Реализация технологии деятельностного метода. Конструирование основных этапов урока
Авторы: Литовченко Ю.А., Рабцевич Н.А., Ковлякова В.М.
Реализация технологии деятельностного метода. Конструирование основных этапов урока.
Государство ставит перед нами задачу вырастить выпускника, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности.
Учителя начальных классов первыми столкнулись с проблемой реализации ФГОС.
Третий год я работаю, реализуя федеральный государственный стандарт, по программе 2100. Из опыта работы, могу сказать, что учитель, работающий по ФГОС, испытывает массу трудностей при подготовке к урокам. Да, в помощь учителю на сайте 2100 имеются конспекты уроков и презентации по темам. Но этот материал еще требует массу доработок.
Технология деятельностного метода – один из инструментов реализации требований новых стандартов. Замечу, что не всегда логотип «ФГОС» означает, что в рамках данного учебника соблюдены все принципы реализации технологии деятельностного метода
Соотнеся структурные элементы урока открытия новых знаний и комбинированного урока, Вы не могли не заметить, что этапы актуализации знаний и выявления причин затруднения являются принципиальным отличием в структуре современного урока.
Отличительным принципом технологии деятельностного метода в целом является принцип субъективизации. Что это за принцип?
Когда ученик на каждом этапе не объект, а субъект деятельности:
сам формулирует тему и цель, столкнувшись с затруднением,
сам ищет способ выхода из затруднения,
сам применяет полученные знания,
сам оценивает свою деятельность на протяжении всего урока,
сам подводит итог.
Из опыта работы могу сказать, что самыми трудоёмкими в подготовке урока стали этапы:
- Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
На них отводится от 5 до 6 минут урока.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти.
Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Учитель должен применить такие средства и приемы, такие задания, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Напоминаю, что пробное учебное действие каждый ученик должен выполнить индивидуально. И каждый должен испытать затруднение сам.
Возможно для кого – то из вас этот материал знаком. Но несмотря на это у нас ежедневно возникают вопросы, трудности. Сейчас вы увидите практическую работу на каждом предмете по этапам актуализации знаний и фиксации затруднения и выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Представлю Вашему вниманию фрагменты уроков данных этапов по технологии деятельностного метода.
Предмет Русский язык
Предлагаю вступить в диалог с учителем, со мной.
- Прочитайте задание и текст.
- Выпишите в столбик глаголы. Определите их время и число.
Ученики выполняют задание.
- У каких глаголов не смогли определить время и число?
- Кто испытал затруднение?
- В чём причина затруднения? (не знаем такие глаголы, не смогли)
- Назовите цель урока? (Изучить глаголы нового вида)
- Как вы поймёте, что цель достигнута?
- Составим план выхода из затруднения.
План:
Познакомиться с глаголом нового вида, изучить правило.
Научиться ставить вопросы к таким глаголам.
Учиться находить их в тексте.
Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.
Предмет Математика
- На какие группы можно разделить примеры?
3 · 5 = 8 : 2 = 7 · 4 = 9 : 3 = 8 · 6 = 8 : 4 =
- Запишите примеры в два столбика и решите.
- По какому признаку вы распределили эти выражения?
- Как называются числа при умножении?
- Как называется конечный результат при делении?
- Тренер попросил Дениса разделить 14 теннисных мячей между игроками в теннис, дав каждому игроку по 5 мячей.
- Смогли разделить мячи поровну?
- Кто испытал затруднение?
- В чём причина затруднения? (Не смогли разделить поровну на всех, остались мячи)
- Цель урока ? (Научиться делить, когда остаётся число.)
- Как вы поймёте, что цель достигнута?(Когда научимся решать такие примеры)
- Учащиеся составляют план урока.
План:
1. Научиться решать примеры нового вида.
2. Научиться решать задачи.
3. Закрепить свои знания.
4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.
Предмет Технология
- Посмотрите на рисунки. Что на них изображено?
- Художественные изделия из сложенной бумаги впервые стали изготавливать в стране символы которой сейчас перед вами. Назовите страну. (Япония)
- Как называется искусство складывания фигурок из бумаги? (оригами)
- Каждому ученику было выдано по 3 листа квадратной формы и предложено выполнить пробное действие. (слайд)
Выполните базовую форму «долина». Выполните базовую форму «гора». Выполните базовую форму «Водяная бомбочка»
- Кто испытал затруднение?
- В чём причина затруднения? (Не смогли выполнить форму «Водяная бомбочка»)
- Цель урока? (Научиться выполнять эту базовую форму.)
- А вот над каким проектом мы будем работать вы узнаете, отгадав загадку.
Домик из стекла, с водой,
Есть в нём садик небольшой.
И ракушки там и тут,
Рыбки в домике живут.
Это что за домик, дети?
На загадку кто ответит?
- Как вы поймёте, что цель достигнута? (Когда выполним проект)
- Ученики составляют план урока.
План:
1. Научиться делать базовую форму «Водяная бомбочка».
2. Выполнить проект «Аквариум».
3. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.
Предмет Изобразительное искусство
- Соберите слова, которые рассыпались на слоги.
- Какое слово может объединить данные слова? (роспись)
- С какой росписью мы знакомились на прошлом уроке?
- Я даю подсказку для вас.
- Возьмите карточку пробного действия и нарисуйте
1. Элемент «Травка».
2. Элемент «Ягодка».
3. Элемент «Жилка», «Завитки».
- Кто испытал затруднение?
- В чём причина затруднения? (Не знаем «Жилка», «Завитки»)
- Цель урока? (Узнать в какой росписи есть эти элементы, научиться их выполнять)
- Как вы поймёте, что цель достигнута? (Научимся выполнять элементы новой росписи)
- Давайте спланируем свою деятельность на уроке.
План:
1. Познакомиться с элементами новой росписи.
2. Научиться выполнять элементы разной сложности.
3. Закрепись свои знания. Нарисовать узор. Оценить свою деятельность.
Окружающий мир
Приведём пример подводящего к проблеме диалога.
- Посмотрите на иллюстрацию и прочтите диалог детей.
- Кто прав? ( не знаем)
- Какой возникает вопрос?( Живут там люди? Падают?)
- Вставьте в предложение пропущенные слова.
- Возьмите в руки кубик и подбросьте вверх.
- Что наблюдаете?
- Какой возникает вопрос?
- Почему предметы падают на землю?
- Скажите, какая сила на них действует? (Не знаем)
- Кто испытали затруднение?
- В чём причина затруднения?
- Цель урока? (Изучить, почему предметы падают на землю, что это за сила)
- Спланируем нашу деятельность на уроке.
План:
1. Узнать, почему люди могут жить с обратной стороны Земли.
2. Познакомиться, какая сила заставляет предметы падать на землю.
3. Закрепить новые знания.
4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.
Литературное чтение
- Перед вами слова. К какому литературному жанру можно их отнести?
- Посмотрите на героев сказок и скажите кто здесь лишний?
- А почему этот герой лишний? ( Все сказки русские народные, « Золушка» - Ш. Перро)
- Кто сочинил народные сказки? (народ)
- А авторские? (писатель)
- Возьмите карточку пробного действия и соедините автора и название сказки. Все сказки были изучены.
Карточка пробного действия
А.С. Пушкин «Доктор Айболит»
Шарль Перро «Конёк –Горбунок»
П. Ершов «Сказка о рыбаке и рыбки»
С.Т. Аксаков «Красная шапочка»
К. Чуковский «Аленький цветочек»
- Смогли Вы соединить всех авторов и сказки?
- Кто испытали затруднение?
- В чём причина затруднения?
- Учащиеся во внешней речи обязательно проговаривают место и причину затруднения.
- Сформулируйте цель урока?
- Обратите внимание! На всех предметах учащиеся простыми словами, детским языком формулируют цель урока. Учитель, обобщая их мысли, формулирует цель урока научным и грамотным языком.
- Составим план, по которому будем работать.
План:
1. Прочитать сказку «Аленький цветочек».
2. Работа с текстом.
3. Познакомиться с творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова.
4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.
- По технологии деятельностного метода к карточке пробного действия необходимо обязательно вернуться в конце урока. Закончить задание, сделать вывод урока и оценить свою деятельность за весь урок.
Практика.
- Приступим к самостоятельной работе.
- Перед Вами справочный материал, которым вы воспользуетесь для составления
1. Этапа «Актуализация знаний и фиксация затруднения».
2. Этапа «Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности».
- Не забудьте о самом главном, о карточке пробного действия.
- Укажите цель и тему урока, составьте план.
- Как вариант я бы предложила это сделать так.
- На этапе актуализации знаний ведётся диалог с учащимися о том, что данная группа животных не может существовать в одной природной зоне.
- Затем учащимся была предложена карточка пробного действия и задание «Определи в какой природной зоне обитают эти живые организмы. Укажи стрелками.»
- Учащиеся испытали затруднение, так как на данный момент ещё не изучены названия природных зон и их особенности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ