Нескучная «продлёнка», или Особенности организации работы в группе продлённого дня»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Нескучная «продлёнка», или Особенности организации работы в группе продлённого дня»
Воспитатель ГПД
Чередниченко А. Т.
г. Будённовск
2011г.
По мнению А.А. Вербицкого, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования определённых качеств личности, норм и образцов поведения, обретение воспитанником общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых форм в процессе образования. В воспитании преобладает эмоциональный, целестно-ориентационный, толерантный и поведенческий компоненты активности. Они вырабатывают в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, отношение к природе, обществу, труду, другим людям и самому себе.
В школе во второй половине дня на первое место выходит воспитание с частичным использованием различных форм обучающего процесса. На сегодняшний день, на мой взгляд, организация работы групп продлённого дня (ГПД) рассматривается в образовании как дело второстепенное. Администрация школы обычно не вникает глубоко в работу педагогов, занятых в ГПД, не изучает специфические особенности их деятельности. Часто продлённый день рассматривается в отрыве от других сторон деятельности школы; не учитывается, что работа в ГПД является органической частью системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающей единство всех форм воспитания, разностороннее развитие творческой активности и общественно полезной деятельности учащихся. Контроль со стороны администрации в руководстве продлённым днём сосредоточен в основном на вопросах организационного плана: комплектование групп, укрепление учебно-материальной базы , организация питания. Многие руководители школ не уделяют достаточного внимания за содержанием и результативностью воспитательной работы в ГПД, не обеспечивают заинтересованность всего учительского коллектива в работе учащихся в период их пребывания в ГПД. Не всегда вторая половина дня насыщена разнообразной воспитывающей деятельностью. Работа во многих ГПД строится однообразно, преобладающими формами являются чтение книг и беседы.
С моей точки зрения, во второй половине дня нельзя упускать такую возможность, как целенаправленное воздействие на формирование психических процессов (развитие памяти, внимания, мышления) младших школьников, норм поведения, доброжелательного отношения к людям, стремления к сохранению традиций народов России. Следует отметить, что подобная работа успешно реализуется в школах полного дня, центрах образования, имеющих хорошую базу для организации занятий в рамках дополнительного образования. Эффективность работы ГПД во многом зависит от правильной, сбалансированной организации расписания, грамотного комплектования групп и постоянного контроля администрации за соблюдением расписания и выполнением задач, поставленных перед педагогическим коллективом ГПД.
В современной педагогике разрабатывается новое направление в организации образовательного процесса, назначение которого заключается в воспитании целостного мышления в условиях ноосферного образования. Цель этой работы – мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением. Результатом образовательного процесса станет выпусник школы, владеющий гармоничным двуполушарным цельнодинамическим мышлением. Главное назначение образовательной технологии состоит в обеспечении полного усвоения знаний учащимися, а также в личностном и профессиональном развитии участников образовательного процесса.
Как же сделать так, чтобы такая новая организация воспитательного процесса не была скучной, перегруженной, утомительной, соответствовала бы новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС), отвечая нормам СанПиНа, а также реализовывала программы личностного и профессионального роста каждого учащегося?
В контексте модернизации образования, а также введения ФГОС второго поколения всё большую актуальность приобретает проблемно-деятельный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Следовательно, на первый взгляд вопросы, связанные с активной и глубокой интеграцией основного и дополнительного образования, решить которое можно, используя опыт в области работы учреждений дополнительного образования, а также центров образования, одним из которых является Центр образования №118 г. Москвы. Ещё до введения новых ФГОС в Центре образования №118 был проведён подготовительный этап по ранней профилизации образовательных программ за счёт интеграции дополнительного и основного образования в рамках культурно-эстетического физкультурно-оздоровительного направлений, что позволило открыть классы профильного обучения, начиная с 1 класса, учитывая выбор и пожелания не только родительской общественности, но и непосредственно учащихся. Это является важным и актуальным для приобретения учащимися практических навыков, а также будущего выбора профессии.
Опираясь на результаты психологических диагностик детей, поступающих в 1 класс, администрация Центра образования пришла к выводу, что учащимся начальной школы необходимо организовать во второй половине дня по таким предметам, как: 1) лепка из глины и солёного текста, бисероплетение (3,4 классы) (для развития мелкой моторики рук, а следовательно, улучшения мозговой активности и качества психических функций); 2) ритмика и общая физическая подготовка (для увеличения двигательной активности учащихся, развития координации движений и прфилактики сколиоза); 3) хоровая деятельность (для развития музыкального и фонематического слуха, речи получения лучших результатов по русскому и английскому языку); 4) английский язык (для расширения познавательной активности). Заметим, что все перечисленные занятия должны быть обязательными для всех учащихся школы. Посещения занятий не могут носить хаотичный характер. Постоянство коллектива учащихся на данных занятиях обеспечивает такая форма организации второй половины дня, как работа в классах-группах.
Коллектив Центра образования№118 шестой год работает в режиме организации обучения и воспитания в классах-группах. В этом центре в ГПД работают воспитатели, но ответственность за проведение самоподготовки несут учителя начальных классов, что позволяет им обеспечивать взаимосвязь между выполнением домашних заданий и составлением плана-конспекта следующего урока учётом выявленных пробелов при самостоятельной работе учащихся на самоподготовке. Также это повышает методический уровень проведения самоподготовки, так как воспитатели ГПД редко имеют педагогическое образование по специализации учитель начальных классов. Проведение самоподготовки учителем класса позволяет индивидуализировать процесс обучения (при групповой и самостоятельной формах работы), предотвратить появление неуспешности на ранних этапах, выставить отметки за домашнюю работу в день её выполнения, проинформировав таким образом родителей о том, какие темы или ошибки учащегося требуют их особого внимания.
Для избежания переутомления, восстановления баланса эмоционального состояния необходимо ввести дневной сон, который позволяет учащимся расслабится, восстановить утраченные силы. Проведённый эксперемент показал, что процент утомляемости детей к концу 3-й четверти учебного года снизился с 79 до 35,5%. Дневной сон является границей между первой и второй половиной дня в расписании образовательного учреждения.
Для повышении мотивации к учебной деятельности, развитии памяти, внимания, мышления, активизации различных двигательных навыков и повышение двигательной активности как в первую половину (только в 1 классах), так и во вторую половину дня (во 2-4 классах) необходимо ввести динамическую паузу. Она предназначена не только для снятия напряжения и увеличения двигательной активности учащихся, но и для дополнительной работы по развитию памяти, внимания, мышления в игровой форме, проведения эффективной коррекции нарушений или незначительных отклонений от нормы в области основных психических процессов, формирования навыка игры и работы в команде, осознания своих изменений, получения удовлетворения в ходе игровой и познавательной деятельности. Игровая комната, в которой проводится динамическая пауза, должна быть оборудована дидактическими играми, малым спортивным инвентарём, большим мягким конструктором, конструкторами ЛЕГО и другими необходимыми материалами. Разработка динамической паузы должна отслеживаться психологами школы, а вести занятия должен специальный педагог, прошедший курсы повышения квалификации по нейропсихологии и игротехнике.
Одним из сложных моментов школьной жизни является переход ученика из начальной школы в среднюю. По мнению Л.А. Ясюковой, напряжение возникает вследствие смены задач, которые должен решать ученик. Основная задача начальной школы состоит в усвоении ребёнком нового образа жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и формировании у него начальных школьных навыков. Основной задачей средней школы является введение подростка в систему наук, знакомство с основами научных знаний. Резкая смена деятельности ведёт к временной дезадаптации. Поэтому возникает необходимость в организации специальной «буферной» среды, в которой можно решать проблему адаптации младшего школьника к новым условиям и требованиям в средней школе. Такой «буферной» средой может стать организация обучения и воспитания в ходе программы-эксперимента «Шестилетняя начальная школа», в котором и участвует педагогический коллектив Центра образования №118.
В Центре образования №118 создаётся специальная программа шестилетней начальной школы ( в рамках городской экспериментальной площадки), одной из задач которой является решение проблемы преемственного перехода от начальной школы к средней. За время работы в условиях эксперимента в Центре образования выяснили, что в 5 классе не присходит привычного и ожидаемого всплеска тревожности и сопровождающих его явлений дезадаптации учеников (снижение успеваемости и мотивированности, повышения конфликтности, эмоционального напряжения и количества эмоциональных срывов). Почему? Потому что модель шестилетней начальной школы подразумевает обучение в 5 классе в сопровождении всех предыдущих лет учёбы был не просто центр тех отношений, в которых он участвовал. Воспитатель-наставник (тьютор), согласно модели Центра образования, является человеком, который сопровождает учащегося во всех значимых моментах его школьной жизни с 1 класса – это обеспечение режима дня в течение обучения, частичная организация самоподготовки, досуговая, кружковая деятельность и общение со сверстниками, работа с родителями. Именно воспитатель, обладая всей полнотой знания о текущем моменте, выступает инициатором встреч между всеми заинтересованными в ребёнке лицами – при необходимости он организует встречи родителей с учителями, психологом и другими специалистами. Поэтому когда ученик оказывается под крылом своего воспитателя и в 5, и в 6 классах, то создаётся психологически комфортная ситуация, обеспечивающая процесс адаптации учащихся в новых условиях жизни. И как было уже сказано, полученные данные диагностического обследования учащихся 5 классов, осуществивших переход в среднюю школу в сопровождении своего классного воспитателя-наставника, подтверждают необходимость такой работы.
Согласно разрабатываемой в центре модели шестилетней начальной школы, ориентирами деятельности воспитателя и всего педагогического коллектива является обеспечение каждого ученика при переходе в среднюю школу представлениями о том, что, как, когда, с кем он должен что-то делать; как будет оцениваться его труд; с кем решать возникающие вопросы и к кому обращаться в случае возникновения затруднений; как можно оценивать собственную успешность; как можно выстраивать свои учебные и внеучебные цели; как распределять время, чтобы хватило и на то, что нужно, и на то, что хочется; как выстраивать гармоничные отношения с людьми разного возраста и т.д. Воспитатель-наставник помогает не только каждому ученику адаптироваться к условиям средней школы, но также и способствует «приближению» школы к каждому ученику. Располагая данными о склонностях, интересах, сильных и слабых сторонах каждого ученика, он участвует в реальной индивидуализации обучения.
Для достижения вышеперечисленного важен уровень психологической грамотности педагогов и воспитателей. Знания, касающиеся различных аспектов возрастной, педагогической и социальной психологии, конкретные навыки обучения, воспитания и психологически безопасного общения являются предметом тренинговых и обучающих мероприятий, которые систематически (четыре раза в год) проводятся с учителями и воспитателями. По поводу возникающих в процесс учебной деятельности вопросов или острых моментов педагоги всегда могут получить оперативную консультацию психолога школы.
По итогам двухлетнего периода участия центра в эксперименте по разработке модели шестилетней начальной школы можно сказать: такой подход к организации начального образования приносит положительный результат.
В заключении подчеркнём, что сбалансированная работа всего педагогического коллектива любого образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение полноценного обучения и воспитания учащихся с опорой на хорошее настроение, высокий уровень мотивации школьников, желание учащегося посещать школу (даже в каникулярное время), потому что в ней интересно, нескучно, а самое главное – она направлена не только на приобретение знаний, но и на всестороннее развитие каждого учащегося.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ