ОПЫТНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНИ-АКАДЕМИЯ»
МБОУ «СОШ №13 с этнокультурным компонентом образования»
«Утверждаю» Рассмотрено на
Директор МБОУ «СОШ №13» методическом совете
_______________ ______________________
Н.Б. Городенко методист С.А.Белоусова
ОПЫТНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНИ-АКАДЕМИЯ»
РАЗРАБОТАЛА:
учитель русского языка
Посошкова О.В.
.
сентябрь 2013 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здорового учащегося, а впоследствии здорового выпускника и члена общества может воспитать только здоровый учитель. В научно-педагогической литературе имеется немало публикаций о специфических особенностях профессии педагога. Учеными выявлены такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром выгорания и т.п. По оценке специалистов, до 79% работников образовательных учреждений имеют заболевания различной тяжести. Так же много исследования и публикаций на тему нездоровья учащихся.
Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т.д.
Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % - экологией, на 20 % - наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.
Для общеобразовательной школы особое значение приобретает педагогическая валеология как сфера практической деятельности учителя, направленная на активизацию резервных возможностей школьника, гармонизацию его отношений с самим собой, окружающим миром, природой, на организацию здоровьетворящей и здоровьесохраняющей среды в школе.
В школе ведется определенная работа в этом направлении. Это, прежде всего, спортивно-оздоровительная работа, охватывающая учащихся всех ступеней образования. Проводятся спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, эстафеты, Дни здоровья. В школе работают секции, сформированы специальные медицинские группы. Воспитательная работа предусматривает профилактические беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Проводятся мероприятия, обеспечивающие «здоровый» досуг учащихся: дети посещают существующие на базе нашей школы кружки, студии, принимают участие в различных рода экскурсиях и культпоходах.
Однако следует отметить небольшой процент учащихся, занимающихся в спортивных секциях вне школы (12%). Число учащихся, занятых в художественных студиях и кружках по интересам вне школы тоже незначительное (39 %).
Можно выделить еще ряд причин:
- слабая заинтересованность родителей в организации полноценного досуга детей;
- недостаточная пропаганда здорового образа жизни;
- недостаточная связь школы и семьи по формированию ЗОЖ, особую тревогу вызывает все более возрастающее количество семей, где дети воспитываются в неблагополучной обстановке;
- недостаточная валеологическая грамотность учителей-предметников.
Данная программа разработана для педагогических работников и учащихся общеобразовательной школы, их родителей - с целью повышения их валеологической грамотности.
Задачи программы:
-пропаганда здорового образа жизни,
-развитие методической, психологической и воспитательной служб школы,
-разнообразие спортивной и общественной жизни в СОШ №13 г.Читы.
В разработанной программе «Валеологическая мини-академия» использованы уже готовые, созданные врачами, психологами и педагогами приемы, методы, формы работы, способные сформировать у педагогов и учащихся готовность к ведению здорового образа жизни, развить такую потребность.
Слушатели мини-академии знакомятся с основами позитивного программирования жизни, основными секретами здоровьесбережения. Кроме того, учителя, родители и учащиеся практикуются в усвоении приемов саморегуляции организма, а по окончании теоретической части посещают спортивный зал.
Деятельность мини-академии рассчитана на 1 учебный год, проводится во внеурочное время, курируется заместителем директора по воспитательной работе, осуществляется на принципах педагогики сотрудничества учителями физвоспитания, биологии, русского языка, педагогом-психологом, советом старшеклассников. Занятия предполагают посещение педагогами, родителями и учениками в зависимости от темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ МИНИ-АКАДЕМИИ
№пп
Тема занятия
продолжительность
Формы и содержание занятия
сроки
ответственные
1
Позитивное программирование жизни.
3 ч.
Лекция «Основные принципы сохранения здоровья».
Тренинги «Определи свое состояние»
Совместные «Веселые старты»
сентябрь
Учитель биологии
педагог-психолог
совет старшеклассников
2
Здоровый образ жизни.
3 ч.
Дискуссия «Способны ли мы вести здоровый образ жизни?»
Практическое занятие «Диагностика стресса»
Физические упражнения для снятия напряжения с мышц туловища.
октябрь
Учитель русского языка
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания
3
Здоровые семьи как фактор благополучия общества.
3 ч.
Изучение нормативных документов Правительства РФ по охране и укреплению здоровья граждан.
Тренинг «Освобождаемся от стресса»
«Большие и маленькие» - спортивное мероприятие для семей педагогов и учащихся
ноябрь
ЗДВР
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания, Совет старшеклассников
4
Валеология – учителю.
(для пед.работников)
3 ч.
Беседа-дискуссия «Здоровьесберегающее обучение – мифы или реальность?»
Аутогенная тренировка «Я – хороший учитель, у меня – хорошие ученики!»
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
декабрь
Методист
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания
5
Гуманизация образовательного процесса
4 ч.
Лекция «Психологические основы педагогической деятельности по созданию ситуации успеха в образовательном процессе»
Когнитивно-поведенческий тренинг «Технология создания ситуации успеха»:
тренинг эффективного педагогического общения,
тренинг уверенного поведения,
тренинг развития креативности.
Командная спортивная игра
январь
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания
6
Основы психического здоровья.
3 ч.
Лекция «От чего зависит психическое здоровье»
Тренинг-диагностика.
Физические упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата.
февраль
Учитель биологии
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания
7
Здоровьесберегающие технологии (для пед.работников)
3 ч.
Лекция «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Деловая игра «Раскрепощенное развитие»
Анкета «Определи свою роль»
март
методист
педагог-психолог
8
Личность как здоровьеобразующее понятие.
3 ч.
Ассоциативная беседа «Все о понятии «личность».
Знакомство с новейшими методиками саморегуляции.
Индивидуально-групповые спортивные занятия.
апрель
Учитель русского языка
Педагог-психолог
Инициативная группа
9
Способы и приемы здоровьесбережения.
3 ч.
Фотовыставка «Здоровый педагог – здоровые ученики»
Диспут «ЗОЖ и учащиеся нашей школы»
Сравнение результатов диагностики здоровья на начало и конец учебного года.
Совет старшеклассников
Учитель русского языка
Педагог-психолог
Итого 28 часов.
Литература
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №4-2005-с.40.
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №5-2005-с.38.
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №6-2005-с.38.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей:
Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2005- 64с.
Макеева А.г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 7-9 классов. Москва: Просвещение, 2005-304 с.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика №6-2005-с.37.
Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. ,Орехова И. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. Магнитогорск: МаГУ2003 – 355 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ