Организационно-обучающие и организационно-деятельностные игры для основной и старшей школы

Организационно-обучающие и организационно-деятельностные игры для основной и старшей школы

Метод обучающей игры в теоретическом и методическом аспектах разработан в научной школе развивающего обучения (С.Д. Неверкович [101], Н.В. Самоукина [117]). 

Организационно-обучающие игры – «смягченный» вариант организационно-деятельностных, обычно не предполагают проблематизацию. Их целью является освоение предметного содержания (например, игра «Суд») или определенных мыслительных средств, чаще – рефлексивных (игра «Сборка»).

Цель организационно-деятельностных игр – создать для учащихся образовательное пространство, понимая под образованием выход за пределы своих представлений и своих умений1.Эти игры создают богатые разнообразные возможности для развития. Они построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей игры является процесс самоопределения. Самоопределение, в общем смысле, подразумевает точные, недвусмысленные ответы на вопросы: «Чего я на самом деле хочу?», «Что я реально могу в силу полученной подготовки и своих способностей?», «Что я буду делать как участник игры по заданной теме?».

Организация пространства этих игр полностью подчинена целям развития.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески преобразующего отношения к окружающей действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным" при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. С точки зрения А.А. Тюкова, осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности. В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Конечно, такое определение является односторонним и подчеркивает лишь субъективно-мотивационный аспект игровой деятельности, не характеризуя специфики содержания ее процессов.

Такую односторонность определения можно снять, если дополнить его характеристиками психологических особенностей деятельностных процессов, которые собственно и обеспечивают совпадение мотива и предмета деятельности с ее процессами. Такими особенностями являются, прежде всего, рефлексивность и направленность па самоорганизацию способов осуществления деятельности.

Таким образом, игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности coдержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.

 Задача создания игровых форм, которые бы обеспечивали возникновение в процессе игры феноменов игровой деятельности, становится центральной в подходе к проектированию организационно-управленческих обучающих игр.

 В нашем подходе идеи" дидактики развивающего обучения воплощаются прежде всего в основных принципах проектирования конкретных форм организационных игр для достижения целей профессионального и социального обучения. Несмотря на разнообразие проектируемых конкретных игровых форм, при организации каждой из них должны соблюдаться следующие требованиями 0].

  Требования к проектированию.

Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или основную тему. Сюжет и тема определяются типом профессиональной деятельности и стоящими перед участниками будущей игры организационно-управленческими задачами и проблемами. 

Направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализиpoвaнных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

 Проблемность обучения. Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем, как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

  Методологическое обеспечение. Группа специалистов владеющих способами и методами решения проблем, аналогичных возникающим в игре, или профессионально ориентированных на разработку таких способов.

Соответственно в нужных проблемных ситуациях служба методологического обеспечения предлагает средства работы или же направляет деятельность участников на активный поиск и творческую разработку способов в случаях, когда никто не может предложить готовых решений.

  Психологическое обеспечение. Организационная игра - это всегда сложный комплекс развивающихся интеллектуальных и социальных взаимодействий участников игры между собой и с представителями различных организационных служб. Для этого психологическая служба и представители соответствующих групп осуществляют оперативную помощь организации в целях поддержания положительного психологического климата, если необходимо осуществление психологической коррекции. Кроме того, специалисты психологической службы осуществляют изучение основных процессов игры и особенности коллективных взаимодействий.

  Техническое обеспечение. Организационные управленческие игры для успешной своей организации требуют множество средств технического характера. Сюда относятся и средства отображения информации и действий участников, средства представления результатов их работы и, наконец, системы регистрации всех рабочих процессов игры.

 

Таким образом, организационные службы осуществляют социотехническое и социально-психологическое воздействие на игроков. Служба проблематизации, службы средств и психологического обеспечения между собой находятся в отношениях кооперации и согласования своих действий с организаторами. Кроме того, все службы организационного действия находятся в отношении обеспечения и экспертной помощи организаторам игры в интересах обучения.


Особенностью организационных обучающих игр является процесс постоянного рефлексивного отображения всех процессов игрового взаимодействия и развития ситуаций игры перед лицом участников. Для наглядности хода игры используется двойная система отображения игровых процессов на "досках": 1) "доски предметных представлений" и "доски социально-психологических взаимодействий".

На экранах в специальных знаковых и символических формах отображаются выявленные в ходе игры предметные представления и концептуальные системы участников и противоречия между ними. Отображаются системы кооперативных, институциональных, статусных, ролевых и межличностных взаимодействий. Весь ход игры раскрывается перед участниками и позволяет им сознательно и аналитически относиться как к собственным действиям, так и к действиям партнеров.

В зависимости от того, какая из систем становится основным моментом, на который направлена организация обучения, и что является центром коллективного обсуждения, выделяются различные игровые формы: командно-позиционная, сюжетно-ролевая, командная ролевая или рефлексивно-позиционная игры.

Необходимым требованием организационных игр является их проведение с отрывом от производства и продолжительностью не менее пяти дней. Эти требования определены характером построения этапов игры и феноменом включенности в игровой процесс. Для того чтобы организационная игра обеспечила подлинное развивающее обучение, в ней должна осуществляться имитация полного цикла развития деятельности - от подхода к решению какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения. Таким образом, игра является специально организованной моделью "шага" социального развития личности. Основная структура этого "шага" соответствует общей структуре и психологическому строению интеллектуальной деятельности, которая включает в себя:
1) анализ ситуации и выявление основных проблемных точек;
2) определение ведущей стратегии действия и определение целей и плана деятельности;
3) выбор способов и средств деятельности и реализация решения;
4) получение результатов в ходе решения и оценка эффективности.

Основные звенья структуры мыслительной деятельности обусловливают выделение основных шести этапов игры: этап введения и адаптации к игровым условиям, четыре этапа по структуре деятельности, этап подведения итогов и оценки.

Каждый дневной цикл игры организуется в четыре этапа:

Первый этап: продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Работа осуществляется по основной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации либо самостоятельно в группах по ролям, либо при участии и под руководством представителя группы организации.

Второй этап: общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и решений как между группами участников, так и со стороны прежде всего организационной службы проблематизации.
Третий этап: рефлексивный анализ процессов игры и действий участников. Участники игры опять имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается на понимание точек зрения, адекватного представления своих концепций и обоснованности оценок альтернативных решений. Участники определяют стратегию своих действий на следующий цикл и продолжают практически организовывать формы коллективного взаимодействия и осуществления совместной мыслительной деятельности.

Четвертый этап: организационные решения. Здесь участники имеют возможность получения консультативной помощи от организаторов и групп обеспечения по возникающим в ходе работы вопросам. В это время возможны организация коррекционной психологической работы, осуществление прямых сугестивных воздействий на участников в различных формах.

Прошедшие игровое обучение руководители меняют свои личностные установки и ориентируются на овладение новыми способами и средствами работы. У них формируются способы анализа собственных действий, критический подход и направленность на самоорганизацию.

Организационно-обучающие игры применяются в суггестопедической системе обучения (система в несколько раз ускоряет автоматизацию разговорных навыков и умений), разработанной болгарским педагогом Г.К. Лозановым.

В современной науке имеются разработки по применению ООИ в подготовке кадров (С.Д. Неверкович), по использованию игры в процессе формирования педагогической рефлексии (Ф.П. Хакунова). Игру как метод развития коллективной мыследеятельности (СВ. Котельников, Г.П. Щедровицкий). 

Организационно-обучающая игра «Сборка»
(Сентябрь 1993 года)

Игра «Сборка» позволяет учащимся подвести итоги своего обучения:

·         итоги движения в общем процессе личностного становления;

·         итоги движения в процессе профессионального становления, собственного самоопределения учащегося. Во время «сборки» каждый учащийся осуществляет попытку многофокусного анализа экспериментального образовательного процесса.

Базовыми процессами, которые «запускаются» во время этой процедуры являются процессы рефлексии и самоопределения.

Структура игры

1. Установочный доклад. Задачи «Сборки».

2. Распределение на группы: организация учебного процесса, анализ взаимоотношений в группе, анализ результатов учебного процесса, анализ взаимоотношений в учебном процессе.

3. Общее заседание. Доклады групп.

4. Распределение на «профессиональные» группы: группа психологической подготовки, группа бизнес-подготовки, группа «метеорологов» (методологические проблемы эксперимента), группа естественнонаучной подготовки, группа правовой подготовки.

5. Общее заседание. Доклады групп.

6. «Сборочные» доклады участников игры и руководителя игры.

7. Рефлексия игры.

8. Оргрефлексия организаторов игры.

Опыт проведения «Сборки» показывает, что учащиеся начинают системно представлять свое обучение, ставить цели и решать задачи, связанные с личностным ростом.

Обучающая процедура «Педагогический консилиум»2

(Май 1994 года)

Педагогический консилиум – это пространство совместной деятельности учащихся и педагогов, созданное с целью повышения эффективности обучения и преодоления возникших в учебном процессе проблем и затруднений. Настоящая игра позволяет сформировать у учащихся целостное представление о своем обучении в школе:

  • заявить собственные образовательные цели;

  • осмыслить и проанализировать цели преподавателей предметников и их представления об учебном процессе;

  • открыто представить и обсудить конфликтные ситуации во взаимодействии учащихся и педагогов;

  • выделить и сформулировать проблемы самоопределения учащихся в учебном процессе;

  • определить проблемы организации учебного процесса;

  • обозначить траектории личных образовательных программ.

Структура процедуры

1. Установочный доклад руководителя педконсилиума.

2. Распределение на группы:

группа сценирование, группа анализа проблем самоопределения, группа анализа проблем организации учебного процесса, группа анализа затруднений в учебном процессе, группа анализа успеваемости, группа анализа взаимоотношений в учебном процессе.

3. Работа в группах.

4. «Педконсилиум»: доклады руководителей групп.

5. Рефлексия работы в группах.

6. Оргрефлексия организаторов и разработчиков.

Организационно-обучающая игра «Выборы»3

(Ноябрь 1995 года)

Игра представляет собой деятельностное моделирование ситуации настоящих выборов. При этом содержание выборов может быть различным, например, выборы в школьную Думу, выборы старосты класса, выборы Думы класса и т.д. Цели каждой отдельной игры могут быть различны, но основными являются:

  • формирование демократических норм жизнедеятельности в обществе;

  • формирование условий для становления общественных лидеров среди учащихся;

  • формирование у учащихся ответственного отношения к жизни в классе, школе;

  • тренинг личностных качеств, необходимых лидеру;

  • формирование лидерской группы учащихся класса и разработка программы действий это группы;

  • формирование общности класса.

Процедура

1. Установочный доклад на игру. Обсуждение процедуры выборов.

2. Выдвижение списка кандидатов.

3. Обсуждение списка кандидатов.

4. Выступление доверенных лиц.

5. Голосование за включение в списки для голосования.

6. Программные заявления кандидатов.

7. Дебаты между кандидатами.

8. Выборы.

9. Рефлексия игры.

10. Оргрефлексия организаторов.


Правовой судебный процесс (суд)

Это игровое мероприятие представляет собой спроектированный силами учащихся судебный процесс, на котором рассматриваются различные актуальные проблемные (в том числе конфликтные) вопросы и ситуации.

Часть этих вопросов связана с организацией учебного процесса, часть – с общественными проблемами. Например, «Дело о допустимости высказывания учащимися оценки деятельности преподавателей» (1994 г.), «Дело о не использованных учащимися возможностях, предоставляемых учителями» (1996 г.), «Дело о не предоставленных учителями возможностях» (1996 г.) – все они рассматривали учебные проблемы. А «Дело об ответственности за развязывание II мировой войны» (1995 г.), «Дело о допустимости смертной казни» (1995-96 гг.) – поднимали вопросы общественных оценок и искали основания различия взглядов и отношений к общественным явлениям.

Ценность этих «судов» состояла не только в понимании учащимися актуальных проблем, которые подлежали правовому анализу, но и в понимании возможностей правовых механизмов в решении этих проблем. Устройство правовой процедуры судебного следствия каждый раз было сложной задачей для учащихся, поскольку процедура должна была быть спроектирована ими так, чтобы быть способной действительно «работать» на разрешение, а не на усугубление конфликтной или проблемной ситуации. Благодаря этим задачам, учащиеся очень хорошо начинают осознавать роль и действие отдельных правовых механизмов и могут гибко подходить к использованию традиционных судебных процедур гражданского и уголовного процесса.

Игровые судебные процессы почти полностью воссоздают атмосферу судебного исследования и фактически неотличимы для учащихся от настоящих. Все судебные позиции разыгрываются школьниками самостоятельно, за исключением позиций экспертов.

Полная включенность учащихся в работу суда и тщательная предварительная подготовка играют огромную роль в формировании у них правосознания и понимании ими специфики практического применения права.

В результате учащиеся не только прекрасно разбираются в устройстве суда, но и могут проанализировать проблемы и несовершенство судебных процедур.

Оргпроект игрового суда

Подготовка

Преподаватель рассказывает об устройстве суда и целях игрового судебного процесса и предлагает ученикам выступить организаторами и участниками. Формируются «дела», которые должны отразить проблемы и сложности в учебе, школьной жизни, отношениях учеников и преподавателей и тому подобное.

Дело ведет следователь, который должен расследовать все обстоятельства дела, произвести опрос свидетелей, сконструировать факты, лежащие в основе доказательств и сформулировать обвинение (если таковое никто не выдвинул).

Одновременно со следователем работает группа процедурно-правовой комиссии (2-3 человека), а также включаются в работу защитник и обвинитель. Согласно распределенным ролям, до начала суда все участники процесса должны уяснить для себя цели и задачи по выбранной процессуальной позиции на суде.

Процессуальные позиции игрового суда

  • Обвинитель – подготавливает отрицательную оценку фактов, формулирует обвинение, поддерживает иск.

  • Истец – выступает с претензией к кому-либо (ответчику).

  • Защита – ведет защиту ответчика, дает положительную интерпретацию фактам, представленным обвинением, готовит свои факты, оправдывающие ответчика.

  • Ответчик – лицо, к которому обращен иск истца.

  • Судья – ведет судебный процесс в соответствии с целями игрового суда.

  • Процедурно-правовая комиссия – готовит проект процессуального положения всех позиций в суде и проект процедуры суда. По замыслу игры она наблюдает за ходом процесса, вносит необходимые изменения и уточнения в ходе суда. Разработанные проекты оглашаются в суде и имеют статус официальных документов для всех участников суда.

  • Нормативно-правовая комиссия – контролирует соблюдение правовых норм (например, уважения, презумпции невиновности и др.), анализирует, выделяет норму поведения, отношения или деятельности, которую демонстрируют стороны; предлагает свою оценку ситуации, конфликта (свою норму), или формулирует проблему, которая пока не разрешима.

  • Присяжные – наблюдают за ходом процесса, оценивают доказательства и стараются выяснить, в чем суть конфликта, и какие возможные пути есть для его разрешения. Основная задача – понять происходящее. Они прекращают прения сторон в момент полной ясности дела. По окончании суда присяжные выносят вердикт, в котором отражают свое понимание конфликта (проблемы) и свою оценку ситуации.

  • Свидетель – дает показания об известных ему фактах.

  • Эксперт (из преподавателей или учащихся более старших классов) – дает квалифицированные оценки по всем вопросам, указывает на ошибки и выдвигает предложения по дальнейшим действиям на суде.

  • Публика – наблюдает за ходом процесса, после суда пишет анализ работы судьи или другой позиции по схеме: осуществляемые действия, их смысл, применяемые средства работы, очередной (наблюдаемый) результат. В публику входят все не задействованные в других позициях ученики класса.

Судебное заседание. Пометки для организатора

До начала суда организуется пространство работы: место судьи, защиты, обвинения, присяжных. Публика отделяется от активных участников. Определяется, кто будет вести протокол или запись на магнитофон.

Суд начинается с оглашения разработанных процедурно-правовой комиссией правовых и процессуальных правил и положений.

Основной движущей силой судебного разбирательства является спор истца (обвинения) с ответчиком (защитой). Обвинение и защита играет с интерпретацией выявляемых фактов, давая им разную оценку.

После каждого эпизода судья обращается к присяжным с вопросом: «Понятна ли присяжным суть дела? Есть ли вопросы к выступавшему?»

Анализ работы суда

Все участники после окончания судебного процесса пишут анализ своей работы на суде (рефлексию) (см. Приложение. «Их архива»).

Примерная схема:

  • Как я понимал свои цели и задачи на суде?

  • Какую реальную работу я осуществлял? Что я делал?

  • С какими трудностями и проблемами я столкнулся и как пытался их разрешить?

  • Какие ошибки я допустил?

  • Как изменились мои представления о суде и судебном процессе? Что нового я понял?

Игра «Программирование учебной деятельности»

(Сентябрь 1996 года)

Игра на программирование проходит в начале учебного года и главной своей целью ставит включение учащихся в учебный процесс после летних каникул. Это мероприятие направлено на формирование каждым учащимся своей образовательной траектории на весь учебный год или часть его. Школьники анализируют приоритеты своих способностей и интересов, свои возможности и свои проблемы и за 3-4 дня напряженной работы подготавливают программу своего образования, подытоживаются и сорганизуются их цели, задачи, зоны актуального для них обучения и учебные возможности.

В результате игры учащиеся более осмысленно и целенаправленно выбирают для себя как сами предметы, так и режим, и способы работы на этих предметах. Они становятся способны видеть в учителях коллег и помощников своего образования и более адекватно относятся к требованиям, которые предъявляют учителя.

Оргпроект игры

Данный проект построен на выделении учащимся приоритетов в учебной деятельности и закреплении их с помощью найденных в ходе игры способов обучения.

Первый день посвящен анализу учебной ситуации учащегося и нахождению им способа своего учебного самоопределения.

Во второй день идет работа над выделением проблем в выбранном учащимся приоритетном направлении образования.

В третий день ставятся учебные задачи на ближайшее будущее, которые должны решить поставленные проблемы.

Весенние сессии «Эксперимента»

(Апрель 1996 года, апрель 1997 года, май 1998 года)

Весенняя сессия – это ежегодное мероприятие «Эксперимента», которое проводится с целью создания для учащихся возможностей оценить свою учебную деятельность. Тематически и организационно сессии разных лет различаются друг от друга, обеспечивая тем самым новизну проекта сессионной работы и заставляя учащихся каждый год иначе определять свои задачи участия в сессии.

Сессия проводится, как правило, в апреле и предуготавливает завершение учебного года. Она рассчитана на комплексное, межпредметное взаимодействие педагогов и учащихся и посвящена общим вопросам учебной деятельности и актуальным, проявившимся в течение учебного года проблемам.

Первая сессия, проходившая в 1996 году, была направлена на формирование экспертного отношения к разным событиям общественной жизни страны и школы. Учащиеся готовили во время этой сессии публикации на разные темы, получали оценку и критику первого и второго варианта и в результате создавали материал, отвечающий их наивысшим на момент сессии возможностям описывать и оценивать события. Надо отметить, что уровень некоторых публикаций был достаточно высок для старшеклассников.

Вторая сессия (1997 год) была посвящена анализу методов обучения, используемых, с одной стороны, учащимися, а с другой – преподавателями. Ее целью было обратить внимание на слабые и сильные стороны способов работы педагогов и способы работы учащихся. В результате сессии у многих школьников сильно изменилось представление о работе учителей. Одновременно каждый участник сессии поставил перед собой конкретные задачи по изменению своих способов обучения с целью сделать их более эффективными.

Третья сессия (1998 год) анализировала возможности старшеклассников разбираться в общественной ситуации государства и их способность сформировать определенную позицию по отношению к ряду актуальных проблем. Название сессии – «Формирование гражданской позиции» – определяло и результаты этой игры. Подробное описание игры приведено отдельно (см. ниже).

Игра «Выбор профессиональных ориентаций»

(Сентябрь 1997 года)

Основная цель игры по данной теме – создать условия для размышления старшеклассников (11 и 12 класса) о своей будущей профессии и, соответственно, – о специализации в той или иной группе предметов. Во время игры учащиеся осваивают понятие «профессия» и «профессионализм» и благодаря этому получают достаточно четкие ориентиры о требованиях к грамотности и компетентности специалиста-профессионала. Эти представления закладывают основы для более глубокого освоения этих предметов, с которым связана будущая профессия, выбранная учащимся.

Оргпроект игры на профессионализацию

Проект предусматривает запуск процессов профессионального самоопределения учащихся с целью построения рамок, в которых может осмысляться учебная деятельность в выпускных классах. Ориентиры для этого самоопределения строятся в ходе игры разными способами: одни учащиеся опираются в выборе профессии на свои способности, другие – на интерес к определенным предметам, третьи – на потребности общества и т.д. В игре исследуются значение и возможности их способов самоопределения. Параллельно идет работа на построение понятий «профессия» и «профессионализм».


Игра «Формирование гражданской позиции учащихся» (Май 1998 года)

Данная игра является специально спроектированной учебной площадкой для интенсивной работы учащихся над своим пониманием общественных проблем и формирования своего отношения к этим проблемам.

Тематически игра охватывает широкий спектр гуманитарных понятий, таких как: «общество», «государство», «индивид», «гражданин», «гражданское общество», «политика», «демократия», «права», «свобода».

Игра позволяет оценить уровень общественной зрелости учащихся, их теоретическую подготовку в области гуманитарных дисциплин и одновременно заставляет учащихся задумываться и искать решения проблемных ситуаций.

Возможные цели проведения игры

Данные цели сформулированы в максимально широких рамках и могут уточняться в ходе предыгровой подготовки:

  • оценить готовность и способность учащихся изучать дисциплины, связанные с общественными процессами;

  • сделать актуальным для учащихся вопрос о современной общественной ситуации;

  • оценить возможности учащихся в использовании полученных на уроках гуманитарных знаний;

  • оценить степень овладения учащимися общественно – политическими понятиями: «общество», «государство», «гражданин» и др.;

  • создать условия для обучения методам анализа общественной ситуации;

  • показать и проанализировать актуальные проблемы современного общества;

  • создать учащимся возможность для оценки выбранной ими общественной позиции;

  • развернуть для учащихся геополитический, особенно – Европейский, аспект ситуации в Латвии;

  • создать условия для обсуждения тенденций и перспектив общественной ситуации в Латвии;

  • создать условия для формирования гражданской позиции.

Результаты игры.
Игра показала, что школьники, которые очень отстранено относились к обществу, государству, своему месту в общественной жизни за время своего участия в игре смогли критически оценить свой «нейтралитет». Многие учащиеся впервые осознали необходимость понимать развитие общественных процессов и необходимость участвовать в жизни государства. Игра переориентировала их с ухода от проблем государства к фиксации проблем и поиску их решения за счет своей личной активности.

Игра открыла учащимся возможные методы анализа общественной ситуации и возможные способы отношения к общественным проблемам.

Школьники научились терпимо относиться к различным взглядам и позициям.

Учащиеся увидели перспективы своего образования и выявили для себя новые возможности занять в обществе определенное место.
Организационный проект игры

1 день. Тема дня – «Анализ общественной ситуации в регионе».

План работы:

Установка руководителя о целях, задачах игры и режиме работы.

Распределение учащихся по группам. Названия групп: «Граждане ЛР», «Неграждане ЛР», «Европейцы», «Будущие политики», «Неопределившиеся».

Работа в группах.

Круглый стол по теме дня.

Анализ учащимися итогов круглого стола и своей общественной позиции.

2 день. Тема дня – «Проблемы общественного самоопределения учащегося.»

План работы:

Работа в группах.

Общее заседание.

Анализ итогов работы на общем заседании.

Лекция на тему «Общественные идеалы современной Европы. Ситуация и тенденции».

3 день. Тема дня – «Проблемы общественной ситуации в регионе и перспективы общественного развития».

План работы:

Переформирование групп. Названия групп: «Латвия», «Политики», «Культура», «Образование», «Развитие», «Оппозиция».

Работа в группах.

Общее заседание.

Итоги игры.

Написание индивидуальных текстов «Моя общественная позиция».

Игра «Экспедиция в учебный предмет»

(Сентябрь 1998 года)

Идея игры состояла в построении учащимися (8-9 класс) способа выхода в рефлексию над учебными предметами и исследование устройства предмета. В качестве подпорок для рефлексии предлагалось разобрать следующие вопросы: история возникновения предмета, его развитие, основные понятия, метод построения предмета и программы обучения, актуальные проблемы, области употребления предметных знаний.

Включение в игру преподавателей-предметников позволяло проработать мыслительные компоненты образовательного процесса (например, разбирая основные понятия предмета) и коммуникативные компоненты. Последнее означает, что учащиеся обучаются разговаривать с педагогами не в форме отчета о выполненном задании или понятом способе решения задач, а в форме фиксации понимания-непонимания, постановки проблем, обсуждения содержания понятия, анализа философских и логико-эпистемологических оснований данного предмета.

Одним из планируемых результатов игры явилось значительное повышение интереса школьников к изучаемым предметам.

Оргпроект игры

1 день. Установка руководителя игры.

Работа в группах по теме: «Общая концепция предмета, история, основные понятия, метод и этапы обучения».

Общее заседание. Доклады групп.

Написание текстов: «Что нового я понял про учебный предмет, разбираемый в моей группе, и про учебные предметы, рассматриваемые в других группах, по итогам первого дня игры?»

2 день. Установка руководителя игры.

Работа в группах по теме: «Основные понятия и основные методы, осваиваемые учащимися в данном предмете».

Общее заседание. Доклады групп.

Написание текстов: «Что я понял про метод (понятия) предмета, рассматриваемого нашей группой?».

Рефлексия организаторов.

3 день. Установка руководителя игры.

Работа в группах по теме: «Способы освоения предмета. Возможные трудности освоения».

Общее заседание. Итоговые доклады групп.

Написание индивидуальных текстов по одной из трех предлагаемых на выбор тем:

1. «Трудности моего понимания предметного содержания на игре».

2. «Мои задачи по освоению … (название предмета)».

3. «Общие (внепредметные) способы обучения».

Рефлексия организаторов.

Игра «Проектирование индивидуальных образовательных трасс

и новых форм организации образовательного процесса»

(Сентябрь 1999 года)

Идея игры состояла в том, чтобы разделить пространство предметной подготовки, достаточно хорошо налаженной в «Эксперимент», и образовательное пространство, контуры которого задаются разрабатываемыми в ходе игры 2-3 проектами. Под проектами в данном случае подразумеваются такие площадки для деятельности, которые были бы соразмерны возможностям учащихся и соответствовали их задачам чему-то научиться. Реализация проектов, включая работу по проектированию, должна была осуществляться после игры в течение учебного года. Игра позволяла учащимся оформить свои образовательные задачи и создать проект как образовательное пространство, где эти задачи могли быть актуализированы и артикулированы.

Оргпроект игры

Накануне игры – написание текстов «Мой идеал образованного человека или каким я хотел бы видеть себя к моменту окончания школы?»

1 день. Тема «Недостатки и проблемы организации учебного процесса (анализ опыта)»

Установка.

Работа в группах.

Группы: «Стратегические цели образования», «Координация предметов», «Способы самоопределения учащегося», «Анализ существующих форм урока», «Взаимодействие учащихся с педагогом», «Взаимодействие учащихся между собой».

Доклады групп.

Написание текстов: «Что я понял про себя по итогам 1-го дня игры и как изменились мои образовательные цели».

Методологическая консультация по теме «Подготовка и образование»

2-й день. Тема: «Стратегические цели моего образования (обучения) в старшей школе и задачи на 10 (9) класс».

Установка.

Работа в группах: «Хочу стать политиком», «Хочу стать предпринимателем», «Хочу стать исследователем», «Хочу стать юристом», «Хочу стать психологом», «Хочу стать организатором», «Хочу стать человеком», «Хочу стать творцом (художником, а не зрителем)», «Искатели».

Доклады групп.

Написание текстов: «Что я понял про себя по итогам 2-го дня игры и какие задачи я хочу поставить перед собой на 10 (9) класс?»

Методологическая консультация «Анализ ситуации на игре».

3-й день. Тема «Создание образовательных проектов»

Установка.

Разделение на игровые и учебные группы.

Работа в игровых группах: «Проект «Дебаты», «Проект «Игротехника», «Проект «Предприниматели», «Поиск проектов», «Оппозиция игре».

Работа в учебных группах: «Игровые понятия», «Способы игрового самоопределения».

Доклады групп.

Общая рефлексия участников игры.

Оргрефлексия.

Организационно-деятельностная игра

«Коммуникация в образовательном процессе»

(Февраль 2000 года)

Замысел игры состоял в поиске учащимися (8, 9, 10 классы) форм публичного выражения своего понимания проблем, задач в процессе образования. Проблемная ситуация, предшествующая игре, состояла в том, что существующие формы коммуникации, привязаны, как правило, к задачам предметной подготовки, а личная позиция учащегося, почти целиком определяется рамками этой подготовки. Ставилась задача обнаружить пространство «свободного» (не связанного предметностью) личного движения учащегося в образовательном процессе и построить коммуникативные единицы, позволяющие осмыслять это движение.

Оргпроект игры

Предыгровая подготовка (для желающих работать игротехниками на игре) в течение 2-х дней.

1 день. Тема: «Проблемы самоопределения в игровом пространстве».

2 день. Тема: «Моя учебно-образовательная проблема».

1 день игры. Тема «Анализ проблем и трудностей моей учебной ситуации. Поиск деятельностной позиции на игре».

Установка.

Работа в группах: «Поиск цели», «Поиск образа человека», «Выбор профессии», «Выходящие за рамки предметности», «Группа кайфа», «Учебные фобии», «Дети», «Социально-ориентированные», «Молчащие», «Рефлексирующие», «Охотники за оценками», «Разочаровавшиеся в учебе», «Уверенные в себе (непроблематизированные)».

Доклады групп.

Рефлексия в группах.

Оргрефлексия.

2 день.

Установка.

Разделение участников на играющих и не вступивших в игру.

Работа в игровых группах по темам группы 1-го дня.

Задание для не вступивших в игру – написание текстов с ответами на вопросы: «В чем я успешен?», «В чем я неуспешен?», «В чем я боюсь признаться другим?», «В чем я боюсь признаться самому себе?».

Доклады игровых групп.

Оргрефлексия.

3 день.

Установка.

Разделение участников на играющих и не вступивших в игру.

Задание для не вступивших в игру – написание текста «Моя школьная биография».

Работа в игровых группах по тематике группы: «Поиск личных целей в программе «Дебаты», «Поиск личных целей в изучении отдельных предметов», «Поиск личных целей в профессиональных областях», «Семейные ситуации и ценности», «Создание клуба ответственных за класс».

Доклады групп.

Оргрефлексия.

4-й день.

Подготовка образовательных проектов

Работа в проектных группах.

Доклады групп.

Общая рефлексия участников игры.

Оргрефлексия.

Организационно-деятельностная игра «Мое будущее»

(Февраль 2001 года)

Итоги предыдущей игры (Коммуникация в образовательном процессе) сформировали ситуацию, когда участниками игры были выдвинуты несколько проектов, ни один из которых не был в дальнейшем реализован. Возникла идея усилить связку замысел-реализация за счет предоставления участникам будущей игры пространства проектирования самой игры и построив конкуренцию проектов. Рамки этого проектирования определялись общей для всей проектов темой – «Мое будущее».

Учащиеся выдвинули следующие игровые проекты:

1.      «Поиск подходов к осмыслению школьной жизни (поиск смысла жизни учащегося)». Выдвигаемая проблема: апатия по отношению к учебному процессу и к происходящему в школе. Непонимание «зачем все это надо и что это дает в жизни». Личная ситуация автора проекта: зависть по отношению к тем, кто успешен по отметкам и кого все время хвалят учителя. Цели на игру: выделить существующие цели и ценности, стоящие за отношением к учебе («вывести успевающих на чистую воду») и построить действительно образовательные цели.

2.      «Личностное становление в старших классах школы». Проблема: отсутствие «идеала».

3.      «Постановка целей на школьный период». Проблема: отсутствие цели, «переутомление от делания того, что требуют другие, в то время как самому это не нужно».

4.      «Движение учащегося». Проблема: нет видимых изменений.

5.      «Моя профессия». Проблема: нет понимания, какие профессии нужны.

Оргпроект игры

1 день.

Выступления авторов проектов игры.

Распределение участников игры по пяти проектам игры.

Распределение по группам внутри проектов.

Рефлексия организаторов. Проект работы на следующий день.

2 день.

Установка для игротехников.

Работа в группах по теме «Мои жизненные притязания, цели, ценности, горизонты и препятствия на пути построения их и движения к ним.

Работа в группах..

Общее заседание. Доклады групп.

Написание текстов: 1. «Какие вопросы у меня возникли по интересующей меня теме?» 2. «Что я понял про себя и про занимаемую мной позицию?»

Рефлексия организаторов.

3 день.

Установка для участников игры.

Рефлексия в группах (1,5 часа).

Общее заседание. Выступления всех участников игры: заявка тем, по которым они хотят работать в игре.

Формирование новых групп:

«Мои ценности»

«Образ человека»

«Жизненные цели»

«Смысл моего существования»

«Профессионал 21 века»

Работа в группах (3 часа).

Установка на дальнейшую работу.

Рефлексия организаторов.

4 день.

Установка для игротехников.

Работа в группах по теме «Я в мире 21 века».

Общее заседание. Доклады групп.

Консультация.

Домашнее задание учащимся, прошедшим на заключительный этап игры – написание открытых (или закрытых) писем себе, друзьям, родителям.

5 день.

Переоформление групп.

Группы:

«Ценности учащегося «Эксперимента»

«Руководители проектов»

«Исследователи»

Работа в группах.

Общее заседание. Итоговые доклады групп.

Общая рефлексия игры.

Организационно-деятельностная игра «Формирование пространства образовательных целей и включение учащихся в мыследеятельность»

(Сентябрь 2001 года)

Замысел игры состоял в том, чтобы разделить образовательные пространства на три слоя: слой, где транслируются нормы; слой, где транслируются знания; слой, где транслируются формы организации. Обозначив эти три слоя рефлексии процесса обучения, учащийся сможет спроектировать способ своей работы в каждом слое. «Разборке» во время игры подлежали цели и ценности, стоящие за этими тремя образовательно-педагогическими формациями, а также понятия: «норма», «знание», «форма организации».

Оргпроект игры

1-й этап:

Проблематизация существующих представлений о норме, знании, форме организации. Вопрос 1-го этапа: что реально умеют и демонстрируют учащиеся, какие нормы, знания и формы организации «осели» на них?

Продолжительность – 3,5 дня.

2-й этап.

Построение понятий «норма», «знание», «форма организации».

Продолжительность – 2 дня.

3-й этап.

Переход в проектный режим. Проектирование новых форм организации обучения:

Урок по передаче норм;

Урок по трансляции знаний;

«Пространство» создания новых форм организации образовательного процесса.

Продолжительность – 1 день.

4-й этап.

Оформление учебных целей и задач на учебный год. Рефлексивная сборка.

1 день.

Установка руководителя игры.

Выделение группы организаторов (свободный выбор).

Написание текстов:

1. «Главный итог прошлого учебного года».

2. «События этого лета, влияющие на мое образование».

3. «Планы, проекты, идеи, обдуманные мной в течение лета».

4. «Какие темы я хотел бы обсудить в течение первой игровой недели сентября?».

5. «Какие задачи на игру я себе ставлю?».

2 день.

Установка руководителя игры.

Распределение участников игры на 3 крыла.

Крыло «Нормы». Группы: «Освоение норм в учебном процессе», «Нормы Эксперимента», «Нормы в семье, в молодежной среде».

Крыло «Знания». Группы: «Понятие «Знание», «Предметные знания».

Крыло «Формы организации». Группы: «Существующие формы организации учебного процесса на различных предметах», «Проектирование занятия, где обучаются организации», «Проблематизация оргпроекта игры».

Работа в группах по теме: «Анализ ситуации: что реально происходит в учебном процессе?».

Общее заседание. Доклады групп.

Рефлексия в группах (1 час).

3 день.

Сбор организаторов. Обсуждение ситуации на игре и оргпроекта работы.

Работа в группах по темам: «Понятие «норма», «знание», «форма организации».

Общее заседание. Доклады групп.

Написание текстов: 1.«Мои ошибки сегодняшнего дня». 2.«Какие проблемы стоят за этими ошибками?» 3.«Что мне требуется разобрать, чтобы продолжить участие в игре?»

Рефлексия организаторов.

4 день.

Общее заседание. Обсуждение ситуации на игре. Установка руководителя игры (1 час).

Доклады руководителей проектов о ситуации на игре (0,5 часа).

Распределение по новым группам: руководители проектов набирают себе группу. Группы: «Зачем нужны нормы?», «Нормы учебного процесса на уроках истории», «Устройство урока по физике», «Цели программы по изобразительному искусству», «Устройство урока географии», «Нормы «Эксперимента».

Работа в группах.

5 день.

Работа в группах.

Общее заседание. Доклады групп.

6 день.

Работа в группах.

Общее заседание. Доклады групп.

Распределение по проектным группам, формулирование проектных заданий.

Рефлексия игры для участников, не вошедших в проектные группы. Написание этими участниками текстов «Моя рефлексия игры»:

1. «Какие цели на будущее я себе ставлю?»

2. «Какие ближайшие задачи я буду решать?»

7 день.

Работа в группах.

Общее заседание. Итоговые доклады групп:

1. Проект урока по трансляции норм (литература и история, на основе произведения «Мастер и Маргарита) – 8 класс.

2. Схема организации урока по формированию и трансляции знания – 10 класс.

3. Проект формы организации урока по передаче знаний – 12 класс.

4. Понятие числа – 9-10 класс.

5. Схема анализа конфликта в сфере личных отношений – 9 класс.

6. Разработка процедуры изменения целей участников конфликта – 10 класс.

7. Нормы «Эксперимента» – 8, 11 класс.

Общая рефлексия участников игры.

Заключительное слово руководителя игры.


15


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ