Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС

Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС.

Автор: учитель физики Сивчева О.М., МКОУ Васильевская ООШ



Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков учащихся, так как новые образовательные стандарты носят деятельностный характер и направлены на развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменениям в первую очередь должны быть подвергнуты технологии обучения.

Какие же особенности следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Анализ методической литературы и информации расположенной на сайтах в сети Интернет (про школу, педсовет, юкоз) позволили мне определить наиболее оптимальный способ подготовки к уроку. Это технологическая карта.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели урока до его результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описанием заданий для ученика по освоению темы, оформлением предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.


Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного материала;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность );

  • метапредметные связи и организацию информационного пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


При составлении технологической карты возможно:

  • целостно увидеть учебный материал;

  •  системно спроектировать образовательный процесс по освоению темы;

  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

  • согласовывать целенаправленные действия учителя и учащихся;

  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

  • осуществлять индивидуальный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволяет учителю:

  • достигать планируемые результаты ФГОС;

  • определять УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.


Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т.к.:

  • учебный процесс проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для реализации УУД в практической деятельности.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку


Примеры шаблонов технологических карт приведены в
приложении.



                         






  ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................

Тема урока________________________


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 


 









Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности


Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ