Модифицированная образовательная программа «Историческое краеведение» на 2012 -2015 учебный год

Управление образования администрации

Белгородского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»






Утверждаю:

Директор МОУ

«Майская гимназия»

__________ А.Н. Манохин

«____» __________ 2012г.




Модифицированная образовательная программа

«Историческое краеведение»

на 2012 -2015 учебный год


Возраст детей: 13-18 лет

Срок реализации: 3 года


Афанасенко Валентина Ивановна,

педагог дополнительного образования







п. Майский 2012 г.

Образовательная программа: «Историческое краеведение», для внеурочной деятельности, туристско-краеведческая направленность.

Программа: модифицированная образовательная программа дополнительного образования по краеведению «Историческое краеведение», составлена на основе ранее разработанной авторской программы Афанасенко В.И., утвержденной на заседании научно-методического совета МОУ «Майская гимназия» в 2004 году, согласованной с зав. кабинетом естественно-математических дисциплин Белгородского регионального института ПКПС Т.В. Сластиной в январе 2004 года.


Автор программы: Афанасенко Валентина Ивановна


Программа рассмотрена на заседании педагогическом совета:

от « ____» ___________ 20 г., протокол № ___


Председатель Манохин А.Н





































ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Модифицированной образовательной программы

«Историческое краеведение»


Направленность (образовательная область) – туристско-краеведческая

Вид образовательной деятельностикраеведение

Название программы«Историческое краеведение»

Сведения об авторе:

Афанасенко Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования

Телефоны: МОУ «Майская гимназия»: 39-24-40   - Манохин А.Н. .

Аннотация программы

  1. Возраст детей – 13-17 лет

  2. Сроки реализации программы – 3 года

  3. Цель и задачи:

Цель: пробудить историческое сознание учащихся через формирование ценностного отношения к историческому прошлому своего края, к историческим образам.

Задачи:

  1. Формирование личностного подхода к прошлому и настоящему через историю поселка, школы, семьи.

  2. Формирование представлений об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности социально-нравственных ценностей.

  3. Пополнение фондов музея.

  4. Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению родного края.

  5. Развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

4. Год разработки – 2012 год.

5.Ресурсное обеспечение

  • Техническое - компьютер, проектор;

  • Методическое – материалы школьного музея, литература по краеведению;

  • Информационное – презентации, аудиоматериалы, видеофильмы.

6.Статус программымодифицированная.




















Оглавление


  1. Пояснительная записка 5

  2. Учебный план 8

  3. Учебно-тематический план 1 года обучения 8

  4. Содержание программы 1 года обучения 13

  5. Учебно - тематический план 2 года обучения 16

  6. Содержание программы 2 года обучения 20

  7. Учебно - тематический план 3 года обучения 22

  8. Содержание программы 3 года обучения 27

  9. Методическое обеспечение 30

  10. Список литературы для педагога и обучающихся 30








































Пояснительная записка.


У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и культурной жизни народов.

Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Данная программа авторская, модифицированная, предназначена для внеклассной работы по краеведению и призвана полнее раскрыть неиспользованные резервы в структуре организации обучения. Направленность работы с учащимися носит ориентирующий характер с элементами поисково-исследовательской работы, рассматривает вопросы музейной специфики, даются представления о системе ценностей людей в разные периоды времени, о связях человека со своей Малой Родиной, о духовных ценностях человека.

Особенностью данной дополнительной образовательной программы является

изучение краеведения в свободное от учебы время на основе работы школьного музея. Научный характер работы музея отражен в исследовательских работах школьников

(темы по истории края, этнографии, духовной культуре и т.д.).

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, своего населенного пункта, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

  • понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен вбирать в себя исторические, хозяйственно-экономические, социально-политические, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

  • несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения родного края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

  • обращение к реалиям повседневной жизни белгородцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для уч-ся,

  • осуществление личностно-ориентированного подхода

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии

Цель программы: пробудить историческое сознание учащихся через формирование ценностного отношения к историческому прошлому своего края, к историческим образам.


Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Белгородской области

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, библиотек, краеведческие конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.


Организация образовательного процесса

Программный курс «Историческое краеведение» направлен на совершенствование организации, содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения. Краеведческая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы. Программа является авторской модифицированной программой дополнительного образования краеведческой направленности. Направлена на воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного российского общества; направлена на изучение и расширение знаний учащихся о Белгородчине с древнейших времен до современности, о материальной и духовной культуре родного края.

Реализуется программа в ученическом научном обществе «Историческое краеведение» и осуществляет свою деятельность на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области».

В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка на детей среднего и старшего школьного возраста в учебном плане и учебно-тематическом плане для учащихся образовательных учреждений.


Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 13-17 лет. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Годовая нагрузка 144ч.

Наполняемость групп 12-15 человек.


Методы работы

Реализация данной программы предполагает использование самых различных методических приемов, направленных на формирование и развитие самостоятельного творческого мышления учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, духовно-нравственное воспитание личности, воспитания патриотизма и любви к своей Малой родине.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, лекций, сочетающихся с другими формами: викторины, конкурсы, экскурсии, выставки, форма «круглого стола», проектная деятельность, поисково-исследовательская работа, подготовка рефератов и творческих работ, при проведении которых могут быть использованы такие методы, как: объяснительно иллюстративный, беседы, практические методы (игра, инсценизация, погружение в прошлое и др.), наглядные методы (демонстрация и ознакомление с экспонатами, показ и демонстрация предметов, видео-метод)


Формы подведения итогов и реализация программы

«Историческое краеведение»:

Оценка полученных знаний производится после изучения разделов программы. К ней относится:

  • тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, составление эссе);

  • подготовка и защита учащимися собственных исследовательских работ, краеведческих эссе, проектов, рефератов, презентаций и других творческих работ.

  • участие в краеведческих и других конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Учащиеся должны знать:

  • Основные краеведческие понятия: основные общегеографические характеристики Белгородской области; особенности населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края,

  • Основные даты и события истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней;

  • Понятия родословия

  • Основы музейного дела и экскурсоведения.

  • Знать выдающихся земляков;

  • Учащиеся должны уметь:

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. предоставленных в электронном виде;

  • Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;

  • Раскрывать причинно-следственные связи развития истории края;

  • Высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории. Отстаивать свои убеждения;

  • Выявлять связи между изучением школьных предметов и региональным компонентом.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Владеть умениями и навыками в ведении поисково-исследовательской и научно-исследовательской работы.


Учебный план на 3 года обучения


п/п


Наименование тем

Кол-во часов

1 год


2 год


3 год


1

Введение

3

3

3

2

Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины

31

20

16

3

Раздел 2. История Белгородского края

54

30

20

4

Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи

18

22

25

5

Раздел 4. Краеведческий музей

и музейное дело.

16

23

30


6

Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению


22


46


50




Итого:


144часа


144часа


144часа


Учебно – тематический план 1-го года обучения.



п/п


Наименование темы


К-во часов

В том числе


Примечание

теория

практ.

1.

Введение

3

1

2

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.



Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины.

(31 ч.)

2

Административно-территориальное деление

Белгородской области

2


1

1


3

Общегеографическая характеристика Белгородской области. геологическая история рельеф, полезные ископаемые.

5

3




2





Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей, раздел «Природа Белгородской области»

4

Климат

2

1

1


5

Внутренние воды

2

1

1


6

Растительный и животный мир

4

1

3

Творческое задание-презентация о растениях и животных Б.О.

7

Памятники природы

2

-

2

Творческое задание-Составить рассказ о природных объектах Б.О.

8

Население области, его национальный состав.

6

2

4


9

Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.


8

4

4

Творческое задание-презентация о туристических объектах на территории Б.О.



Раздел 2. История Белгородского края. (54 часа)

10

Историческое прошлое Белгородчины

4



2

2

Экскурсия в школьный музей по экспозиции «Мое родное Белогорье»

11

Символика Белгородской области

6

2

4


12

Белгородские топонимы. Формирование географических названий на карте Белгородской области. Факторы, повлиявшие на образование названий.

4

2

2






13

Этническая культура Белгородчины

8

4

4


14

Мой поселок

4

2

2

Экскурсия «Достопримечательности п. Майский»

15

Моя гимназия. Ее история и традиции.

4

2

2


16

Наш край в годы ВОВ


6

2

4

Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины»

17

Современное развитие края: х-во, культура, образование.

8

4

4


18

Славные имена Белгородчины

10

2

8

Творческое задание- «Наши замечательные земляки»



Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи. (18 час.)

19

Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления.

2

2


Творческое задание-Сбор материалов для составления генеалогического древа семьи

20

Понятие рода на Руси. Три типа родства: кровное, духовное, свойское. Значение духовного родства в жизни русского человека. Роль крестных родителей. Терминология кровного родства

4

3

1






21

Понятие о родословной.

Виды родословной. Происхождение имен и фамилий.

4

1

3


22

Семейные традиции

4

3

1



23

Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

2

1

1


24

Варианты оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо,

2


2





Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (16 час.)

25

Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской и образовательной работы Состав, структура

фондов. Учетная документация. Режим хранения.

2

2


Виртуальная экскурсия по музеям Б.О.

26

Экспозиции школьных музеев.

1

1


Экскурсия по школьному музею.

27

Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса

респондентов. Понятие «респондент».

2

2



28

Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии.

1

1



29

Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

2

1

1

Творческое задание по сбору предметов для школьного музея.

30

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

2

2



31

Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Составление маршрута и подготовка текста.

2

1

1


32

Работа над содержанием экскурсии.

4


4




Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению.

(22 часа)

33

Источниковедение как основа исследовательской работы по краеведению: Виды источников по краеведению. Вещественные источники. Археологические памятники (стоянки, селища, городища, погребения).

2

2









34

Картографические материалы: карты, атласы, планы. Особенности исторического картографического материала Белгородчины.

2

1

1


35

Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц.

2

1

1


36

Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы.

2

1

1


37

Памятные места Белгородчины

2

1

1


38

Устные источники. Устное народное творчество – мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания – важные исторические источники.

3

1

2


39

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе.

1

1






40

Методика историко-краеведческой работы.

1

1



41

Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

1


1


42

Исследовательская работа учащихся

как форма изучения края

Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности. Постановка цели и задач исследования.

1


1


43

Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

1

1



44

Работа с письменными источниками в архиве.

Школьный архив. Методические рекомендации.

1

1



45

Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы.

1

1



46

Презентация как форма подачи исследовательской

работы. Методические рекомендации.

1

1


Видеопоказ различных презентаций

47

Подведение итогов учебного года

1


Круглый стол




Итого: 144 часа,

в т. ч.: лекций и бесед – 70

практических работ и самостоятельных работ –74




144


70


74




Содержание программы 1 года обучения.


Введение в курс. (3 часа)

Цели, задачи курса. Родной край, методы его изучения. Планирование и организация научного общества в учебном году. Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.

Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины. (31 час)

Общегеографическая характеристика Белгородской области. геологическая история рельеф, полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Памятники природы. Население области, его национальный состав. Административное деление Белгородской области. Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.

Практические занятия.

Работа с физической и административной картой Белгородской области. Виртуальная экскурсия в Белгородский областной краеведческий музей (зал природы).

Творческие задания: презентация о растениях и животных Б.О.; составление рассказа о природных объектах Б.О.; презентация о туристических объектах на территории Б.О.

Обучающие должны знать:

границы Белгородской области, административное деление области: название городов и районов; климатические особенности, рельеф и основные полезные ископаемые области; гидрографию; основные виды растительного и животного мира;

Обучающие должны уметь:

определять по карте России местоположение области;

показать на карте границы области, Белгородского района, находить населенные пункты области и показывать общегеографические объекты Белгородской области.


Раздел 2. История Белгородского края. (54 часа)

Историческое прошлое Белгородчины. Символика Белгородской области. Белгородские топонимы. Формирование географических названий на карте Белгородской области.

Этническая культура Белгородчины. Мой поселок. Моя гимназия, ее история и традиции.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Славные имена Белгородчины.

Практические занятия:

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей. Виртуальная экскурсия в Белгородский областной краеведческий музей. Работа с административной картой области. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы. Составление герба своей семьи. Элементы знаковой символики, отраженные в народном костюме Белгородчины. Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины»

Творческие задания

Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины». Наши замечательные земляки

Обучающие должны знать:

основную периодизацию истории Белгородчины; символику Белгородской области, Белгородского района и городов, области. Происхождение топонимов. Историю своего поселка и гимназии. Галерею славных имен Белгородчины.

Обучающие должны уметь:

Определять местоположение п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России.


Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи.(18 часов)

Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления. Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации. Понятие рода на Руси. Три типа родства: кровное, духовное, свойское. Значение духовного родства в жизни русского человека. Роль крестных родителей. Терминология кровного родства

Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие. Семейные традиции. Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

Варианты оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка. Терминология родства.

Практические занятия.

Составления родословного древа своей семьи.

Творческие задания

Сбор материалов для составления генеалогического древа семьи.

Обучающие должны знать:

Общие понятия генеалогических исследований; виды родословий; владеть технологией составления генеалогического древа семьи

Обучающие должны уметь:

составлять родословную, генеалогическое древо семьи;

готовить сообщения и выступать на заданную тему.


Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (16 часов)

Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской и образовательной работы Состав, структура фондов. Учетная документация. Режим хранения.

Экспозиции школьных музеев. Принципы построения экспозиции. Экспозиционные материалы. Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса респондентов. Понятие «респондент». Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии. Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

Основы экскурсоведения: Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии.

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода, основные принципы работы с ним.

Практические занятия.

Составление рассказа по историческому фото. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, поселка, города).

Творческие задания

Сбор предметов для школьного музея

Обучающие должны знать:

основные признаки экскурсии; основные функции экскурсии; понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект.



Обучающие должны уметь:

приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; правильно формулировать названия экскурсий; составлять план экскурсии.


Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению. (22 часа)

Источниковедение как основа исследовательской работы по краеведению: Виды источников по краеведению. Вещественные источники. Археологические памятники (стоянки, селища, городища, погребения). Картографические материалы: карты, атласы, планы.

Особенности исторического картографического материала Белгородчины. Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги,

письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Особенности письменных источников Белгородчины.

Памятные места Белгородчины. Устные источники. Устное народное творчество – мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания – важные исторические источники.

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе. Методика историко-краеведческой работы.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

Исследовательская работа учащихся как форма изучения края Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

Работа с письменными источниками в архиве. Школьный архив. Методические рекомендации. Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы. Презентация как форма подачи исследовательской работы. Методические рекомендации.

Практические занятия.

Проведение интервью, знакомство с различными видами источников, создание исследовательских работ и проектов, оформление экспозиций.

Участие в краеведческих мероприятиях школьного, районного, областного уровня: конкурсах, викторинах, конференциях и т.д. Проведение мероприятий краеведческого характера: встреч, гостиных, устных журналов, вечеров и др.

Обучающие должны знать:

методику проведения исследований; методику проведения интервью; приемы общения с населением.

Обучающие должны уметь:

оформлять исследовательскую работу, проект.


Ожидаемый результат 1-го года обучения

В конце первого года обучения по программе «Историческое краеведение» обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии Белгородской области, исторического прошлого края. Уметь составлять родословную своей семьи. Владеть основами экскурсоведения, овладеть навыками для работы в архивах, фондах, каталогах, основными туристскими навыками, умением составления презентаций. Владеть основами проведения исследовательской работы, составлять краеведческое эссе.



Учебно-тематический план 2-го года обучения



п/п



Наименование темы


К-во часов

В том числе


Примечание

теория

практ.

1

Введение

3

2

1



Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины.

(20 ч.)

2

Административно-территориальное деление

Белгородской области

2

1

1


3

Общегеографическая характеристика Белгородской области

4

1

3


4

Население Белгородской области

2

1

1


5

Заповедники Белгородской области

4

2

2


6

Экскурсионно-туристические объекты и маршруты походов

8

2

6




Раздел 2. История Белгородского края. (30 час.)

7

Историческое прошлое Белгородчины.

2



1

2


8

Символика Белгородской области

3

1

2


9

Белгородские топонимы. Влияние приграничного положения на топонимы Белгородской области. Систематизация топонимов.

4

2

2


10

Этническая культура Белгородчины

2

1

1


11

Культурное наследие края Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.


2


2

Экскурсия в храм Святителя Алексия

12

Мой поселок.

2

1

2

Эссе «Мое открытие поселка»

13

Моя гимназия. Ее история и традиции.

2

1

1

Коллективная творческая работа «Историю делают учителя»

14

Наш край в годы ВОВ


4

2

3

Коллективный проект «ВОВ в судьбе моей Малой родины»


15

Современное развитие края: х-во, культура, образование.

4

2

2


16

Славные имена Белгородчины

5

2


Творческое задание - «Наши замечательные земляки»



Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи. (22 час.)

17

Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления.

3

1

2


18

Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Принципы и законы генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации.

4

3

1








19

Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие

4

1

3


20

Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

5

1

4

Творческое задание - «Я и моя семья»

21

Оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка.

Терминология родства.

6

1

5





Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (23 час.)

22

Краеведческий музей. Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской (метода сбора, оформления, инвентаризации и хранения источников краеведческой информации) и образовательной работы (кружки, лекции, беседы, поисковая работа и т.д.) в музее. Смотр и паспортизация школьных музеев – высшая форма жизнедеятельности научного школьного краеведения.

2

2


Виртуальная экскурсия по музеям Б.О.

23

Экспозиции школьных музеев. Принципы построения. Экспозиционные материалы

2

2


Экскурсия по школьному музею.

24

Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса

респондентов. Понятие «респондент».

2

1

1


25

Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии.

1

1



26

Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для

музея.


2

1

1

Творческое задание по сбору предметов для школьного музея.

27

Виды экскурсий. Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. . Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Особенности рассказа и показа.

4

2

2

Обзорная экскурсия по школьному музею

28

Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии.

4

1

3


29

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода. Основные принципы работы с ним.

6

1

5




Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению.(46час.)

30

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.

3

3





31

Картографические материалы: карты, атласы, планы. Особенности исторического картографического материала Белгородчины.

3

1

2


32

Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц.

4

1

3


33

Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Особенности письменных источников Белгородчины

2

1

1


24

Памятные места Белгородчины

4

1

3


25

Устные источники. Устное народное творчество – важные исторические источники.

4

1

3


26

Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи. Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе.

3

1

2


Выбор темы исследования



27

Методика историко-краеведческой работы.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов.

3

1

2


28

Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

2

2



29

Исследовательская работа учащихся

как форма изучения края

Выбор темы исследовательской работы как формы

научной деятельности. Постановка цели и задач

исследования.

2

1

1


30

Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

3

2

1


31

Работа с письменными источниками в архиве.

Школьный архив. Методические рекомендации.

3

1

2


32

Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы.

2

1

1


33

Презентация как форма подачи исследовательской

работы. Методические рекомендации.

3

1

2



34


Защита исследовательских работ


5



5




Итого: 144 часа



144


58


86



Содержание программы 2 года обучения.


Введение в курс. (3 часа)

Цели, задачи курса. Планирование и организация научного общества в учебном году.

Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины. (20 час.)

Административное деление Белгородской области. Общегеографическая характеристика Белгородской области. Население области, его национальный состав. Заповедники Белгородской области. Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.

Практические занятия.

Работа с картографическим материалом и справочной литературой. Краеведческая викторина.

Творческие задания: презентация о заповедниках Белгородской области; презентация о туристических объектах на территории Б.О.

Обучающие должны знать:

границы Белгородской области, административное деление области: название городов и районов; природные особенности территории; основных представителей флоры и фауны Белогорья; заповедники Белгородской области.

Обучающие должны уметь:

определять по карте России местоположение области; показать на карте границы области, Белгородского района, находить населенные пункты области и показывать общегеографические объекты Белгородской области. Работать со справочной литературой и краеведческим картографическим материалом.


Раздел 2. История Белгородского края. (30 час.)

Историческое прошлое Белгородчины. Символика Белгородской области. Формирование названий на карте Белгородской области. Влияние приграничного положения на топонимы Белгородской области. Систематизация топонимов.

Этническая культура Белгородчины. Мой поселок. Моя гимназия, ее история и традиции. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современное развитие края: х-во, культура, образование. Славные имена Белгородчины.

Практические занятия:

Описание микротопонимов своего поселка.. Обычаи и традиции Белгородчины. Народные мастера поселка Майский.

Творческие задания.

Эссе «Мое открытие поселка». Коллективная творческая работа «Историю делают учителя». Наши замечательные земляки односельчане.

Обучающие должны знать:

основную периодизацию истории Белгородчины; символику Белгородской области, Белгородского района и городов, области. Происхождение топонимов. Историю своего поселка и гимназии. Галерею славных имен Белгородчины.

Обучающие должны уметь:

определять местоположение п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России.


Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи.(22 часа)

Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления. Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Принципы и законы генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации.

Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие. Технология составления генеалогического древа семьи, рода. Знакомство с программами по составлению родословия.

Оформление генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка. Терминология родства.

Практические занятия.

Составления родословного древа своей семьи.

Творческие задания

Я и моя семья (обычаи, традиции)

Обучающие должны знать:

этапы становления генеалогии, общие понятия генеалогических исследований; виды родословий; владеть технологией составления генеалогического древа семьи .

Обучающие должны уметь:

составлять родословную, генеалогическое древо семьи;

готовить сообщения и выступать на заданную тему.


Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (16 часов)

Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской и образовательной работы Состав, структура фондов. Учетная документация. Режим хранения.

Экспозиции школьных музеев. Принципы построения экспозиции. Экспозиционные материалы.

Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса респондентов. Понятие «респондент». Социологический метод. Фотофиксация явления или действия, основы фотографии. Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

Основы экскурсоведения: Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии.

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода, основные принципы работы с ним.

Практические занятия.

Учёт и описание музейных предметов. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, поселка, города). Разработка экскурсии.

Творческие задания

Сбор предметов для школьного музея

Обучающие должны знать:

основные признаки экскурсии; основные функции экскурсии; понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод.

Обучающие должны уметь:

приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; правильно формулировать названия экскурсий; составлять картотеку экскурсионных объектов (улицы, поселка, города).


Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению. ( 22 часа)

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Картографические материалы: карты, атласы, планы. Особенности исторического картографического материала Белгородчины. Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги,

письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Особенности письменных источников Белгородчины.

Памятные места Белгородчины. Устные источники. Устное народное творчество – мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания – важные исторические источники.

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе. Методика историко-краеведческой работы.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

Исследовательская работа учащихся как форма изучения края Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

Работа с письменными источниками в архиве. Школьный архив. Методические рекомендации. Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы. Презентация как форма подачи исследовательской работы. Методические рекомендации.

Практические занятия.

Проведение интервью, знакомство с различными видами источников, создание исследовательских работ и проектов, оформление экспозиций.

Участие в краеведческих мероприятиях школьного, районного, областного уровня: конкурсах, викторинах, конференциях и т.д. Проведение мероприятий краеведческого характера: встреч, гостиных, устных журналов, вечеров и др.

Обучающие должны знать:

методику проведения исследований; методику проведения интервью; приемы общения с населением.

Обучающие должны уметь:

Самостоятельно выполнять и оформлять исследовательскую работу, проект и представлять их для публичного выступления.


Ожидаемый результат 2-го года обучения

В конце второго года обучения по программе обучающиеся должны владеть знаниями общегеографической характеристики Белгородской области. Знать экскурсионно-туристические объекты Белгородской области. Уметь составлять родословную своей семьи и знать терминологию родства. Владеть основами экскурсоведения, навыками работы в архивах, фондах, каталогах, составления презентаций. Самостоятельно проводить и оформлять исследовательские работы.


Учебно-тематический план 3-го года обучения



п/п



Наименование темы


К-во часов

В том числе


Примечание

теория

практ.

1

Введение

3

2

1



Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины.

(16 час.)

2

Административно-территориальное деление

Белгородской области и Белгородского района.

2

1

1


3

Общегеографическая характеристика Белгородской области, Белгородского района и поселка Майский.

4

1

3


4

Население Белгородской области, Белгородского района и поселка Майский. Динамика численности населения. Национальный состав.

2

1

1


5

Заповедники и заповедные территории Белгородской области Белгородской области и района.

4

2

2

Творческая работа «Памятники природы Белгородского района».

6

Экскурсионно-туристические объекты и маршруты походов по области и Белгородскому району.

4

2

2




Раздел 2. История Белгородского края. (20 час.)

7

Историческое прошлое Белгородчины.

1



1



8

Символика Белгородской области, Белгородского района. Родовые гербы Белгородчины.

2


2


9

Белгородские топонимы, их систематизация. Топонимы Белгородского района и поселка Майский (оронимы, ойконимы, гидронимы,урбанонимы, антронимы)

3

1

2

Творческая работа по описанию одного из видов топонимов Белгородчины.

10

Этническая культура Белгородчины

1

1



11

Культурное наследие края.

2


2

Экскурсия в храм Святителя Алексия

12

Мой поселок, его история в судьбах жителей.

2


2

Эссе «Мое открытие поселка»

13

Моя гимназия. Ее история и традиции.

2

1

1

Коллективная творческая работа по сбору материалов для экспозиции по летописи гимназии».

14

Наш край в годы ВОВ


2


2

Коллективный проект «ВОВ в судьбе моей моих земляков майчан».

15

Современное развитие края: х-во, культура, образование.

2

1

1


16

Славные имена Белгородчины, Белгородского района и поселка Майский.

3


3

Творческое задание - «Наши замечательные земляки»



Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи. (25 час.)

17

Компьютерные программы по генеалогии. Генеалогические сайты (Всероссийское генеалогическое древо (vgd.ru); Петербургский генеалогический портал (petergen.com), сайт Максима Оленева (olenev.narod.ru), Союз Возрождения Родословных традиций (svrt.ru)). по поиску погибших на войнах (soldat.ru), по поиску репрессированных (memo.ru).

3

1

2


18

Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Принципы и законы генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации.

4

3

1







19

Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие.

4

1

3


20

История рода языком геральдики. Семейный архив. Особенности работы с документами семейного архива.

Генеалогическое досье. Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

6

2

4

Творческое задание - эссе «Я и моя семья в зеркале родового древа»

21

Оформление генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка.


8

1

7





Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (25 час.)

22

Краеведческий музей. Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской (метода сбора, оформления, инвентаризации и хранения источников краеведческой информации) и образовательной работы (кружки, лекции, беседы, поисковая работа и т.д.) в музее. Смотр и паспортизация школьных музеев – высшая форма жизнедеятельности научного школьного краеведения.

3

2

1

Виртуальная экскурсия по музеям Б.О.

23

Экспозиции школьных музеев. Принципы построения. Экспозиционные материалы. Экспозиционная работа, её особенности

4

2

2

Экскурсия по школьному музею.

24

Научно-исследовательская работа музеев. Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса

респондентов. Понятие «респондент».

2

1

1


25

Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии.

2

1

1


26

Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для

музея.


2

1

1

Творческое задание по сбору предметов для школьного музея.

27

Виды экскурсий. Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. . Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Особенности рассказа и показа.

4

2

2

Обзорная экскурсия по школьному музею

28

Темы и объекты экскурсии. Определение цели. Работа над содержанием экскурсии.

4

1

3


29

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода. Основные принципы работы с ним.

6

1

5





Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению.

(50 час.)

30

Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование. Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования

3

3





31

Отличия исследовательской деятельности от остальных видов творческой деятельности

3

1

2


32

Формирование навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий

4

1

3


33

Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

2

1

1


24

Подготовка к интервью. Время и место проведения интервью. Знание исторического фона. Техника записи интервью.

4

1

3


25

Составление плана исследования

2

1

1


26

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе.

5

1

4


Выбор темы исследования



27

Методика историко-краеведческой работы.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов.

3

1

2


28

Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

2

2



29

Исследовательская работа учащихся

как форма изучения края

Выбор темы исследовательской работы как формы

научной деятельности. Постановка цели и задач

исследования.

2

1

1


30

Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

3

2

1


31

Работа с письменными источниками в архиве.

Школьный архив. Методические рекомендации.

3

1

2


32

Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы.

2

1

1


33

Презентация как форма подачи исследовательской

работы. Методические рекомендации.

3

1

2


34

Защита исследовательских работ

5


5




Итого: 144 часа



144


58


86



Содержание программы 3 года обучения.


Введение в курс. (3 часа)

Цели, задачи курса. Подведение итогов предыдущего года обучения. Планирование и организация научного общества в учебном году.

Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины. (16 час.)

Административное деление Белгородской области. Общегеографическая характеристика Белгородской области. Население области, его национальный состав. Заповедники Белгородской области. Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.

Практические занятия.

Работа с картографическим материалом и справочной литературой. Краеведческая викторина.

Творческие задания: презентация о заповедниках Белгородской области; презентация о туристических объектах на территории Б.О.

Обучающие должны знать: границы Белгородской области, административное деление области: название городов и районов; природные особенности территории; основных представителей флоры и фауны Белогорья; заповедники Белгородской области.

Обучающие должны уметь:

определять по карте России местоположение области; показать на карте границы области, Белгородского района, находить населенные пункты области и показывать общегеографические объекты Белгородской области. Работать со справочной литературой и краеведческим картографическим материалом.


Раздел 2. История Белгородского края. (30 час.)

Историческое прошлое Белгородчины. Символика Белгородской области, Белгородского района. Родовые гербы Белгородчины. Белгородские топонимы, их систематизация. Топонимы Белгородского района и поселка Майский (оронимы, ойконимы, гидронимы,урбанонимы, антронимы).

Этническая культура Белгородчины. Культурное наследие края. Мой поселок, его история в судьбах жителей. Моя гимназия. Ее история и традиции.

Славные имена Белгородчины, Белгородского района и поселка Майский.

Практические занятия:

Описание происхождения топонимов Белгородской области. Обычаи и традиции Белгородчины.

Творческие задания

Описание одного из видов топонимов Белгородчины. Эссе «Мое открытие поселка». Коллективная творческая работа по сбору материалов для экспозиции « Летопись гимназии». «Наши замечательные земляки»

Обучающие должны знать:

основную периодизацию истории Белгородчины; символику Белгородской области, Белгородского района и городов, области. Происхождение топонимов. Историю своего поселка и гимназии. Галерею славных имен Белгородчины.

Обучающие должны уметь:

определять местоположение п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России.


Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи.(25 часа)

Компьютерные программы по генеалогии. Генеалогические сайты (Всероссийское генеалогическое древо (vgd.ru); Петербургский генеалогический портал (petergen.com), сайт Максима Оленева (olenev.narod.ru), Союз Возрождения Родословных традиций (svrt.ru)). по поиску погибших на войнах (soldat.ru), по поиску репрессированных (memo.ru).

Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Принципы и законы генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации. Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие. История рода языком геральдики. Семейный архив. Особенности работы с документами семейного архива.

Генеалогическое досье. Технология составления генеалогического древа семьи, рода. Оформление генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка.


Практические занятия.

Составление аннотации на родословное древо своей семьи.

Творческие задания

Творческое задание - эссе «Я и моя семья в зеркале родового древа»

Обучающие должны знать:

как проводить генеалогические исследования; виды родословий; владеть технологией составления генеалогического древа семьи,

Обучающие должны уметь:

использовать программы генеалогических сайтов. Проводить анализ родословий.

Проводить генеалогические исследования и публично выступать по заданной теме.


Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (30 часов)

Краеведческий музей. Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской (метода сбора, оформления, инвентаризации и хранения источников краеведческой информации) и образовательной работы (кружки, лекции, беседы, поисковая работа и т.д.) в музее. Смотр и паспортизация школьных музеев – высшая форма жизнедеятельности научного школьного краеведения. Экспозиции школьных музеев. Принципы построения экспозиции. Экспозиционные материалы.

Научно-исследовательская работа музеев. Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса респондентов. Понятие «респондент». Социологический метод. Фотофиксация явления или действия, основы фотографии. Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

Виды экскурсий. Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели. Работа над содержанием экскурсии.

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода, основные принципы работы с ним.

Практические занятия.

Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, поселка, города). Разработка экскурсии. Работа над созданием научной концепции выставки. Описание экспоната, заполнение инвентарной карточки

Творческие задания

Сбор предметов для школьного музея.

Обучающие должны знать:

основную музейную терминологию; функции и задачи музея; структуру фондов и фондовую документацию. Основные признаки экскурсии; основные функции экскурсии; понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод.

Обучающие должны уметь:

работать с основной документацией на стадии комплектования материалов. с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания; применять полученные знания на практике;

свободно ориентироваться в музейной терминологии; приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; правильно формулировать названия экскурсий; составлять картотеку экскурсионных объектов (улицы, поселка, города).


Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению. ( 50 час. )

Источниковедение как основа исследовательской работы по краеведению: Виды источников по краеведению. Вещественные источники. Археологические памятники (стоянки, селища, городища, погребения). Картографические материалы: карты, атласы, планы. Особенности исторического картографического материала Белгородчины. Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги,

письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Особенности письменных источников Белгородчины.

Памятные места Белгородчины. Устные источники. Устное народное творчество -важные исторические источники.

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе. Методика историко-краеведческой работы. Формирование навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

Исследовательская работа учащихся как форма изучения края Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

Работа с письменными источниками в архиве. Школьный архив. Методические рекомендации. Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы. Презентация как форма подачи исследовательской работы. Методические рекомендации.

Практические занятия.

Проведение интервью, знакомство с различными видами источников, создание исследовательских работ и проектов, оформление экспозиций.

Участие в краеведческих мероприятиях школьного, районного, областного уровня: конкурсах, викторинах, конференциях и т.д. Проведение мероприятий краеведческого характера: встреч, гостиных, устных журналов, вечеров и др.

Оучающие должны знать:

методику проведения исследований; методику проведения интервью; приемы общения с населением.

Обучающие должны уметь:

работать с краеведческими источниками; отбирать материалы для сообщений,

самостоятельно выполнять и оформлять исследовательскую работу, проект и представлять их для публичного выступления.


Ожидаемый результат 3-го года обучения

В конце второго года обучения по программе обучающиеся должны владеть знаниями общегеографической характеристики Белгородской области. Знать экскурсионно-туристические объекты Белгородской области. правильно формулировать содержание экскурсии; работать с каталогами; составлять «паспорт» экскурсионного объекта;

Уметь составлять родословную своей семьи и знать терминологию родства. Владеть основами экскурсоведения, навыками работы в архивах, фондах, каталогах, составления презентаций.

Уметь самостоятельно подготовить музейную экскурсию и представить ее для показа и прослушивания.

Самостоятельно выполнять, правильно оформлять и защищать исследовательские работы.


Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: лекции, беседы, викторины, экскурсии, рассказы, составление эссе, сбор материалов, работа с различными источниками информации., встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по данной образовательной программе используются: краеведческая литература, Интернет-сайты, картографические материалы Белгородской области.

Методическое обеспечение:

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки бесед, экскурсий, конкурсов, тестов и т.д.); рекомендации по проведению практической работы в школьном музее; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской и проектной работы; методика работы с мультимедийными средствами обучения.

Материально-техническое обеспечение:

школьный музей, мультимедийные средства обучения, материалы школьного музея, библиотека гимназии.


Список литературы

Литература для педагога:

1. Белоусов Д.А. Литературно – Краеведческий кружок в сельской школе, М., 1999

2. Борисов, Н.М. Методика историко-краеведческой работы в школе/Н.М.Борисов.- М., 1999,- С.142.

3.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

4. Белгородская энциклопедия./ Гл. ред. В.В. Овчинников.- Белгород: Обл. типография, 2000. - 464 с.

5.Духовное краеведение Белгородчины Краткий словарь: Метод, пособие/ Составитель: Чернова С.С. - Белгород, 2005.

6.Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. М.: Просвещение, 1979.

7.Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. - М., Просвещение. - 1979.

8.Емельянов Б.В.Методика подготовки и проведения экскурсий. М., ЦНРБ Турист, 1980г.

9.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.Профиздат, 1984г.

10.Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине// Редкол.: проф. Ф.П. Тройно (гл. ред.) и др. — Белгород: Везелица, 1992.-Вып. 1.-162 с, ил.

11.Краеведение. Пособие для учителя. Под редакцией А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987

12. Маслова, В.А., Приставкина, Т.А., Самородских, И.Г.Люби, познавай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования. Белгород, 2004,- С.100.

13.Никонов В.Н. Введение в топонимику – М., 1965

14.Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: учебное пособие. Белгород, 2003

15. Строев К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение. 1974

16.Элькин Г.Ю. и др. Школьные музеи. М.: Просвещение, 1972

17. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея. - М., 1986

18.Закон Белгородской области «О Флаге и Гербе Белгородской области, Белгородского района. области»

19.Красная Книга России и Белгородской области.

20. Школьный музей. Сборник документов. М.,1987г.

21. Интернет сайты.


Литература для обучающихся:

1 .Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

2. Белгородская энциклопедия./ Гл. ред. В.В. Овчинников.- Белгород: Обл. типография, 2000. - 464 с.

3.Белгородский краеведческий вестник. /Под ред. Папкова А.И. и др.- Белгород: Везелица, 2007.- Вып. 7.-152с.

4.Белгородскому району 70 лет. – Белгород,1998

5. Ботова С.И., Приставкина Т.А, Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2000

6. Ганичев В.Н. Белгродчина духовная.- Белгород, 2005

7. Герои – Белгородцы. – Воронеж, 1965

8.Географические атласы для средней школы.

9. География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

10. География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

11.Давыдов В.И. Храмы Белгородчины: - Белгород. - Издательский Дом «В.Шаповалов», 2002

12.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.Профиздат, 1984г.

13. Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине// Редкол.: проф. Ф.П. Тройно (гл. ред.) и др. - Белгород: Везелица, 1992.- Вып. 1.-162 с, ил.

14. Мир традиций. /Под ред. Шатерниковой Н.И.- Белгород: КОНСТАНТА, 2007.- Вып.3. - 94с.

15. Мир традиций. /Под ред. Шатерниковой Н.И.- Белгород: КОНСТАНТА, 2008.- Вып. 4.- 112с.

16. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966

Никонов В.Н. Введение в топонимику – М., 1965

17..Осыкова Б.И. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник. – Воронеж: Центрально-черноземнокнижное издательство. 1990

18. Прохоров В.А. Надпись на карте. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

19. Памятники святого Белогорья. - Белгород, 2004 .

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001

20.Шмелев Ю.Н. Тайны Белгородского треугольника или страницы жизни из трех тысячелетий истории руссов. М.: Белгородское областное историко-родословное общество. 1995



35


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ