ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

- Установите доброжелательные отношения с родителями.
Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.

  • Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

  • Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его - нрав и свободы.

  • Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

  • Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

  • Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

  • Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

  • Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

  • Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

  • Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

  • Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.

  1. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

  2. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.

  3. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).

  4. Изучение школьных газет (учителя - для родителей и детей; родители — для учителей и детей; дети - для родителей и учителей).

  5. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

  • Дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

  • родительское общественное патрулирование;

  • шефская помощь;

  • участие родителей в работе Совета школы.

Состав родительского Совета (комитета) школы



п/п

Фамилия, имя, отчество

Место работы

Телефон

Домашний адрес

Поручение

1

2

3





председатель



Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями

реализует следующие цели:

  1. Просветительская — способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

  2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

  • в начальной школе - сформированность положительного отношения к школе; престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

  • в среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.

Первый запрет - это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет - это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет - это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Содержание, формы и методы работы с родителями

/. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

1. Психолого-педагогический лекторий:

психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы);

  • развитие познавательных процессов (2-3 классы);

  • трудности подросткового возраста (6-8 классы);

  • формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);

  • ориентация на выбор профессии (7, 11 классы);

  • нравственные ценности старшеклассников (10, 11 классы)-


  1. Конференция.

  2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

  3. Индивидуальные тематические консультации.

  4. Творческие группы, группы по интересам.

  5. Педагогическая дискуссия.

  6. Педагогический практикум.

  7. Ролевая игра.

  8. Посещение семьи.

10. Переписка с родителями.

//. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  1. Родительские собрания.

  2. Родительские дни в школе.

  3. Совместные творческие дела.

  4. Помощь в укреплении материально-технической базы.

  5. Социологические опросы.

  6. Семейные гостиные.

III Участие родителей в управлении школой.

  1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.)

  2. Конференция школы.

  3. Классные родительские комитеты.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Конференция - форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

Практикум.

Это форма выработки у родителей педагогических умений, по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

Открытые уроки.

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

Педагогическая дискуссия.

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип - уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии - чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Ролевые игры.

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.

Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.

Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи.

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» - не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.

А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.

Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще всего классный родительский комитет - это только наша мечта, а в реальности это 1-2 человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких-то организационных делах. Но если члены некоторых классных родительских комитетов работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъективных причин), среди них есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их ребенок, то в общешкольном комитете таких людей нет. В этом - большая доля и нашей вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором числятся представители от каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей, заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Пусть это будут 1-2 человека от параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со всеми родителями и решении различных задач.

Примерный график проведения родительских лекториев в общеобразовательном учреждении



п/п

Классы

Дата, время

Темы

Ответственные

1

2

3

4

5

1

1-4 классы

14.11.200 г.

в 18.00

«Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания»

Учителя начальных классов





23.01.200_г.

в 18.00

«Методы семейного воспитания и их роль во всестороннем развитии младшего школьника»

Учителя начальных классов, технолог





23.04.200_г. в 18.00

«Я и мой ребенок - поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми»

Технолог

2

5-6 классы

24.09.200 г. в 18.00

«Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу»






30.01.200 г. в 18.00

«Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности младшего подростка»






16.04.200 г. в 18.00

«Влияние классного коллектива на личность учащегося»


3

7-8 классы

31.10.200__г. в 18.00

«Здоровьесберегающие технологии в условиях общеобразовательного учреждения»






17.03.200__г. в 18.00

«Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений»






19.05.200 г. в 18.00

«Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми»

Технолог

4

9-11

18.02.200 г.

«Профессиональное са-



классы

в 18.00

моопределение старше-





классников»




21.04.200 г.

«Совместная работа се-




в 18.00

мьи и школы по граж-





данско-правовому воспи-





танию»


Примерный график родительских собраний



Дата

Время

Класс

Наименование

09.09

18.00

1 класс

Родительское собрание

10.09

18.00

Все классы

Совет общеобразовательного учреждения

13.09

17.30

2, 3 классы

Представители родительско­го комитета

13.09

18.00

2, 3 классы

Общее собрание

14.09--~

17.30

4, 6 классы

Представители родительского комитета

14.09

18.00

4, 6 классы

Общее собрание

15.09

17.30

5, 10 классы

Представители родительского комитета

15.09

18.00

5, 10 классы

Общее собрание

16.09

17.30

7, 8 классы

Представители родительского комитета

16.09

18.00

7, 8 классы

Общее собрание

17.09

17.30

9,11 классы

Представители родительского комитета

17.09

18.00

9,11 классы

Общее собрание














ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1. Исполнителен и послушен ли в семье, охотно ли выполняет поручения родителей.

а) всегда исполняет и послушен;

б) не всегда исполнителен и послушен;

в) часто непослушен и неисполнителен;

г) постоянно проявляется неисполнительность и непослушание.

2. Насколько бережлив дома и как относится к своим личным вещам, книгам?

а) всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество;

б) не всегда бережлив;

в) часто проявляет расточительность и небережливость;

г) всегда небережлив и расточителен.

3. Аккуратен ли дома?

а) аккуратен всегда и во всем;

б) не всегда и не во всем;

в) часто бывает неряшлив;

г) постоянно неряшлив.

4. Каково поведение ребенка дома?

а) всегда хорошее;

б) не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно;

в) часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует;

г) постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.

5. Насколько чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?

а) отзывчив, заботлив, добр;

б) не всегда отзывчив, заботлив и добр;

в) часто проявляет грубость, черствость, эгоизм;

г) постоянно грубит, дерзит, раздражается по любому поводу.

6. Насколько ребенок трудолюбив?

а) любит труд, постоянно сам помогает старшим;

б) не всегда помогает, делает то, что поручают;

в) часто уклоняется от труда, трудится только под контролем;

г) постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?

а) всегда прост и скромен;

б) не всегда, иногда проявляет хамство, высокомерие, зазнайство;

в) часто проявляет высокомерие, хамство, заносчивость.

г) очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность ребенка в семье?

а) критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично;

б) критикует, но при этом не всегда правильно и тактично;

в) очень редко высказывает свое мнение и критические суждения;

г) не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

9. Проявляется ли при этом самокритичность?

а) самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания;

б) не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний;

в) не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи;

г) озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?

а) ответственно и добросовестно готовит домашние задания;

б) не всегда добросовестно готовит домашние задания;

в) проявляет безответственность к выполнению домашнего задания;

г) проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?

а) охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

б) не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения;

в) чаще всего безответственно относится к общественным поручениям, требует постоянного контроля со стороны родителей.

г) не любит общественную работу, не выполняет ее.


12. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?

а) любит свой класс, свою школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома;

б) любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами;

в) равнодушен к делам класса и школы, открыто выражает свое отрицание;

г) не любит свой класс, свою школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.



















































КОММУНИКАТИВНОЕ МАСТЕРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Задачи занятия:

  • обогатить знания о сущности коммуникативной работы и ее влиянии на процесс и результаты трудовой деятельности;

  • раскрыть этапы и правила коммуникативной работы;

  • дать представление о содержании и специфике коммуникативного мастерства классного руководителя;

  • показать деятельность руководителя школы и МО по совершенствованию мастерства коммуникативной работы классного руководителя.

План занятия:

  1. Сущность коммуникативной работы.

  2. Этапы и правила коммуникативной работы.


  1. Содержание и специфика коммуникативной деятельности классного руководителя.

  2. Деятельность руководителя школы по формированию коммуникативного мастерства классного руководителя.

Лабораторно-практическое занятие.

  1. Коллективная разработка таблицы «Структура коммуникативного мастерства классного руководителя» по форме: знания, умения, качества личности.

  2. Составление правил коммуникативной работы на основе литературных источников и информации, предложенной в лекциях.

Самостоятельная работа по теме

  1. Проанализируйте качество коммуникативной работы классных руководителей и ученического актива. Установите причины существующего уровня. Определите конкретные меры по закреплению и развитию достижений, преодолению недостатков.

  2. С группой классных руководителей подготовьте специальный выпуск методического бюллетеня «Секреты коммуникативного мастерства классного руководителя» с информацией о научных
    основах коммуникативной работы и материалом из опыта работы конкретных классных руководителей.

Задания к очередному занятию

  1. Проанализируйте сложившуюся в Вашей школе практику оказания помощи классным руководителям в их самообразовательной работе.

2. Изучите методические рекомендации, разработанные В. Т. Кабушем, «Самообразование педагогических кадров» (Мн., 1983) и материалы научно-практической конференции. Подготовьтесь к выступлению на следующем занятии.

САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Задачи занятия:

  • углубить представление о самообразовании как эффективном средстве профессионального совершенствования учителя;

  • показать возможные подходы к руководству самообразованием классных руководителей в современных условиях.

Вопросы для обсуждения

  1. Самообразование как вид учебно-познавательной, диагностической деятельности классного руководителя.

  2. Влияние самообразования на аналитическую, конструктивную, коммуникативную деятельность классного руководителя.

  3. Содержание самообразования и факторы, влияющие на его отбор.

  4. Формы помощи и контроля МО за самообразовательной работой классных руководителей.

Самостоятельная работа по теме

  1. На основе диагностики подготовьте примерную тематику самообразования и окажите помощь конкретным классным руководителям в выборе темы и организации работы над ней.

  2. Определите возможные формы контроля за самообразованием с учетом индивидуальных особенностей и уровня мастерства классного руководителя.

  3. Совместно с классным руководителем и зав. школьной библиотекой составьте библиографические списки, подберите литературу и методические рекомендации по темам самообразования.

Задания к очередному занятию

  1. Познакомьтесь с вопросами предстоящего «круглого стола», подготовьтесь к выступлению.

  2. Представьте на выставку «круглого стола» материалы из опыта работы в соответствии с проблемой очно-заочного обучения слушателей.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С КЛАССНЫМИ

РУКОВОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ

ИХ МАСТЕРСТВА И КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Задачи «круглого стола»:

выявить степень овладения слушателями курсов основными идеями изученной проблемы;

  • установить характер влияния работы курсов на практическую деятельность руководителей школ и МО по формированию мастерства классных руководителей;

  • определить средства стимулирования работы по совершенствованию мастерства классных руководителей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержательные и организационно-методические аспекты повышения качества и эффективности воспитательной работы в школе.

  2. Профессиональное мастерство классных руководителей - важнейшее условие повышения качества воспитательной работы в школе.

  3. Взаимодействие директора школы, его заместителей и руководителей МО в осуществлении деятельности классных руководителей и в совершенствовании их мастерства.

  4. Методическая работа как средство формирования и совершенствования мастерства классных руководителей.

  5. Изучение актуальных затруднений и индивидуального уровня мастерства классных руководителей на основе диагностики - основа для оптимального определения содержания и форм методической работы.

  6. Содержание и формы методической работы с классными руководителями.

  7. Опыт планирования, подготовки и проведения занятий методического объединения.

  8. Особенности групповой и индивидуальной методической работы и их влияние на формирование мастерства классных руководителей.

  9. Контроль за работой классных руководителей, анализ их деятельности и корректирование процесса совершенствования мастерства.

10. Опыт осуществления руководства самообразованием классных руководителей.













































КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

1. Общие сведения о ребенке.

/. Анкетные данные:

  1. фамилия, имя;

  2. дата рождения;

  3. класс.

2. Сведения об особенностях функционирования нервной системы:

1) быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

  1. быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроения; стабилен в проявлении настроения;

  2. преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

3. Успеваемость:

1) отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

II. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней.

1. Состав семьи:

  1. полная;

  2. один из родителей;

  3. распавшаяся.

2. Взаимоотношения родителей между собой:

  1. уважительные;

  2. напряженные;

  3. конфликтные.

3. Взаимоотношения родителей с ребенком:

  1. доверительно-уважительные;

  2. авторитарные;

  3. конфликтные.

III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
А. Направленность интересов:

  1. на учебную деятельность;

  2. на трудовую деятельность;

  3. на художественно-эстетическую деятельность;

  4. на достижения в спорте, туризме;

  5. на отношения между людьми.

В. Отношение к делу.

1. Активность.

  1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

  2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени.

  3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

  1. Редко принимает участие в общественных делах.

  2. Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие.

  1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

  2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

  1. Редко охотно берется за работу.

  2. Чаще всего старается уклониться от любой работы.

  3. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность.

  1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

  2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

  3. Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

  4. Очень редко выполняет порученное ему дело.

  5. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность.

  1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

  2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

  3. Редко сам начинает новое дело.

  4. Почти никогда сам не начинает новое дело.

  5. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность.

  1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

  2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

  3. Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

  4. Чаще всего не умеет правильно распределять свою работу по времени.

5) Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность.

  1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

  2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

  3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

  4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

  5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность.

  1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

  2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.), скорее, по обязанности.

  3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

  4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

  5. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

В. Отношение к людям.
8. Коллективизм.

  1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

  2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

  3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

  1. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

  2. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

9. Честность, правдивость.

  1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

  2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

  3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

  4. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

  5. Склонен всегда говорит неправду.

10. Справедливость.

  1. Активно борется с тем, что считает несправедливым.

  2. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

  3. Редко выступает против того, что считает несправедливым.

  4. Не добивается справедливости.

  5. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие.

  1. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.

  2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

  3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

  4. В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

  5. В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительность.

  1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

  2. Как правило, с удовольствием общается с людьми.

  3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

  4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

  5. Замкнут, не общителен.

13. Чувство товарищества.

  1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

  2. Как правило, помогает товарищам.

  3. Помогает товарищам, когда его просят. Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

  4. Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

  5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость.

  1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

  2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

  3. Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства других людей.

  4. Почти не умеет сочувствовать другим.

5) Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.

15. Вежливость, тактичность.

  1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

  2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

  3. Часто бывает невежлив и нетактичен.

  4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

  5. Всегда резок, невыдержан как в обращении с ровесниками,
    так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Г. Отношение к себе.

16. Скромность.

  1. Никогда не выставляет напоказ своих достоинства, заслуг.

  2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

  3. Сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях.

  4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

5) Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе.

  1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

  2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

  3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

  4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

  5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

18. Самокритичность.

  1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков.

  2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

  3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

  4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки.

  5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умеет рассчитывать свои силы.

  1. Всегда трезво оценивает свои силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные.

  2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

  3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.


  1. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

  2. Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

20. Стремление к успеху, первенству.

  1. Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

  2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

  3. Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.

  4. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

  5. Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль.

  1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

  2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

  3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

4) Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

5) Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Д. Волевые качества,

22. Смелость.

  1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его.

  3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

  4. В большинстве случаев отступает перед силой.

  5. Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность.

  1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

  2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

  3. Иногда колеблется перед ответственным решением.

  4. Редко решается принимать какое-либо ответственное решение.

5) Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость.

  1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

  2. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом случаются трудности.

  3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуются кратковременные усилия.

  4. Очень редко доводят до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

  5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить задуманное.

25. Самообладание.

  1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

  2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного поведения единичны.

  3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

  4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.

  5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и проч.

Е. Положение ребенка в детском коллективе.

26. Авторитет в классе.

1) Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

  1. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

  2. Пользуется авторитетом только у части одноклассников.

  3. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

  4. В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатии.

  1. Является любимцем в классе, ему прощаются отдельные недостатки.

  2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

  1. Пользуется симпатией только у части одноклассников.

  2. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

  3. В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях.

  1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).

  2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб...).

  3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (спортшкола, клуб...).

  4. Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спортшкола, клуб...).

29. Проявление агрессии.

  1. Использует физическую силу против сверстников и других лиц (постоянно, ситуативно, редко).

  2. Характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, топании ногами и пр. (постоянно, ситуативно, редко).

  3. Злобно шутит, зло сплетничает (постоянно, ситуативно, редко).


  1. При малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость (постоянно, ситуативно, редко).

  2. Агрессивность проявляет через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы (постоянно, ситуативно, редко).






















































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ