Образовательная программа внеурочной деятельности «Фантазия»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»
Тальменского района Алтайского края
Согласовано Утверждено
Зам. директора по ВР педагогическим советом
протокол №___ от______
________________ Директор МКОУ ТСОШ №5
Л. М. Буркова _____________________
К.А. Дериш
Образовательная программа внеурочной
деятельности «Фантазия»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 8 лет
Составитель:
Гаврилова Е.Н.
учитель технологии
Тальменка 2012 год
Пояснительная записка
Направление «Фантазия» является программой декоративно-прикладной направленности.
Новизна программы состоит в том, что она реализуется в условиях новых ФГОС. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, аппликации, а также о красоте природы.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Цели программы:
Образовательные:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой, природными и другими материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Задачи программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Данная программа рассчитана на одногодичное обучение детей в возрасте 8 лет.
Психологические особенности программы:
Младший школьник обладает психологическими особенностями. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации для этого необходимо:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Основные формы и режим работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление и оформление поделок.
Срок реализации 36 часов в год. Занятия проходят 1 раз в неделю (в пятницу) во внеурочное время.
Ожидаемые результаты работы
Должны знать:
-о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
-о видах декоративно - прикладного искусства (аппликация из природных материалов, ниток, бумаги);
уметь:
-работать нужными инструментами и приспособлениями;
-подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
Формы подведения итогов
- Выставки, просмотр творческих работ учащихся.
- Участие в районных и краевых выставках.
Учебно-тематический план программы дополнительного художественного образования детей
«Фантазия»
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
теоретическое
практическое
1
Вводное занятие
1
1
-
I.
«В чудесном лесу»
2
Дары леса. Заготовка природного материала.
1
-
1
3
Работа с сухими листьями, цветами.
2
-
2
4
Создание тематических композиций.
3
-
3
5
Работа с различными видами скорлупы. Оформление панно.
3
1
2
II.
«Бумажный город»
6
Плоскостные композиции из бумаги.
1
1
-
7
Аппликация.
2
-
2
8
Бумажная мозаика.
3
-
3
9
История возникновения квиллинга. Основные правила работы.
2
1
1
10
Узоры из бумажных лент (квилинг).
4
-
4
11
Оригами.
3
-
3
III.
«Ниточная страна»
12
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).
2
1
1
13
Аппликация из нитяной крошки;
3
-
3
14
Создание панно из ниток.
2
-
2
IV.
«Остров ненужных вещей»
15
Поделки из бросовых материалов.
2
-
2
16
Поделки из открыток, фантиков.
2
-
2
Итого:
36
5
31
Содержание программы:
Вводное занятие.
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно - прикладное искусство и человек».
Тема 1. «В чудесном лесу»
Дары леса. Заготовка природного материала.
Работа с сухими листьями, цветами.
Создание тематических композиций.
Работа с различными видами скорлупы. Оформление панно.
Тема 2. «Бумажный город»
Плоскостные композиции из бумаги.
Аппликация.
Бумажная мозаика.
История возникновения квиллинга. Основные правила работы.
Узоры из бумажных лент (квилинг).
Оригами.
Тема 3. «Ниточная страна»
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические).
Аппликация из нитяной крошки;
Создание панно из ниток.
Тема 4. «Остров ненужных вещей»
Поделки из бросовых материалов.
Поделки из открыток, фантиков.
Методические рекомендации
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: сухие листья и цветы, крылатки клена, скорлупа.
Бумага рисовальная, цветная, бархатная, картон цветной.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер.
Клей ПВА и «Момент»;
Ножницы, карандаши, пластилин.
Результаты и эффекты.
Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки.
Нормативно-правовая база
Закон «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Список литературы
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992г
Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002г
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.
Список литературы, рекомендуемой для детей
Колесник С.В. «Азбука мастерства 1 класс», изд. Лицей, 2004.
Л. Маврина «Забавные игрушки», изд. «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2000
www.trudovik.narod. Технология и трудовое обучение.
www.uroki.net Для учителя технологии и трудового обучения (трудов) разработки уроков...
stranamasterov.ru Страна Мастеров
podelki.boxter.org Поделки своими руками
all-origami.ru Оригами: поделки из бумаги своими руками
www.solnet.ee/sol Умелые ручки. Поделки-самоделки.
www.ukazka.ru/ Мастерим своими руками
igrushka.kz/.../ Игрушки, игры, поделки своими руками
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ