«Православные ценности в содержании школьного образования»

Десятые Московские областные Рождественские образовательные чтения





«Православные ценности в содержании школьного образования»





Автор: Михайлова Наталья Владимировна (учитель русского языка и литературы Домодедовской гимназии №5)










2012 - 2013 гг.
















В наше время вполне привычным для большинства из нас стало слово «кризис». Кризис, или переломное, поворотное, далекое от нормы, состояние чего-либо или кого-либо.

Все чаще на вопрос о состоянии дел дома, на работе, в личной жизни, в жизни духовной, наконец, мы используем слово «кризис».

Почему же так происходит? Ведь известно, что слово очень чутко к любым социальным, политическим, культурным переменам в жизни человека. Неужели все так плохо, что иначе как «переломным» мы свое состояние назвать не можем? Действительно, в последнее двадцатилетие на долю нашего народа выпало немало испытаний, а самое главное - разочарований. Как подняться с колен, как найти в себе силы не просто выжить, а жить полноценно, ощущая всю радость бытия ?

Времена в России всегда были непростые. Достаточно вспомнить время многолетнего крепостного унижения, или же коллективизацию и ГУЛАГ. Что помогало русскому человеку сохранить себя как личность, не сломаться?

Великий русский писатель, философ Федор Михайлович Достоевский писал : «Все, все, чего ищет русский народ, заключается для него в Православии – в одном Православии и правда и спасение народа русского» ; «главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит в том, чтоб сохранившийся в Православии Божественный лик Христа, когда придет время, – явить всему миру, потерявшему свой путь». Писатель видел к чему ведет отход человека от православных ценностей , это погружение в бездну он пророчески изобразил в своих позднейших произведениях «Братья Карамазовы» и «Бесы». Достоевский видел начало возрождения нравственности с расцвета детских душ, не омраченных грехом. Ребенок как существо, открытое всему на свете, быстрее откликнется на доброе и мудрое слово, взрастит его в своей душе, не искажая божественного смысла.

Как же донести до наших детей великий смысл православных ценностей? Конечно, все начинается с семьи. Семья воцерковленная и искренне верующая сама по себе является свидетельством Бога на земле. В такой семье царят мир и любовь. Но как быть с остальными, которых большинство? Семьи неполные, семьи с нездоровой духовной обстановкой, семьи, где родители не хотят заниматься воспитанием своих детей? В этих случаях как раз школа и может стать своеобразным светочем для маленького человека на пути постижения жизни.

Вспомним, что учитель это не профессия, а призвание. Именно от человека, стоящего перед классом, зависит будущее целого народа. Чем напитает учитель не только мозг, но и душу ребенка? Все зависит от личности самого педагога. Как важно быть развитым, духовно зрелым человеком, чтобы иметь право учить других! И это касается преподавателей всех школьных предметов. Конечно, учителю физкультуры будет затруднительно вести пространные диалоги о смысле жизни, но несколько слов об исконных взглядах русского народа на физическое развитие человека, можно было бы сказать. Праздность и лень на Руси никогда не были в почете, в людях ценились физическая сила, выносливость, крепость духа, способность стойко переносить любые лишения и неудобства. Эту национальную особенность высоко ставил великий полководец Александр Васильевич Суворов: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». «Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела». Как тут не вспомнить крылатое латинское выражение «В здоровом теле – здоровый дух»! Именно так, в ненавязчивой, увлекательной форме и следует приобщать детей к традиционным православным ценностям на любом уроке. Следует лишь избегать излишней дидактичности и назидательности. Известно, что дети – самые большие скептики на земле. Поэтому в беседах с ними нужно как можно чаще употреблять примеры из биографии наших великих соотечественников (например, ученый Ломоносов, хирург Пирогов, физиолог Павлов ), занятия наукой которых сочетались в них с искренней и теплой верой в Бога и его промысел о человеке. Вера давала им силы не останавливаться на достигнутом, а открывать для людей все новые и новые тайны мироздания.

Возможно, учителю придется столкнуться с неприятием православных ценностей у детей. Ведь для кого-то из них слова: «церковь», «Бог», «традиции» будут ассоциироваться с ворчливыми старухами в платках, строгими ограничениями в обыденной жизни, скучным сводом правил. В этом случае следует настроить учеников на позитивный лад православия. «Всегда радуйтесь»,- призывал своих последователей Христос, это значит, что каждый день своей жизни мы должны наполнить радостью об этом самом прекрасном из миров и передавать эту радость другим.

Безусловно, нужно показать детям всю красоту православия, православных ценностей, спасительных для человека. Идеальным материалом для достижения этой цели представляется нам урок словесности (литературы). Так, например, при изучении рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» в 8 классе (по программе В.Я.Коровиной), можно объяснить учащимся , что такое брак в православном понимании, брак как таинство, как Богом освященный союз мужчины и женщины для рождения и воспитания детей и для взаимного усовершенствования. Главная героиня Вера Алмазова, движимая состраданием к провинившемуся перед начальством мужу, проявляет чудеса находчивости и выручает супруга из беды. Восьмиклассникам предлагается поставить себя на место героев рассказа, поразмышлять на тему: «А что я готов сделать для любимого человека?» Здесь очень важна работа с понятиями: «вера» (обыграть имя главной героини рассказа), «любовь», «жертвенность», «сочувствие», «милосердие». И, надо сказать, учащиеся интуитивно находят правильные ответы на вопросы, следуя словам апостола Павла: «Любовь долготерпит, любовь милосердствует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». Беседу можно вынести и за рамки урока, обсудив тему истинных ценностей на классном часе, при использовании различных средств наглядности (кино, живопись, музыка). Возможен вариант создания «круглых столов» для обсуждения темы с родителями, с другими педагогами, с другими учащимися. Таким образом, будет создана благоприятная атмосфера для восприятия ребенком самых важных в жизни человека истин. Как тут не вспомнить евангельскую притчу о сеятеле? «Иное (зерно) упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное в тридцать». (Лк. 8, 15)

Таким образом, сегодня как никогда необходимо прививать школьникам традиционные православные ценности (культурные, семейные, образовательные, воспитательные) с той целью, чтобы способствовать развитию гармонично развитого, культурного, ответственного человека, любящего свою Родину, свою семью, свой народ.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ