Реализация технологии деятельностного метода. Конструирование основных этапов урока

Авторы: Литовченко Ю.А., Рабцевич Н.А., Ковлякова В.М.

Реализация технологии деятельностного метода. Конструирование основных этапов урока.

Государство ставит перед нами задачу вырастить выпускника, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности.

Учителя начальных классов первыми столкнулись с проблемой реализации ФГОС.

Третий год я работаю, реализуя федеральный государственный стандарт, по программе 2100. Из опыта работы, могу сказать, что учитель, работающий по ФГОС, испытывает массу трудностей при подготовке к урокам. Да, в помощь учителю на сайте 2100 имеются конспекты уроков и презентации по темам. Но этот материал еще требует массу доработок.

Технология деятельностного метода – один из инструментов реализации требований новых стандартов. Замечу, что не всегда логотип «ФГОС» означает, что в рамках данного учебника соблюдены все принципы реализации технологии деятельностного метода

Соотнеся структурные элементы урока открытия новых знаний и комбинированного урока, Вы не могли не заметить, что этапы актуализации знаний и выявления причин затруднения являются принципиальным отличием в структуре современного урока.

Отличительным принципом технологии деятельностного метода в целом является принцип субъективизации. Что это за принцип?

Когда ученик на каждом этапе не объект, а субъект деятельности:

сам формулирует тему и цель, столкнувшись с затруднением,

сам ищет способ выхода из затруднения,

сам применяет полученные знания,

сам оценивает свою деятельность на протяжении всего урока,

сам подводит итог.


Из опыта работы могу сказать, что самыми трудоёмкими в подготовке урока стали этапы:

- Актуализация знаний и фиксация затруднения

- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности



На них отводится от 5 до 6 минут урока.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти.

Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Учитель должен применить такие средства и приемы, такие задания, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Напоминаю, что пробное учебное действие каждый ученик должен выполнить индивидуально. И каждый должен испытать затруднение сам.





Возможно для кого – то из вас этот материал знаком. Но несмотря на это у нас ежедневно возникают вопросы, трудности. Сейчас вы увидите практическую работу на каждом предмете по этапам актуализации знаний и фиксации затруднения и выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Представлю Вашему вниманию фрагменты уроков данных этапов по технологии деятельностного метода.


Предмет Русский язык

Предлагаю вступить в диалог с учителем, со мной.

- Прочитайте задание и текст.

- Выпишите в столбик глаголы. Определите их время и число.

Ученики выполняют задание.

- У каких глаголов не смогли определить время и число?

- Кто испытал затруднение?

- В чём причина затруднения? (не знаем такие глаголы, не смогли)

- Назовите цель урока? (Изучить глаголы нового вида)

- Как вы поймёте, что цель достигнута?

- Составим план выхода из затруднения.

План:

  1. Познакомиться с глаголом нового вида, изучить правило.

  2. Научиться ставить вопросы к таким глаголам.

  3. Учиться находить их в тексте.

  4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.

Предмет Математика

- На какие группы можно разделить примеры?

3 · 5 = 8 : 2 = 7 · 4 =

9 : 3 = 8 · 6 = 8 : 4 =









- Запишите примеры в два столбика и решите.

- По какому признаку вы распределили эти выражения?

- Как называются числа при умножении?

- Как называется конечный результат при делении?

-

Тренер попросил Дениса разделить 14 теннисных мячей между игроками в теннис, дав каждому игроку по 5 мячей.



Возьмите карточку пробного действия и решите задачу.





- Смогли разделить мячи поровну?

- Кто испытал затруднение?

- В чём причина затруднения? (Не смогли разделить поровну на всех, остались мячи)

- Цель урока ? (Научиться делить, когда остаётся число.)

- Как вы поймёте, что цель достигнута?(Когда научимся решать такие примеры)

- Учащиеся составляют план урока.

План:

1. Научиться решать примеры нового вида.
2. Научиться решать задачи.
3. Закрепить свои знания.
4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.



Предмет Технология

- Посмотрите на рисунки. Что на них изображено?

- Художественные изделия из сложенной бумаги впервые стали изготавливать в стране символы которой сейчас перед вами. Назовите страну. (Япония)

- Как называется искусство складывания фигурок из бумаги? (оригами)

- Каждому ученику было выдано по 3 листа квадратной формы и предложено выполнить пробное действие. (слайд)

  1. Выполните базовую форму «долина».

  2. Выполните базовую форму «гора».

  3. Выполните базовую форму «Водяная бомбочка»









- Кто испытал затруднение?

- В чём причина затруднения? (Не смогли выполнить форму «Водяная бомбочка»)

- Цель урока? (Научиться выполнять эту базовую форму.)

- А вот над каким проектом мы будем работать вы узнаете, отгадав загадку.

Домик из стекла, с водой,
Есть в нём садик небольшой.
И ракушки там и тут,
Рыбки в домике живут.
Это что за домик, дети?
На загадку кто ответит?

- Как вы поймёте, что цель достигнута? (Когда выполним проект)

- Ученики составляют план урока.

План:

1. Научиться делать базовую форму «Водяная бомбочка».
2. Выполнить проект «Аквариум».
3. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.

Предмет Изобразительное искусство

- Соберите слова, которые рассыпались на слоги.

- Какое слово может объединить данные слова? (роспись)

- С какой росписью мы знакомились на прошлом уроке?

- Я даю подсказку для вас.

- Возьмите карточку пробного действия и нарисуйте

1. Элемент «Травка».
2. Элемент «Ягодка».
3. Элемент «Жилка», «Завитки».

- Кто испытал затруднение?

- В чём причина затруднения? (Не знаем «Жилка», «Завитки»)

- Цель урока? (Узнать в какой росписи есть эти элементы, научиться их выполнять)

- Как вы поймёте, что цель достигнута? (Научимся выполнять элементы новой росписи)

- Давайте спланируем свою деятельность на уроке.

План:

1. Познакомиться с элементами новой росписи.

2. Научиться выполнять элементы разной сложности.

3. Закрепись свои знания. Нарисовать узор. Оценить свою деятельность.



Окружающий мир

Приведём пример подводящего к проблеме диалога.

- Посмотрите на иллюстрацию и прочтите диалог детей.

- Кто прав? ( не знаем)

- Какой возникает вопрос?( Живут там люди? Падают?)

- Вставьте в предложение пропущенные слова.

- Возьмите в руки кубик и подбросьте вверх.

- Что наблюдаете?

- Какой возникает вопрос?

- Почему предметы падают на землю?

- Скажите, какая сила на них действует? (Не знаем)

- Кто испытали затруднение?

- В чём причина затруднения?

- Цель урока? (Изучить, почему предметы падают на землю, что это за сила)

- Спланируем нашу деятельность на уроке.

План:

1. Узнать, почему люди могут жить с обратной стороны Земли.

2. Познакомиться, какая сила заставляет предметы падать на землю.

3. Закрепить новые знания.

4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.







Литературное чтение


- Перед вами слова. К какому литературному жанру можно их отнести?

- Посмотрите на героев сказок и скажите кто здесь лишний?

- А почему этот герой лишний? ( Все сказки русские народные, « Золушка» - Ш. Перро)

- Кто сочинил народные сказки? (народ)

- А авторские? (писатель)


- Возьмите карточку пробного действия и соедините автора и название сказки. Все сказки были изучены.

Карточка пробного действия

А.С. Пушкин «Доктор Айболит»

Шарль Перро «Конёк –Горбунок»

П. Ершов «Сказка о рыбаке и рыбки»

С.Т. Аксаков «Красная шапочка»

К. Чуковский «Аленький цветочек»


- Смогли Вы соединить всех авторов и сказки?

- Кто испытали затруднение?

- В чём причина затруднения?

- Учащиеся во внешней речи обязательно проговаривают место и причину затруднения.

- Сформулируйте цель урока?

- Обратите внимание! На всех предметах учащиеся простыми словами, детским языком формулируют цель урока. Учитель, обобщая их мысли, формулирует цель урока научным и грамотным языком.

- Составим план, по которому будем работать.

План:

1. Прочитать сказку «Аленький цветочек».

2. Работа с текстом.

3. Познакомиться с творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова.

4. Сделать вывод урока, оценить свою деятельность.


- По технологии деятельностного метода к карточке пробного действия необходимо обязательно вернуться в конце урока. Закончить задание, сделать вывод урока и оценить свою деятельность за весь урок.


Практика.

- Приступим к самостоятельной работе.

- Перед Вами справочный материал, которым вы воспользуетесь для составления

1. Этапа «Актуализация знаний и фиксация затруднения».

2. Этапа «Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности».

- Не забудьте о самом главном, о карточке пробного действия.

- Укажите цель и тему урока, составьте план.

- Как вариант я бы предложила это сделать так.

- На этапе актуализации знаний ведётся диалог с учащимися о том, что данная группа животных не может существовать в одной природной зоне.

- Затем учащимся была предложена карточка пробного действия и задание «Определи в какой природной зоне обитают эти живые организмы. Укажи стрелками.»

- Учащиеся испытали затруднение, так как на данный момент ещё не изучены названия природных зон и их особенности.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ