Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Медведева Н.Н., учитель

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа№2 им. Горького,

Новосибирская область.




Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ



«…Чтобы любить жизнь,

не обязательно иметь все блага мира.

Для этого достаточно научиться ценить её и знать,

что всё в наших руках…»

П. Астахов.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

С конца XX столетия частота детей с ОВЗ в нашей стране увеличилась в 2 раза.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития. [1]

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В школе педагоги должны работать с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом должны использоваться следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;

  • Последовательное выполнение заданий;

  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

  • Чередование занятий и физкультурных пауз;

  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

  • Работа на компьютерном тренажере;

  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами;

  • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.



Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;

  • Оценка переделанных работ;

  • Использование системы оценок достижений учащихся.


Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В  процессе  школьного  обучения  выявляются  трудности,  возникающие  за  счет  плохой  фиксации  детей  на  предлагаемом  задании.  В  письме  это  пропуски,  перестановки,  при  устном  счете  -  плохое  и  фрагментарное  выполнение  задания. В  коррекционно-воспитательной  работе  с  этими  детьми  в  первую  очередь  используются  педагогические  приемы,  направленные  на  организацию  и  упорядочение  учебной  деятельности.  Крайне  важно  выработать  у  ребенка  заинтересованность  и  положительное  отношение  к  учебной  деятельности,  заданию,  предлагаемому  учителем.  Для  этого,  особенно  впервые  годы  обучения,  широко  используются  дидактический  материал  и  игровая  деятельность.  Важным  примером  правильной  организации  учебной  деятельности  ребенка  является  совместная  деятельность  с  учителем  при  выполнении  задания.  В  процессе  работы  с  этими  детьми  целесообразно  использовать  словесную  инструкцию  в  поэтапном  виде  и  речь  (сначала  учителя,  а  затем  ребенка)  как  фактор,  организующий  учебную  деятельность.

Специфическим  чертами  детей   с  преобладающим  торможением  являются  вялость,  медлительность,  заторможенность  моторики,  характера  познавательной  деятельности,  поведения  в  целом. Работая  с  такими  детьми,  целесообразно  использовать  приемы,  которые  способствуют  повышению  активности.  Детям  следует  постоянно  помогать  включаться  в  коллектив,  в  общую  работу,  давать  задания,  с  которыми  они  наверняка  могут  справиться,  стимулировать  учебную  деятельность,  поощряя  даже  самые  незначительные  успехи.

Успешность  усвоения  знаний,  в  первую  очередь  зависит  от  понимания  детьми  того,  что  им  сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить  главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделит второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное  задание  воспринимается  ими  как  новое.

Трудности  обучения  русскому  языку  у  учащихся с ОВЗ проявляются  прежде  всего  там,  где  требуется  аналитико-синтетическая  деятельность.  Они  медленнее  овладевают   звукобуквенным  анализом,  навыками  грамотного  письма.  Учащиеся  могут  заучить  правила  правописания,  но  применяют  их  на  практике  механически.  Формирование  связной  устной  и  письменной  речи  у  этих  школьников  затруднено.  Их  отличает  неумение  построить  фразу.  Восприятие  содержания  носит  у  них  фрагментарный  характер.  Это  приводит  к  тому,  что  ученики  даже  в  общих  чертах  не  усваивают  смысла  прочитанного.

Учитель  должен  знать  возможности  каждого  ученика,  чтобы  подготовить  его  к  усвоению  нового  материала,  правильно  отобрать  и  объяснить  материал,  помочь  учащимся  его  усвоить  и  применить  с  большей  или  меньшей  степенью  самостоятельности  на  практике. [2] С  этой  целью  используются  методы  и  приемы  обучения  в  различных  модификациях.  Большое  внимание  учителю  следует  уделять  продумыванию  того,  какого  характера  и  какого  объема  необходима  помощь  на  разных  этапах  усвоения  учебного  материала.  Успех  в  обучении  не  может  быть  достигнут  без  учета  имеющихся  у   школьников  специфических  психофизических  нарушений,  проявления  которых  затрудняют  овладение  ими  знаниями,  умениями,  навыками,  даже  в  условиях  обучения.

Наибольший  эффект  в  развитии   учащихся  с проблемами здоровья достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип  коррекции.

Принцип  коррекции  заключается  в  исправлении  недостатков  психофизического развития  учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии  путем  использования специальных методических приемов. В результате применения  коррекционных  приемов  обучения  одни  недостатки  у  учащихся  преодолеваются,  другие  ослабевают,  благодаря  чему  школьники  быстрее  продвигаются  в  своем  развитии. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в  формировании  у учащихся  умений самостоятельно ориентироваться  в требованиях  к  выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность,  привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать  выводы  о  качестве  выполненной  работы.

Прочные  знания  -  это  знания  осознанные.   Чем  глубже  ученик  понимает  и  осмысливает  учебный  материал,  чем  больше  активности  и  самостоятельности  он  проявляет  при  его  изучении,  тем  более  прочные  знания  и  навыки  он  приобретет. [3]

Прочность  знаний,  умений  и  навыков  достигается  специальной  педагогической  работой, направленной  на  углубление  и  закрепление  знаний  и  выработку  навыков.  Таким  средством  является  повторение.  Повторению  в коррекционном обучении  принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое  количество  учебного  времени  отводится на  этот процесс. Повторение  -  это  основа  всей  учебно-воспитательной  работы  с детьми с ОВЗ. 

Повторение  необходимо  проводить  непрерывно  в  течение  всего  учебного  года,  включая  его  в  процесс  изучения  нового  учебного  материала  и   добиваясь  осмысления  между  пройденным  и  новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Используемая литература


Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях - Москва, 2006г.


Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1987г.

Тупаногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994. - №4


Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-89. 2003.


[1] «Хрестоматия по специальной психологии / Сост. Э.П. Кожевникова, Жданова Т.Н. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003.

[2] «Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. 2-е изд.»: Питер; СПб.; 2008



[3]» Обучение и воспитание во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. Факультетов пед. Универ./ Под ред. В.В. Воронковой-М: Школа-Пресс, 1994 г.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.


Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В школе педагоги должны работать с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.


Крайне  важно  выработать  у  ребенка  заинтересованность  и  положительное  отношение  к  учебной  деятельности,  заданию,  предлагаемому  учителем.  Для  этого,  особенно  впервые  годы  обучения,  широко  используются  дидактический  материал  и  игровая  деятельность. 

Важным  примером  правильной  организации  учебной  деятельности  ребенка  является  совместная  деятельность  с  учителем  при  выполнении  задания, так как успешность  усвоения  знаний,  в  первую  очередь  зависит  от  понимания  детьми  того,  что  им  сообщается.

Учитель  должен  знать  возможности  каждого  ученика,  чтобы  подготовить  его  к  усвоению  нового  материала,  правильно  отобрать  и  объяснить  материал,  помочь  учащимся  его  усвоить  и  применить  с  большей  или  меньшей  степенью  самостоятельности  на  практике.

Прочные  знания  -  это  знания  осознанные.  Прочность  знаний,  достигается  специальной  педагогической  работой, направленной  на  углубление  и  закрепление  знаний  и  выработку  навыков.  Таким  средством  является  повторение. 

Повторению  в коррекционном обучении  принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое  количество  учебного  времени  отводится на  этот процесс. Повторение  -  это  основа  всей  учебно-воспитательной  работы  с детьми с ОВЗ


Повторение  необходимо  проводить  непрерывно  в  течение  всего  учебного  года,  включая  его  в  процесс  изучения  нового  учебного  материала  и   добиваясь  осмысления  между  пройденным  и  новым.


Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ