Общие рекомендации для написания сочинения в 11 классе
Общие рекомендации по созданию оригинального текста
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Написание оригинального текста – труд нелегкий, как правило, сопровождающийся тревожными сомнениями: смогу ли я создать что-то интересное? с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Пишущий, естественно, хотел бы знать доступные и однозначные ответы на эти животрепещущие вопросы. Но однозначных ответов нет. Существуют лишь различные методики создания креативного письменного текста (сочинения), и каждый волен сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит.
Данное пособие предлагает один из таких путей написания сочинения на основе анализа художественного произведения либо же на основе анализа личного жизненного опыта или собственных мыслей по какой-либо актуальной теме.
В первой главе представлены общие рекомендации по созданию оригинального текста: универсальные этапы и правила, структура текста и пр.
Вторая глава посвящена методике создания текстов основных творческих жанров: эссе, этюд, дневник, письмо, ассоциация (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Описание каждого жанра снабжено краткими алгоритмами, определяющими порядок действия для достижения нужной цели. Приведены примеры текстов сочинений.
Отличительной особенностью приведенных ниже рекомендаций является их краткость и доступность. Пишущему не придется тратить много времени на изучение теории, при этом он легко может овладеть основами создания письменных текстов, раскрывая свои творческие способности, свою индивидуальность.
ГЛАВА 1.
Общие рекомендации по созданию оригинального текста
1.1. Универсальные этапы и правила
Несмотря на то, что существуют различные пути написания сочинения, и работа над каждым жанром требует своего подхода, все же выделяются некоторые универсальные этапы и правила создания текста, знание которых существенно облегчает творческий процесс.
Этапы:
1. Формулировка / выбор темы;
2. Формулирование главной мысли/проблемы, которую будете доказывать/раскрывать в работе;
3. Обоснование актуальности главной мысли/проблемы;
4. Подбор аргументов, подтверждающих, иллюстрирующих главную мысль/проблему;
5. Определение собственной позиции;
6. Написание черновика по схеме (см. пункт 1.2.«Трехчастная структура текста»).
1.2. Трехчастная структура текста
Известно, что композиция некоторых жанров сочинения, особенно творческих, предполагает свободу (наличие внутренней логики изложения материала, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов), однако при ближайшем рассмотрении в любом тексте можно выделить (где-то графически, где-то условно, но в любом случае по смыслу) три основные части: вступление, основную часть и заключение.
1. Вступление
Формулирование главной мысли, проблемы, над которой Вы будете рассуждать, которую будете доказывать
2. Основная часть
Доказательство главной мысли, рассуждение по обозначенной проблеме: А) комментирование главной мысли, идеи, проблемы – описание того, как проблема существует (в тексте или жизни); Б) аргументирование примерами (цитаты из текста или же краткий пересказ, можно привести примеры из личного опыта); В) выражение собственной позиции. P.S. Если сочинение по произведению какого-либо автора, то в основной части обозначают еще и позицию автора по отношению к проблеме и выражают свое отношение к этой позиции (согласие/несогласие) – СМ. пункт 1.3. «Комментирование позиции автора».
3. Заключение
Общий итог рассуждениям: А) определение степени важности обозначенной во вступлении мысли/проблемы Б) определение перспектив в ее дальнейшем раскрытии/решении В) постановка еще одной проблемы, которая вытекает из рассматриваемой.
1.2.1. Вступление
Рассмотрим варианты ВСТУПЛЕНИЙ на примере сочинения на тему «Что такое счастье?» (по произведению бразильского писателя и поэта П. Коэльо «Алхимик»).
Ряд вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)
Что такое счастье? Возможно ли оно? Что нужно сделать, чтобы стать счастливым? Существуют ли универсальные рецепты достижения счастья? Долог ли путь к нему? На эти и другие вопросы отвечает в своем произведении современный бразильский писатель П. Коэльо.
Рассуждение о заглавии
Счастье. Описать понятие «счастье» невозможно, можно описать лишь ощущения, чувства, состояние. Быть счастливым может лишь человек, и это состояние ему подвластно, несмотря на кажущуюся недостижимость. Счастье есть. Оно, возможно, совсем рядом, и чтобы его испытать порой нужно просто оглянуться вокруг и улыбнуться миру. Об этом пишет в своем произведении «Алхимик» всемирно известный писатель П. Коэльо.
Диалог с воображаемым собеседником по теме (идее, проблеме) текста
Милый друг, задумывался ли ты когда-нибудь о том, что такое счастье и как найти к нему дорогу? Ты ответишь, что это элементарно: счастье — это радость, смех, удовольствие, нужно просто жить и радоваться жизни. Но только ли в радости и удовольствии заключается счастье?! И так ли легок к нему путь? Давай попробуем найти ответ на эти вопросы вместе, обратившись к произведению «Алхимик» всемирно известного писателя П. Коэльо.
Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации
Счастье… Радостные эмоции. Свет. Тепло. Влюбленность…Желание творить добро, приносить пользу миру…Такое хрупкое состояние… Но в то же время такое мощное, заполняющее каждую клеточку тела, дающее силы жить. Счастье…
Цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», — эти мудрые слова древнегреческого философа Пифагора актуальны и по сей день. Проблема счастья, пожалуй, занимала умы людей во все времена. До сих пор о счастье рассуждают философы, создают произведения писатели, снимают фильмы режиссеры. И каждый из них отвечает на эти вопросы по-своему. Один из взглядов на проблему счастья выражен в известном произведении современного бразильского писателя П. Коэльо «Алхимик».
Краткая справка о писателе, произведении
Коэльо — бразильский писатель и поэт, опубликовавший в общей сложности 16 книг — романы, комментированные антологии, сборники коротких рассказов-притч. В России прославился после издания «Алхимика», долго остававшегося в первой десятке бестселлеров. В этом романе автор поднимает ряд важнейших для человека вопросов, среди которых одно из первых мест принадлежит вопросу о счастье: что такое счастье и где его искать?
Описание впечатления, которое произвело данное произведение. (Почему именно такое? Чем вызвано?)
Недавно я прочитала произведение Пауло Коэльо «Алхимик». Эта книга не оставила меня равнодушной. Эмоции радости и удивления захлестнули меня сразу же после того, как я перевернула последнюю страницу романа: до того простыми оказались ответы на сложнейшие и важнейшие вопросы: что такое счастье и где его искать? Автор говорит нам: «Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке». «Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома». Эти два высказывания изменили мое отношение к собственной жизни.
1.2.2. Основная часть
В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ следует избегать:
пересказа текста;
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Здесь Ваша задача продемонстрировать умение логично, аргументировано излагать мысли. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Сформулировать основную мысль / проблему, которую Вы взяли для рассмотрения.
2. Подобрать аргументы или фрагменты текста (если сочинение по художественному произведению), которые подтверждают, по вашему мнению, эту мысль / проблему.
В основной части Вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста или жизни.
Оформлять примеры из художественных текстов в сочинении можно следующими способами:
1) цитировать предложения (если они не очень длинные) или его часть, ставя на месте пропущенных слов многоточие;
2) пересказывать предложения/ фрагменты текста своими словами.
Для связи примеров и основного текста можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту:…
• Подтвердить данный аргумент можно таким примером:…
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере…
• В подтверждение собственных выводов приведу пример и…
• Следующий отрывок … подтверждает мысль о том, что…
1.2.3. Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно быть:
коротким, но ёмким по содержанию,
логически связанным с предыдущим изложением,
не должно противоречить по смыслу рассуждениям из основной части.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному выше, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения
Итак, счастье – это не абстрактное чувство. Счастье – это путь, пройти который может лишь смелый и трудолюбивый человек. Чтобы быть счастливым, нужно просто идти своей дорогой, приносить пользу людям, отдавать тепло своего сердца. И самое главное, счастье не нужно искать – оно всегда рядом с нами. Оно в нас самих.
Описание впечатления, которое произвело данное произведение (что изменилось в мировоззрении? Чему научило?)
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что произведение П. Коэльо «Алхимик» произвело на меня сильное впечатление. Я ясно осознал, что смысл жизни заключен в созидательном труде, в любви и постоянном самосовершенствовании. «Алхимик» не дает конкретные советы по поиску счастья, но мне он дал направление, куда мне следует идти.
Личное отношение к решаемой проблеме
Итак, на мой взгляд, счастье – это ощущение полноты жизни, ее осмысленность. Счастье всегда находится в нашей душе, и только от нас зависит, будем ли мы испытывать его, жить им, либо будем всегда неудовлетворенны бегством за ним.
Ряд риторических вопросов. Открытая концовка (предоставление читателю права решить самому)
Итак, Коэльо наглядно показывает, что человек в поисках счастья может проделать большой путь, который в итоге приведет к отправной точке. Автор демонстрирует лишь один из путей достижения счастья, лишь некоторые его проявления. Но что такое счастье для каждого конкретного человека? Когда нужно отправляться на его поиски? Как понять, что ты достиг цели?
Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста
Таким образом, смысл жизни каждого человека – искать и найти счастье. Многие люди ищут счастье всю жизнь и не находят. Кто-то может быть счастлив без причины, а кому-то необходимы определенные условия для его достижения. Автор дает нам простой ответ на главный вопрос: где искать счастье. «Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома».
Корректное возражение автору
Несмотря на все аргументы, приведенные автором, я считаю, что счастьем нельзя обладать постоянно – это что-то постоянно ускользающее, это то, в чем невозможно пребывать постоянно. Мы все стремимся быть счастливыми, и наша жизнь – это постоянное стремление к счастью.
Яркий пример из собственного опыта, подтверждающий позицию пишущего сочинение
Мой дедушка, прошедший всю Великую Отечественную войну, любил рассказывать о своих военных годах. Он говорил, что люди военного времени жили глубокой надеждой на победу, с нетерпением ждали завтрашнего дня, который мог принести нам победу. Но все же дедушка всегда подчеркивал, что жить им было интересно в «здесь и сейчас», именно в каждом дне люди искали счастливые моменты, которые дарили им радость и смысл бытия. Счастье было рядом, и они умели его видеть, прекрасно понимая, что «завтра» у них может и не быть.
1.3. Комментирование позиции автора художественного произведения
Обычно в сочинениях, создаваемых на основе художественного произведения, отражается позиция автора на рассматриваемую проблему и выражается личное отношение к данной позиции. Мы предлагаем следующие виды комментирования позиции автора: одобрение, осуждение, нейтралитет.
Одобрение: Автор восхищается…; поражается…, удивляется…; словно приглашает вместе с ним полюбоваться/окунуться…; с интересом наблюдает за тем…; любуясь (чем-то), создает словесную картину.
Осуждение: Автор с болью в сердце пишет о том, что…; с горечью говорит о…; у автора вызывает негодование…; автор не может мириться с тем…; с горькой иронией пишет о том…; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Нейтралитет: Автор размышляет о…; словно приглашает читателя к диалогу…; делится своими мыслями, наблюдениями…; ставит перед читателями важную, злободневную проблему…; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
ГЛАВА 2.
Алгоритмы создания текстов творческих жанров
2.1. Эссе
Эссе (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Специфика эссе:
В центре внимания эссе может лежать и жизненное явление, и анализ литературной, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы.
Небольшой объем.
Свободная композиция (наличие внутренней логики изложения, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов).
Отражение личных размышлений, впечатлений, ассоциаций.
Эмоциональный синтаксис (обилие неполных предложений, многоточий, вопросительных и восклицательных конструкций).
Афористичность и образность речи.
Этапы написания эссе:
Обдумывание темы, формулирование главной мысли/проблемы.
Обоснование актуальности проблемы.
Размышление над проблемой: личные впечатления, ассоциации, оценки, цитаты, необычные факты, аргументы за и/или против.
Подведение итога размышлениям: конкретный ответ на поставленный во введении вопрос, предложения, как решить проблему или оставление вопроса/проблемы открытыми.
Примеры эссе:
Что значит любить себя?
Во все времена люди пытались ответить на вечные вопросы: в чем смысл жизни? Как обрести счастье? Что такое любовь. Среди них одним из существенных вопросов является следующий: что значит любить себя?
Часто можно услышать рассуждения подобного рода: любовь к себе – это проявление эгоизма. Не менее редким является утверждение, что любовь к себе – это главное условие любви к другим людям, т.е. не умеющий любить себя человек не сможет с любовью относиться к миру и другим людям. Кто-то понимает любовь к себе как возможность жить полной жизнью, пробовать все возможные удовольствия («ведь живем-то один раз!»), не задумываясь о последствиях. Для кого-то любить себя – значит заботиться о себе: о своем здоровье, внешности, интеллекте, душе – держать все это в гармоничном состоянии. Любой вид агрессии по отношению к себе в данном случае будет пониматься как проявление нелюбви к себе: физическое или моральное самобичевание, разрушение тела вредными привычками и пр.
На мой взгляд, любовь к себе не следует путать с эгоизмом. Эгоизм – слепое, совершенно не обоснованное поклонение себе самому, пустое самодовольство. Это путь разрушения, хотя временами он и будет казаться приятным. Любовь к себе – это созидательная дорога, это осознание себя и всех людей уникальными личностями, это большая работа над собой. Беречь себя от физического и психологического негатива, заниматься развитием своих способностей, учиться понимать себя, свои потребности, стремиться видеть только хорошее в людях и ситуациях…Любовь к себе подобна процессу ухода за растением – если мы поливаем его, удобряем землю, посылаем ему самые светлые мысли – он вырастет здоровым и сильным.
Как бы то ни было, любовь к себе всегда означает постановку себя в центр мира. Не случайно, мудрые говорят: «Твоя жизнь начинается с тебя самого». Но что человек будет делать в этом центре мира – созидать или разрушать себя – зависит только от него.
2.2 Этюд
Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу.
Сочинение-этюд – это НАБРОСОК, описание того, что Вы видите, рассуждение по увиденному.
Специфика этюда:
Описательность.
Отсутствие сюжета.
Небольшой объем.
Обилие определений.
Этапы написания сочинения-этюда:
Обдумывание темы.
Описание увиденной картины (должно отражать личное отношение к увиденному).
Примеры сочинения-этюда:
«Исеть-река»
Конец весны. Вечер. Набережная. Исеть. Такая спокойная, тихая, медленно и мягко несущая свои серебристые воды, утопающая в юной зелени берегов. Река моего родного города, загадочная и мудрая странница…
Вода не прозрачная, но все равно кажется чистой, полной неведомой силы. Вдалеке видна рыбацкая лодка. Легкие речные волны мерно покачивают ее, словно убаюкивая рыбака с удочкой. Нежный ветерок пробежал рябью по воде, закачалось отражение деревьев. Сонно пролетела чайка…
На небе ни облачка. Яркие краски вечерней зари вдруг опустились с небес на воду, и она стала огненно-рыжей, как будто бы наполнилась жаром солнца.
Еще немного, и солнце, коснувшись последними лучами речной глади, опустится за весенние заросли, вода в реке потемнеет и уснет. До утра.
2.3. Дневник
Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных или периодических записей, современных описываемым событиям.
Дневник – это отражение результатов личного наблюдения за внешним миром и самонаблюдения (выражение чувств, эмоций, анализ собственных поступков и проч.).
Виды дневника:
От лица пишущего (авторский личный дневник);
От лица героя произведения.
Специфика дневника:
Датированность.
Субъективность размышлений (четко выраженная личная позиция, оценочность суждений), эмоциональность.
Свободное расположение материала.
Фрагментарность (недосказанность мыслей, недописанность фраз, резкий переход от одной мысли к другой).
Монологичность или внутренняя диалогичность.
Особенности синтаксиса и пунктуации: наличие неполных предложений, использование многоточия.
Этапы создания сочинения в жанре дневниковых записей:
Формулирование темы.
Определение главной мысли/проблемы рассуждений.
Определение, какие чувства, эмоции и мысли выльются на страницы дневника.
Описание своей точки зрения на обозначенную проблему, свои мысли, чувства и эмоции по этому поводу.
Разбивка на датированные фрагменты.
Примеры:
Шекспир – поэт любви
12.01.2013.
Здравствуй, дорогой дневник! Мне вдруг очень захотелось рассказать тебе о своем открытии. Вчера мне подарили чудесную книжицу- — томик сонетов У. Шекспира. Жду сегодняшнего вечера, чтобы после дневной суеты умиротворенно погрузиться в чтение произведений великого поэта.
13. 01.2013.
Вчера весь вечер я не могла оторваться от чтения этих прелестных произведений. Дорогой дневник, это великолепно! Больше всего мне нравятся переводы С. Маршака.
14.01.2013.
Снова и снова перечитываю сонеты. Их объединяет образ лирического героя, который воспевает либо крепкую дружбу с прекрасным юношей, либо страстную любовь к смуглой леди. 126 сонетов (с 1 по 126) посвящены юноше, 26 – смуглой леди, а в двух последних сонетах говорится о всепобеждающей силе любви: «Любовь – над бурей поднятый маяк, не меркнущий во мраке и тумане…»
15.01. 2013.
Более других мне пришлись по нраву сонеты, посвященные смуглой леди. Так оригинально автор представляет идеальный образ своей возлюбленной! Это совершенно обычная женщина, без особого блеска в глазах: «ее глаза на звезды не похожи», легкой походки, бледной кожи: «с дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек», без пышных нарядов, но она все равно прекрасна: «И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали», — сообщает 130 сонет. Дорогой дневник, лирический герой все равно любит даму своего сердца, хоть она и не похожа на идеальных красавиц того времени. Что вообще заставляет одного человека любить другого? Как мы выбираем «своих» людей?
16.01.2013.
Сегодня снова обратилась к сонетам о смуглой леди. Сначала мне было очень жаль лирического героя, который не получает ответа от возлюбленной и страдает от невозможности проявить свою любовь. Но сейчас я вдруг остро ощутила, что на самом деле герой счастлив, ибо он может чувствовать, может думать, может мечтать, а значит жить! Наполняться силой любви (пусть и односторонней), выражать свои эмоции в лирике, в таких мощных, красивых, бессмертных сонетах!
2.4. Письмо
Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.
Специфика сочинения-письма:
Важнейшая функция письма – коммуникативно-информационная.
Письмо отражает внутренний мир пишущего.
Письмо предполагает наличие получателя-адресата и отправителя-адресанта.
В письме учитываются предполагаемые реакции адресата.
Виды писем:
Письмо к вымышленному лицу/ реально существующему лицу.
Письмо к писателю (художнику, композитору, актеру и пр.).
Письмо к герою произведения.
Письмо героя.
Письмо автора сочинения себе самому.
Этапы написания письма:
Вступление
1. Приветствие адресата, осведомление о его жизни, делах.
2. Сообщение адресату о том, какая проблема вас сейчас волнует, какая мысль занимает и в связи с чем? (прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыкального произведения и т.д.).
3. Обоснование в нескольких предложениях своего выбора собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.
Основная часть
4. Рассуждение по теме/проблеме: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания, примерам, которые могут послужить иллюстрацией, и затем сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения.
5. Поскольку Вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой.
Заключение
6. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.
7. Пожелания. Дата. Подпись.
Пример сочинения в жанре письма:
О счастье
(по притче Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»)
Здравствуй, мой милый друг!
Сегодня 19 февраля 2013 года. Я сижу на последнем уроке, очень уставшая и голодная, но с радостью пишу тебе. На улице солнечно и тепло, уж по-весеннему упрямо светит лучистое солнышко. И все больше и больше хочется долгожданного, беззаботного лета.
Как ты живешь, мой друг? Что нового в твоей жизни? Расскажи мне!
Сегодня на уроке литературы мы изучали интересную притчу под названием «Щедрое дерево». Автором является американский композитор Шел Сильверстайн, музыкант и певец, поэт и иллюстратор, драматург и сценарист, в общем, очень разносторонняя личность. Я очень хочу поделиться с тобой своими мыслями по поводу прочитанного, потому что именно ты когда-то натолкнул меня на мысли о поиске счастья.
Прочитав притчу, я ощутила, что слезы подступают к моим глазам… Одна яблоня крепко любила маленького мальчика, отдавала ему все, что могла, и он любил проводить с ней время: «Он играл в ее кроне, карабкался по ее веткам и спал в ее тени. И яблоня была счастлива». Взрослея мальчик все реже навещал свою верную подругу, и цели его посещения становились все более корыстными: сначала он забрал ее яблоки на продажу, затем ветви для строительства дома, затем спилил ствол для того, чтобы построить лодку и отправиться на поиски счастья.
Милый друг, мне так жаль стало яблоню…Знаю, ты скажешь, что она своей жизнью делала мальчика счастливым. Но ведь это не так, мой друг!!! Мальчик все время только брал у яблони ее плоды, помощь, поддержку, ничего не давая взамен, и ему все время было мало. Мальчик не ощущал себя счастливым и все искал и искал чего-то лучшего…И вернувшись к яблоне глубоким стариком он все равно не понял, что такое быть счастливым и даже не поблагодарил яблоню за ее дары и жертвы. А яблоня отдала ему последнее, что могла – возможность отдохнуть на пне, который остался от нее. «И яблоня была счастлива»
Милый друг, я поняла очень важную вещь: счастье – в бескорыстном отдавании своей любви, добра, нежности. Конечно, мы все рассчитываем на взаимность и ждем ответных чувств, но тем не менее, самый короткий путь к счастью – помогать другим, делать их жизнь более легкой и радостной. А самый верный путь к несчастливому существованию – стать потребителем.
Милый мой друг, как тебе притча? Предвкушаю твою реакцию – будешь возражать автору, оправдывать мальчика и журить яблоню. Но все же – с нетерпением жду ответа!
Пиши! Целую! Люблю! Скучаю!
Твоя Диана
19.02.2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ