«Межпредметные связи в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №78











«Межпредметные связи в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся».



























Автор: Земскова Анна Александровна

Учитель изобразительного искусства









На сегодняшний день образование направленно не только на получение учеником определенных знаний, но и на развитие его личности .

Современное общество требует творчески мыслящих людей, способных самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, делать выводы и т.д. Для учащихся должны быть созданы условия , которые способствуют их развитию по разным предметам. Это означает ,что образовательный процесс должен быть интересным и увлекательным. Педагогу необходимо раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Развивая познавательные и творческие способности детей, на первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся. Так с помощью исследовательской деятельности педагог организует на уроке такую среду ,где у детей создаются представления о начальном и конечном результате своей деятельности, анализируются выполненные работы.

Особо следует выделить роль межпредметных связей в организации образовательного процесса. Учитель показывает учащимся возможности использования этих связей для приобретения новых знаний, а ученик приобретает при этом индивидуальный опыт.

Одним из эффективных методов способствующий формированию творческой личности, является проектный метод и реализация межпредметных связей. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются такие задачи обучения как , развитие и воспитание учащихся. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства являются плодотворной почвой для проектно-исследовательской деятельности. При интеграции уроков изобразительного искусства происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открывающих возможности для решения учебных и воспитательных задач. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между учебными предметами. Изобразительное искусство позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности - ее разнообразие. Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей общественной деятельностью школьников.

Преподавание изо, требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Применение метода проекта во внеклассной работе даёт свой результат: является положительным стимулом повышения познавательной активности учащихся, формирует целенаправленность, умение обобщать и систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это способствует формированию у школьников таких ценностных качеств, как ответственность и самостоятельность .

Рассмотрим значимость межпредметных связей в проектно-исследовательской деятельности на примере интеграции двух дисциплин : изобразительного искусства и истории. Интеграцию изобразительного искусства с предметом история мы начали больше года назад. При интегрированном обучении у детей возникает интерес к предмету, что должно благотворно сказаться в дальнейшем изучении истории. Примером такого проекта служит исследование находки, ученицей 7 класса, глиняных черепков на месте вырытого котлована. Возник вопрос, откуда появились эти черепки. Учащиеся приступили к исследованию, изучая данную тему в истории и изобразительном искусстве. Затем потребовалось изучение архивных документов. Результатом первого этапа проведенного исследования является участие в региональном конкурсе работ по археологии.

Проектная методика, применяемая на уроках изобразительного искусства, формирует у учащихся представление о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком. Эмоциональная напряженность изучаемого материала на интегрированных уроках изобразительного искусства заставляет детей с интересом следить за происходящим в течение урока. Такие проекты как «Народные промыслы России», «Золотая хохлома» знакомят учащихся с декоративно-прикладным искусством, у детей возникает желание познакомиться с творчеством русских мастеров, формируется интерес к истории своего народа, воспитывается у школьников уважительное отношение к наследию далекого прошлого. Результатом исследования является участие в школьных и муниципальных конкурсах.

Использование интеграции на уроках истории позволяет сделать более ярким, образным и глубоким понимание детьми исторических процессов, помогает обогатить учеников знаниями исторических событий. Учащиеся узнают о прошлом в том или ином действии, воссоздавая мельчайшие подробности того времени, детали и события. На интегрированных уроках ИЗО и истории учащиеся с большим интересом выполняют элементы росписи древних сосудов и сравнивают их с элементами современной росписи , изображают первые сосуды славян-вятичей, рисунок резной домашней утвари. Интеграция позволяет сделать более ярким, образным и глубоким понимание детьми исторических процессов, помогает обогатить учеников знаниями исторических событий, способствует росту интереса учеников к истории родного края. Учащиеся для полноты знаний изучают архивные материалы из школьного музея, вопросы и задания помогают заинтересовать учащихся и продолжить поисковую работу по изучению истории своего края. Развивается умение работать с информацией, выбирать главное в тексте, создавать собственный текст, представлять его перед аудиторией, работать с исторической картой. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Проектно-исследовательская деятельность позволяет нам считать, что интеграция дисциплин способствует тому, что уроки становятся более интересными, насыщенными информацией, развивают и обогащают учащихся.



Используемая литература:

1.Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.

2.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

2. Полякова Т.Н. «Метод проектов в школе: теория и практика применения». Издательство «Русское слово», М. 2011г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ