Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса

Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса




В научно-методической литературе отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В связи с этим остро встала проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми. Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог.

В настоящее время при организации работы с одаренными детьми востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии и творчески мыслить. Только такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, понять его и принять. В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной так и из внеклассной деятельности. Важное место мы отводим проблеме мотивации педагогов на работу с этой категорией детей. Педагоги, занимающиеся с одаренными детьми, за счет компенсационного фонда получают доплаты, а за счет стимулирующего фонда – материальное поощрение за успехи своих питомцев. Учитываются результаты работы с одаренными детьми при представлении педагогов к наградам различного уровня, при повышении уровня квалификации учителей, при установлении максимальной вилки по новым условиям оплаты труда, предоставляется возможность прохождения профессиональной переподготовки.

Важное место в работе с педагогами занимает психологический аспект, так как одаренные дети зачастую не похожи на обыкновенных детей в своем восприятии мира, манере поведения, формировании самооценки. Понять такого ребенка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем – задача педагога, работающего с данной категорией детей.

Можно выделить три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для одаренных детей:

- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета, создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

- учитель, выводящий на высокий профессиональный уровень.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению:

1.Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

2. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;

- взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

При таком подходе к проблеме выявления, обучения и развития одаренности на первый план выходит способность учащегося к преодолению уже сложившихся у него в прошлом опыте стереотипных способов восприятия, мышления, переживания, поведения. Учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным. Образовательная среда должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою «экологическую» нишу развития, и тем самым иметь возможность для обретения своей собственной индивидуальности.

Основная тенденция в этом процессе заключается в том, что образовательные учреждения все чаще переходят к использованию таких образовательных технологий, которые позволяют педагогу трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания, умения, навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся. Для этого необходимо создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать у себя способность быть субъектом развития своих способностей, и в итоге стать субъектом процесса своей социализации.

Поэтому, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Важным является изменение стереотипов восприятия ученика, образовательного процесса и, особенно, самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса, т. е. учитель изначально не принимает ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.

Для успешной работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях сегодня широко используются ресурсы сети Интернет, приобретается программно-методическое оборудование для работы с одаренными детьми. На основе этих материалов осуществляется работа над обновлением содержания образования с детьми данной категории.

Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случаев успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.


Литература

1.Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997.

2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 1997.

3.Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.

4.Панов В.И. Одаренные дети: выявление—обучение—развитие // Педагогика. 2001. № 4.

5.Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. -М., 1998.

6.Учителю об одаренных детях/Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова.-М., 1997.

7.http: // festival. 1 september.ru

8.http://ladomirovka.narod.ru





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ