Образовательная программа внеурочной деятельности «Рукодельница»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»
Тальменского района Алтайского края
Согласовано Утверждено
Зам. директора по ВР педагогическим советом
протокол №___ от______
________________ Директор МКОУ ТСОШ №5
Л. М. Буркова _____________________
К.А. Дериш
Образовательная программа внеурочной
деятельности «Рукодельница»
Срок реализации 1 год
Возраст детей 11-14 лет
Составитель:
Гаврилова Е.Н.
учитель технологии
Тальменка 2012 год
Пояснительная записка
Направление Кружок «Рукодельница» предназначен для дополнительного образования учащихся 5-8 классов. Организация кружковой работы основывается на дифференцированном обучении школьников. Кружок представляет собой добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к декоративно прикладному творчеству. Занятия в кружке позволяют учащимся доказать свою неординарность, проявить свою самобытность в какой-либо деятельности.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна программы программы заключается в том, что в ней применяется современная образовательная технология – технология сотрудничества.
Технология предполагает такую организацию деятельности детей и педагога, при которой все члены объединения участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию.
Цели программы:
Образовательные:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с тканью, бумагой, природными и другими материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Задачи программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства. Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда. Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Данная программа рассчитана на одногодичное обучение детей в возрасте 11-14 лет.
Психологические особенности программы:
Данная программа курса "Рукоделие" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.
Основные формы и режим работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление и оформление поделок.
Срок реализации 36 часов в год. Занятия проходят 1 раз в неделю (в среду) во внеурочное время.
Ожидаемые результаты работы
Должны знать:
- о материалах, инструментах; правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства;
- историю возникновения народной игрушки;
- виды и свойства тканей, ниток и других материалов;
- подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
уметь:
-работать нужными инструментами и приспособлениями;
-подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
Формы подведения итогов
- Выставки, просмотр творческих работ учащихся.
- Участие в районных и краевых выставках.
Учебно-тематический план программы
«Рукодельница»
№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
Количество часов
теоретическое
практическое
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Ручные стежки. Беседы о технике безопасности труда и личной гигиены при работе.
4
1
3
3
Мережка. Беседа о нитках, как и для чего подбирают нитки по толщине, цвету и назначению.
4
1
3
4
Разметка и выкраивание деталей. Беседы о тканях, натуральных волокнах, происхождение и назначение.
4
1
3
5
Основы лоскутного шитья. Традиционные изделия в лоскутной технике. Рождественский подарок.
10
1
9
6
Ниточная кукла. Плетение закладки из ниток.
5
-
5
7
Тряпичная кукла
4
1
3
8
Пасхальный подарок
4
-
4
Итого:
36
6
30
Содержание программы:
Вводное занятие.
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно - прикладное искусство и человек».
Тема 1. Ручные стежки.
Теоретическая часть. Беседа по технике безопасности труда и личной гигиены при работе, перенесение рисунка на ткань различными способами. Практическая часть. Овладение техникой равномерного выполнения стежков «назад иголку», «вперед иголку», закрепление полученных знаний.
Тема 2. Мережка.
Теоретическая часть. Различные способы выполнения мережки. Беседа о нитках, как и для чего, подбирают нитки по толщине, цвету и назначению. Практическая часть. Выполнение мережки.
Тема 3. Разметка и выкраивание деталей.
Теоретическая часть: Экономный расход тканей с использованием инструментов: ножницы, сантиметровая лента, линейка, мел. Беседы о тканях натуральных волокнах, происхождение и назначение. Практическая часть: Крой деталей.
Тема 4. Основы лоскутного шитья.
Теоретическая часть. Традиции народного ремесла, простейшие традиционные композиции, ритм цвета и силуэтов, тональный и световой контраст. Практическая часть. Рождественский подарок – мягкая игрушка.
Тема 5. Ниточная кукла.
Теоретическая часть. Беседа о вязальных нитках: шерстяных, синтетических, хлопчатобумажных, шелковых и т.д. Расширение знаний о волокнистых и плетеных материалах: пеньке, шпагате, бечевке. Значение пояса в русском народном костюме. Практическая часть. Изготовление ниточной куклы, плетение закладок и поясов.
Тема 6. Тряпичная кукла.
Теоретическая часть. История возникновения и виды тряпичных кукол, куклы на чайник и т.д. Рассказ об украшении одежды вышивкой, бисером, аппликацией. Практическая часть: Изготовление куклы – скрутки.
Тема 7: Пасхальный подарок. Теоретическая часть. Подготовка к изготовлению поделки. Практическая часть. «Птичка на яичко» с использованием элементов аппликации и бисерного шитья.
Методические рекомендации
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Ткань разных видов (х/б, шерсть, синтетические и т.п.), искусственный мех;
-Нитки (х/б, капроновые, вискозные, вязальные);
-Иголки;
-Ножницы, мел, калька, карандаш,
-Лекало, трафареты, выкройки, синтепон;
-Клей ПВА, лента-скотч;
-Предметы для отделки (пуговицы, бисер, цветная клеенка и др.)
-Бумага, кисти, краски, линейка металлическая, циркуль.
Результаты и эффекты.
Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки.
Нормативно-правовая база
Закон «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Список литературы
1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007
2. Журнал «Сделай сам». 1999г.
3. Рондели Л.Д. Народное декоративно - прикладное искусство. М.2003г.
4. Ханашевич Д.Р. Подружки - рукодельницы. М., 1993г.
5. М. В. Максимова. «Незабытые ремесла»
6. В.Ф. Куличенко «Умелые руки»
7. В. Головин «Сто затей двух друзей»
8. Н.Д. Беляков «Внеклассные занятия»
Список литературы, рекомендуемой для детей
Л. Маврина «Забавные игрушки», изд. «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
ЦОРы, ресурсы Интернета.
www.trudovik.narod. Технология и трудовое обучение.
www.uroki.net Для учителя технологии и трудового обучения (трудов) разработки уроков...
stranamasterov.ru Страна Мастеров
podelki.boxter.org Поделки своими руками
all-origami.ru Оригами: поделки из бумаги своими руками
www.solnet.ee/sol Умелые ручки. Поделки-самоделки.
www.ukazka.ru/ Мастерим своими руками
igrushka.kz/.../ Игрушки, игры, поделки своими руками
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ