию, позволяет привлечь большое количество учащихся.
Очень важно, что в процессе работы создаётся атмосфера сотрудничества, сотворчества между преподавателями, учащимися и руководителями проекта. Также важен аспект взаимного обучения. Создаётся прочный коллектив, скреплённый многими связями.
За последнее десятилетие произошли очевидные изменения в общественном и научном сознании, которые привели к необходимости переосмысления науки и образования, их целей и задач. Сегодня качественное образование современного специалиста невозможно представить без развития информационной, исследовательской и коммуникативной культуры, способности конструировать новые знания. Традиционная среда школы сталкивается с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» не является больше интересным и значимым.
Функциональная компетентность современного учащегося характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.
оРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КЛУБОМ «иГРА УМА»
цель:
Интеллектуально-нравственное развитие личности посредством вовлечения учащихся в игровую интеллектуальную деятельность.
задачи:
Образовательные
Формирование познавательной активности
Навыки работы со справочной литературой
Умение анализировать полученную информацию
Расширение кругозора
Получение более широкого представления о развитии истории, культуры, философии в 20 веке
Углубленное представление о социальных науках
Знакомство с трудами выдающихся психологов
Развивающие
Развитие логического мышления,
Развитие связной речи в ходе работы над содержанием высказывания, развитие творческих способностей
Формирование и совершенствование умений построения речи
Создание и совершенствование навыков ораторской речи, публичного выступления
Развитие творческих способностей личности (воображение, фантазия, мышление).
Воспитательные
Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества между учащимися и преподавателями, руководителями проекта, экспертами.
Повышение самооценки учащихся, формирование такого качества, как уверенность в себе
Формирование толерантного отношения к позиции, противоположной собственной
Формирование коллектива единомышленников
Воспитание ответственности, трудолюбия
Формы занятий:
Беседа эвристическая, встреча с интересными людьми, диспут, конкурс, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, представление, презентация, размышление, соревнование, тренинг, турнир.
способы проверки результативности:
Ежегодное участие в городском интеллектуальном чемпионате «Игра ума», проходящем в виде серии игр.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА
Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Знакомство с историей интеллектуального чемпионата «Игра ума». Правила его проведения. Формирование команды, распределение ролей, выбор капитана. Определение статуса команды, создание атмосферы взаимного уважения, общей и личной ответственности. Знакомство с экспертами, жюри, старейшинами клуба
Знакомство с риторикой, особенностями публицистического стиля; формирование умений публичного выступления; овладение психологическими способами самоконтроля
Знакомство с различными методами сбора информации; способы и методы ориентации в средствах массовой информации; работа в интернете.
Формирование навыка отбора нужной информации
Умение формулировать тезисы в историческом, социологическом и психологическом аспектах. Обращение к теории и фактам.
Участие в выездных играх чемпионата в роли болельщиков или членов команды.
Подведение итогов, награждение грамотами и ценными призами.
Усвоение теоретического материала для создание образовательной базы тезисов:
обзор истории России ХХ века
обзор социологических законов построения общества. Знакомство с трудами известных социологов
обзор основных законов психологии личности. Знакомство с трудами известных психологов
Правила проведения полемики. От античности до современности. Анализ дебатов в СМИ
Правила публичного выступления. Содержание речи, её оформление и презентация. Критерии успешного выступления.
Индивидуальная работа с учащимися при подготовке публичного выступления.
Участие команды в выездных играх чемпионата. Определение позиции в рейтинговой таблице
Усвоение теоретического материала для создание образовательной базы тезисов:
углублённый обзор истории России ХХ века. Даты, события, имена
обзор социологических законов построения общества. Знакомство с трудами известных социологов. Социологические феномены. Способы проведения социологических опросов.
обзор основных законов психологии личности. Знакомство с трудами известных психологов. Сопоставление теорий личности отечественных и зарубежных учёных
Дебаты как одна из форм проведения полемики предоставляющая возможность каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике.
Свойства ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи. Особенности подготовленной речи.
Индивидуальная работа с учащимися при подготовке публичного выступления. Создание творческих работ. Место импровизации в публичном выступлении.
Правила публичного выступления. Содержание речи, её оформление и презентация. Критерии успешного выступления. Взаимопомощь членов команды и взаимооценка.
Участие команды в выездных играх чемпионата. Определение позиции в рейтинговой таблице. Членство в клубе «Игра ума» на позиции старейшин.
Подведение итогов игры. Награждение дипломами и ценными призами. Переход членов команды в статус старейшин клуба «Игра ума».
методическое обеспечение
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и Интернет-ресурсами.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через самостоятельное успешное ведение дебатов.
Эта деятельность способствует развитию навыков публичных выступлений
Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым личностным качествам и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, участие в интеллектуальном чемпионате «Игра ума».
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 30-40% от общего времени занятия. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.
Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:
индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
доступности и наглядности;
прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
сознательности и активности;
взаимопомощи.
Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, размышления, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить. Игры, обсуждения, размышления, конкурсы помогают учащимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности.
принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему предполагает, что требовательность является
своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная
требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание
условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,
условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении
предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.принцип преемственности, последовательности и систематичности
заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое
занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.принцип наглядности обеспечивается применением в процессе обучения естественной, изобразительной и словесно-образной наглядности. Наглядность в обучении способствует обогащению чувственного опыта учащихся и пониманию технологических процессов. Принцип наглядности осуществляется через применение технических средств обучении, в том числе интерактивной доски, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийных материалов, компьютерных программных средств и др., показ выполнения приемов и действий.
принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".
список литературы
для педагога
Головин Б. Н.. Основы культуры речи. М.: «Высшая школа» 1980г. 336с.
Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003г. 432с.
Граудина Л. К.. Культура русской речи. М.: «Норма». 2000г.560с.
Максимов В. Н.. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики». 2004г.416с.
Александров Д. Н. Риторика. – М.: 1999.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов – н/Д, 1996.
Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 1996.
Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978.
Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,
Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен»,
1995.Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с.
Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001. — 143 с.
Ермакова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. –
Томск, 2001.
Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и
риторика в вопросах и ответах.- М., 1992.
Гжегорчик А. Популярная логика.- М., 1979.
Зегет В. Элементарная логика.- М., 1985.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник.- М., 1987.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Родос В.Б. Теория и практика полемики.- Томск, 1989.
Андреев В.И. Деловая риторика, Народное образование.- М., 1995.
Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М., 1987.
Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1981.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.
Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.
для участников клуба
Граудина Л. К.. Культура русской речи. М.: «Норма». 2000г.560с.
Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 1996.
Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен»,
1995.Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах.- М., 1992.
Гжегорчик А. Популярная логика.- М., 1979.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Родос В.Б. Теория и практика полемики.- Томск, 1989.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1995.
Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
Сайт чемпионата мира по школьным дебатам (англ.)
Сайт Дебатского сообщества Германии (нем/англ.)
УЧЕБНИК по всемирному формату школьных дебатов (англ.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТКРАТОМ ГОРОДСКОМ КОНКУРСЕ
Идея и разработка основных положений конкурса принадлежит авторам телевизионного проекта 5 канала «Игра ума» Н.Л.Серовой и Т.И.Смородинской. Эта программа выходила в эфир в течение пяти лет и была наследницей телевизионной игры «турнир СК» на ленинградском телевидении. Не только игра, но и подготовка к ней вызывали большой интерес у старшеклассников. Этот интерес связан с проблемами, которые волнуют учащихся из разных школ, а также возможностью общения с интересными людьми.
1. Цели и задачи конкурса: Способствовать утверждению собственных взглядов, установлению активной гражданской позиции, развитию критического мышления, при условии терпимости и уважения к различным точкам зрения, а также навыков партнерского общения.
2. Содержание, условия, этапы и порядок проведения конкурса
2.1. Содержание конкурса.
Игра проводится в форме полемики на заранее предложенную тему (Приложение 1).
2.2. Участниками конкурса являются команды из 5 человек (учащиеся 9-11 классов).
2.3. Отборочный этап. Результаты фиксируются в турнирной таблице.
В финальной игре, соревнуются две команды, набравшие наибольшее количество баллов.
В первом туре выступает команда с позицией утверждения, например: «Технический прогресс делает человека всемогущим».
Предполагается выступление трех участников, приводящих доводы в защиту своей позиции с точки зрения:
а) исторической
б) социальной
в) индивидуальной
Соперники имеют право задать по два вопроса каждому выступающему.
В завершении тура – ответы всей команды на вопросы жюри.
Во втором туре выступает команда с позицией отрицания, например: «Технический прогресс делает человека беспомощным». Порядок проведения аналогичный первому туру.
3. Организаторы конкурса
3.1. Организаторами конкурса являются:
ИМЦ Невского района СПб;
ГОУ лицей № 344; Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования
РГПУ им. А.И. Герцена
Нестеренкова Ольга Серафимовна, директор ИМЦ;
Фаворская Лариса Николаевна, учитель истории ГОУ лицея № 344;
Контактная информация:
Фаворская Лариса Николаевна Larisa_Favorskaya@rambler.ru, 8911-748-41-93.
4. Подведение итогов конкурса и награждение победитей
4.Выбор и награждение победителей.
4.1. Победителей конкурса выбирает компетентное жюри.
4.2. Победители конкурса награждаются дипломами.
Примеры тем для «Игры ума»
Образование определяет /не определяет судьбу человека.
Успешный человек должен /не должен быть трудоголиком.
Глобальный мир – это миф /это реальность.
Современному поколению у старших нечему/есть чему учиться.
Современный человек нуждается /не нуждается в семье.
Современная молодежь живет иллюзиями /реальностью
Деньги – основная ценность /не является основной ценностью современной молодежи.
В обществе потребления личный выбор невозможен /возможен.
Прогресс делает человека беспомощным /всемогущим.
Развлечения – наркотик современной молодежи?
Современный человек не способен /способен любить.
Искусственный интеллект вымысел или реальность.
Что важнее карьера или призвание?
Массовая культура ведет к деградации общества?
Наш мир – мир готовых решений или мир новых идей?
Должен ли интеллигент быть интеллектуалом?
Происходит ли в России возрождение религиозного сознания?
Мы не можем /можем стать потерянным поколением.
Интернет обогащает /обедняет личность.
Любовь – главное /не главное в семье.
Страх приносит пользу /наносит вред.
Сегодня знания важней умений ?
В наше время самовыражаться стало проще /труднее.
Патриотизм требует /не требует публичного выражения.
В современном обществе работает /не работает естественный отбор.
Равенство мужчин и женщин это благо /это вред.
Современный человек нуждается в одиночестве /страдает от одиночества.
Заявка на участие в конкурсе «Игра ума»
№/№
Наименование ОУ
ФИО педагога
ФИ участников
Контактный тел.
1.
2.
3.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ