Формирование УУД младших школьников через приёмы работы на интерактивной доске
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Горин Солнечного муниципального района Хабаровского края
Районная научно-практическая конференция «Творчество педагога – потенциал повышения качества образования» (2013 год)
Секция «Реализация ФГОС НОО: первый опыт, творческий поиск, методические находки»
Солнечный район
2013
Формирование УУД младших
школьников через приёмы работы
на интерактивной доске
Автор работы: Васильева Ирина Геннадьевна
Учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
Одним из ценностных ориентиров начального образования является развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирования способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоенияуниверсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный
регулятивный
познавательный
коммуникативный
Стандарт устанавливает такие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, как личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.
Исходя из всего вышесказанного, я рассматриваю формирование УУД у младших школьников как основную цель своей работы с детьми во время урочной и внеурочной деятельности. Одним из многих средств формирования учебных действий я использую работу на интерактивной доске (ИД). Применяя ИД в процессе обучения, вызываю повышенный интерес у детей, что усиливает мотивацию обучения, управляю творческой и познавательной деятельностью на уроке. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, при которой учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы ребят. ИД позволяет построить урок так, чтобы ученик удивлялся каждому новому виду учебной деятельности и чувствовал уверенность в умении освоить новый материал или решить новую задачу.
Использование ИД дает мне возможность быстрого доступа к любой информации, осуществляя «диалог» с источником знаний (словарь, энциклопедия), при этом экономится время на уроке. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и др. расширяет возможности представления учебного материала. Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока и в разных формах работы. Рассмотрим, какую работу можно выполнять на ИД для эффективного формирования различных УУД.
Личностные универсальные учебные действия.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, жизненное самоопределение;
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения к учебе;
формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Работа на ИД поднимает мотивацию учения у детей на высокий уровень. Выполняя различные задания на ИД, дети ХОТЯТ это делать, они МОГУТ это делать, получая РЕЗУЛЬТАТ, они могут ОЦЕНИТЬ свои знания. Могу сказать, что все задания, выполняемые на ИД, направлены на формирование личностных УУД. При этом у учеников повышается уровень таких мотивов учения, как познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретения дополнительных знаний), социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими: я это смог сделать, я знаю, как это сделать; получить их одобрение, похвалу), интенсивно развивается самосознание личности, где основным ядром является самооценка, которая выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях. Выполняя любое упражнение на ИД, ребенок все пропускает через «фильтр» собственного Я – Я хочу, Я могу, Я умею, у МЕНЯ получилось. При этом повышается уровень мотивации к учебной деятельности, самооценки и оценки окружающими. Проведенный опрос учеников показал, что дети ходят в школу получать знания, им нравятся все предметы в школе, значит мотивация высокая.
Для примера рассмотрим диагностику отношения к учебной деятельности у детей в начале обучения (стартовая диагностика) и в конце второго класса.
Мы видим, что во время проведения стартовой диагностики у большинства ребят уровень мотивации к учебной деятельности был средний. Дети пришли в школу, потому что так сказали родители, они становятся самостоятельными, в школе можно играть и общаться с друзьями и там будут получать хорошие отметки. Это доказывает, что в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы.
В конце второго класса была проведена диагностика на выявление сформированности внутренней позиции школьника и выявление мотивации учения.
При анализе оценки школьной мотивации учащихся мы видим, что у 7 ребят высокий уровень школьной мотивации, у 4 – хорошая мотивация и у 1 – положительное отношение к школе, у 3 учеников низкий уровень школьной мотивации. Во втором классе картина меняется: растет доля внутренних мотивов, уменьшается доля внешних.
Данные диагностики «Если бы мне разрешили делать то, что я хочу» показывают, что у большинства учащихся сформирована высокая мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. Можно выделить следующие регулятивные учебные действия:
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
Способность принимать, сохранять цели и следовать им;
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Для формирования данных УУД я включаю различные задания, где ребята самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цель, составляют план, подводят итог занятия и оценивают свою деятельность. При этом может выйти к доске любой ученик, выбрать нужный вариантответа или задания, дописать что-либо, объясняя свою точку зрения. Ребята не боятся сделать что-то не так, всегда есть возможность вернуться к первоначальному варианту и сделать все заново.
Для составления различных алгоритмов (решения задачи, уравнения, построения текста, и др.) также использую работу на доске. Ученики составляют алгоритм, располагая действия в нужном порядке через разные приёмы (передвинь, построй фигуру, поставь в нужной последовательности, впиши слово), при этом повторяют, проверяют свои знания, контролируя свою работу.
При проведении оценивания ребята пользуются цветными символами, знаками. В первом классе мною были выставлены смайлики с разными эмоциями, а ребята к ним сами нарисовали цветные плюсы, и с тех пор пользуемся этой цветной шкалой оценивания, даже если что-то надо посчитать в баллах.
Познавательные универсальные действия.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УД:
Общеучебные (знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.);
Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, выбор обоснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений);
Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем).
У детей в младшем школьном возрасте завершается наметившийся в дошкольном переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Но в большинстве своем ученики, особенно 1 и 2 класса мыслят образами, им необходима наглядная основа любого действия. Именно поэтому на уроках математики в 1 и 2 классе необходимо действие с образами. С этой целью для объяснения действий сложения, вычитания, сравнения я широко использую работу на ИД. Ученики оперируют предметами, что им привычнее и понятнее, и эту информацию переводят в смысловую, логическую конструкцию.
Коммуникативные учебные действия.
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и до налаживания межличностных отношений. С точки зрения достижения целей образования ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка это со-действие и со-трудничество, которые выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Выполняя различные задания на ИД, ученики помогают выполнить задание, проверяют решение товарищей, оценивают работу одноклассника. При этом ученики учатся выслушивать мнения других, обосновывать и доказывать собственное мнение. Некоторые задания требуют согласованных усилий нескольких ребят, работы в группе и вынос решения на доску, при этом учащиеся должны обосновать свой выбор. Например, дети выполняли задание по группам: выберите продукты или блюда для полезного завтрака, объясните свой выбор. Обсудив все на месте, ребята сгруппировали блюда, объяснили свой выбор, при этом учитывали мнение друг друга, где, конечно, не обошлось без спора. Но в споре рождается истина, и в итоге они остановились на своем выборе.
Выполняя задания на ИД, некоторые ребята теряются, не знают, как это сделать. На помощь всегда откликаются одноклассники, возникает настоящее сотрудничество: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, задание выполняют в паре. Такое задание, как собери пазл, подразумевает работу группой. Собирают пазлы все вместе, при этом договариваются, кто работает, кто подсказывает, меняются ролями. (Видеоприложение1)
Что же я предпринимаю, чтобы интерактивная доска приносила реальную пользу на уроке? Расскажу о различных приемах, которые дают очевидный результат.
Прием «вписывание информации».
Этот прием прост и эффективен в работе, не требует большой подготовки. Используя инструмент Перо, делаем различные пометки на слайдах, записываем решение задач, примеров. Делаем разбор предложений, слов, вставляем пропущенные буквы и слова. Все это может выполняться различными по цвету маркерами, достаточно лишь изменить цвет инструмента. Этот прием наиболее близок к традиционной работе у доски. Но заготовленные заранее мной задания позволяют сделать работу наиболее интенсивной, у доски успевает поработать больше учеников, в течение урока можно выполнить больше упражнений. Вписывание небольших фрагментов (цифр, букв) занимает меньше времени, чем перетаскивание, задания выполняются быстрее. Пропуск целых слов в словосочетании или предложении, которые должны вписать ученики, способствует развитию моторной памяти.
Следующий прием «перетаскивание» похож на вписывание информации, но между ними есть существенные различия. Например, ученикам дается задание вставить нужную букву в слово, но не вписать ее, а вставить из расположенной внизу «библиотеки». Такая работа акцентирует внимание на моменте выбора того или иного варианта, применении нужного правила. Во время перетаскивания выбранной буквы ученик объясняет свой выбор.
Прием «перемещение объектов». Перемещать можно на странице различные предметы: картинки, схемы, надписи, пазлы. Этот прием дает широкое поле для создания творческих заданий, которые любят выполнять ученики. Создаю разнообразные задания на установление соответствия, упорядочивания, отбор информации, группировка предметов или слов по определенному признаку, классификацию, создание алгоритмов, кластеров. Эти задания актуальны для работы на различных типах уроков и на всех предметах. Например, дети с удовольствием включаются в деятельность, если по заданию им нужно «помочь героям», установив соответствие между объектами. Ребятам интересно выполнять задания у доски самостоятельно, перетаскивать картинки, слова и цифры на правильные места, даже если задание не сюжетно-игровое.
Более сложный прием «конструктор заданий» также строится на основе перемещения объектов. Но здесь добавляется еще и проверка выполнения задания. Например, задание «распредели данные выражения в соответствии с результатом». Даны несколько выражений и на не передвигающихся объектах (картинка, фигура) даны ответы. Ученик перемещает выражения к нужному объекту, и если выбор верный, то выражение исчезает, если нет – возвращается на место. Этот прием можно использовать на различных уроках при закреплении изученного материала.
Прием «спрятать – показать» или «выделить – убрать информацию» помогает показывать нужный материал в необходимый момент урока. Материал появляется по мере необходимости, как подтверждение сказанного детьми. Применяю его также при проверке решения, составлении плана урока, формулировании темы и цели урока. Данные приемы создаются с помощью анимации объекта.
Прием «затемнение ячеек» использую при работе с таблицами, кроссвордами. В готовых заданиях информация в ячейках (цифры, буквы, слова или картинки) скрыта от ребят и, по мере необходимости, постепенно открывается. Для этого в таблицу заранее вношу нужные знаки, затемняю ячейку, и все становится скрытым.
Существует еще множество приемов скрытия информации. Например:
Чтобы скрыть надпись или ее часть, картинку или ее фрагмент закрашиваю маркером, а показываю спрятанное с помощью ластика;
Надпись, закрашенная цветом фона, «волшебно» появляется в нужный момент на другом фоне. Так скрываю пропущенные буквы в словах или ответы в математических примерах, а при проверке с «волшебной лупой» или «волшебной трубой» контрастного цвета все становится видным.
Можно спрятать текст, нарисовав поверх него прямоугольник или другую геометрическую фигуру с цветной заливкой, или просто картинкой. Сдвинув закрывающее ответ изображение, я или ученик открываем правильный ответ. Картинка может не только указывать на ответ, но и нести смысловую нагрузку.
Также можно использовать и средства коллекции программного обеспечения, в форме прямоугольника, звезды, треугольника. При нажатии на фигуру она становится прозрачной. У фигуры можно поменять цвет и размер.
Для проверки знаний по теме урока применяю прием тестирования.
Для этого использую систему тестирования SMARTResponse. Эта система поддерживает три вида тестов:
Выбор ответа из 5 вариантов
«Да» «Нет»
«Истина» «Ложь»
Конструктор тестов прост, встроен в программу. Тестирование проводится в двух режимах: анонимный и поименный. Я использую анонимный режим, так как считаю, что для повышения интереса ребенка к учебе, повышения его самооценки и для создания ситуации успеха лучше, когда только ребенок видит свой результат. Он не боится ошибиться, не боится отрицательной реакции окружающих и спокойно включается в процесс опроса. У детей в руках пульты, а я на доске запускаю систему и провожу тест. Такие тесты можно проводить на любом этапе урока, как для актуализации знаний, так и для подведения итога.
Еще работаю с такими тестами, как MyTestStudentInk. Приготовленный заранее в данной программе тест можно давать для индивидуальной работы на ноутбуках, но иногда его даю на интерактивной доске для коллективного обсуждения при подведении итогов урока или темы.
Кроме того, для организации работы и создания упражнений широко использую коллекцию средств программного обеспечения интерактивной доски.
Одно из наиболее любимых учениками является интерактивное средство «сортировка вихрей изображений или текста». Это средство похоже на прием перетаскивания объектов, но это более интересно детям. При верной сортировке вихри затягивают правильный ответ, а не верной - возвращается назад.
Также интересно детям составление анаграмм. Особенно это полезно при обучении чтению в первом классе, когда из букв на шариках надо составить слово. Для подсказки есть возможность прочитать загаданное слово или посмотреть картинку. Во втором классе я часто брала это задание для отгадывания загадок на уроках окружающего мира и литературного чтения. Можно еще более заинтересовать детей, если установить таймер на скорость выполнения. Здесь ребята еще и зарабатывают очки.
Для выделения нужного фрагмента на картине или на каком-то объекте (животное, растение, карта) использую прием «подсветка». Вся страница затемняется (прозрачность можно регулировать) и остается светлой лишь та часть экрана, которая нужна в данный момент. Например, при характеристике героев сказки «Волшебная шляпа» выделяла на общей картинке нужного героя, и ребята давали ему характеристику. Развивалась устная монологическая речь, при этом другие ребята учились слушать рассказчика, дополнять его ответ и оценивать выступление. (Видеоприложение2).
Также на ИД работаем с разными программами для закрепления различных умений. Например, при закреплении знаний таблицы умножения использую тренажеры TablMult 2.0 и TablDel 2.0. Дети отрабатывают знания не только индивидуально, но и вместе, помогая друг другу, и есть возможность устраивать соревнования. (Видеоприложение3).
Использую готовые задания из уроков Кирилла и Мефодия, программы по русскому языку «Фраза» и других программных тренажеров, которые дают возможность разнообразить работу на уроке.
Я рассказала об основных приемах работы на ИД, которые применяю в своей работе. Невозможно выделить какой-либо прием отдельно и сказать, что применяя его, я формирую у учеников какое-то определенное УУД, потому что каждый из этих приемов направлен на формирование любого универсального действия. Например, используя прием «вписывание», я работаю над развитием у моих учеников личностных УУД (дети эмоционально переживают, выражают свои эмоции), регулятивных УУД (учатся высказывать свое предположение), познавательных УУД (развивают внимание, память, мышление, делают выводы), коммуникативными УУД (согласуют свои интересы и взгляды с другими, сотрудничают друг с другом).
Таким образом, приемы работы с интерактивной доской предоставляют мне, как учителю, и моим ученикам уникальное сочетание различных методов организации учебной деятельности для формирования УУД.
В приложении 4 предлагаю примеры создания различных упражнений для работы на интерактивной доске, используя приведенные выше приемы.
Данные проведенного мною мониторинга сформированности УУД показали, что по окончанию второго года обучения у ребят сформированы все универсальные учебные действия согласно требованиям ФГОС на данный период.
Для сравнения привожу результаты мониторинга по определению сформированности метапредметных УУД в 1 классе и во 2-м. Диагностика проводилась на основе проверочных работ, данных в пособиях: «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс» и «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс», авторы: Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А.. Чиндилова О.В. Данные пособия являются составной частью комплекта учебников и пособий развивающей образовательной системы «Школа 2100».
1. Регулятивные УУД
Данная диаграмма показывает, что уровень формирования регулятивных УУД у многих учащихся вырос и достиг выше среднего.
Познавательные УУД
При выполнении работ в первом классе многие учащиеся не справились с заданием. Детям было сложно читать задание и понимать его самостоятельно, многие не смогли правильно его оформить. Во втором классе таких трудностей у ребят уже не возникало, так как самостоятельно прочитывать и понимать задание они уже научились.
По данной диаграмме мы видим, что познавательные УУД у большинства учеников сформированы на высоком уровне.
Для оценивания коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию), выполнялось задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Как видно на диаграммах, ученики учатся сотрудничать друг с другом, высокий уровень коммуникативных действий увеличился в 2 раза.
Таким образом, использование интерактивной доски делает занятия более интересными, повышает мотивацию учащихся, предоставляет больше возможностей для их участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. В конечном счете, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на совершенствование учебного процесса, качество образовательных достижений учащихся, формирование универсальных учебных действий, а это, я считаю, главное в моей работе.
Литература:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-Ф3 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Осмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ. 1 КЛАСС. – М. :Баласс, 2012
ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ. 2 КЛАСС. – М. :Баласс, 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ