«Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы как неотъемлемая часть современного урока»
Автор: Пахомова О.Ю.
Учитель начальных классов
МАОУ Домодедовского лицея №3
«Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы как неотъемлемая часть современного урока»
Информационные и коммуникационные технологии в последние десятилетия существенно изменили современный мир. Процесс информатизации общества оказывает значительное влияние и на развитие систем образования с применением ИКТ. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной, творческой самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Тенденции мирового развития предъявляют новые требования к учебному процессу. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, навыки, умения.
Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться. Применение информационных - коммуникативных очень важный инструмент в работе учителя, а именно для учителей начальных классов, так как известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации.
Задача новой школы - поставить личность ребёнка в центр образовательного процесса, что приведёт к формированию разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Умелое применение информационно-коммуникативных технологий в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным, значительно улучшить качество знаний младших школьников.
Работая над реализацией интеллектуального развития учащихся в учебное и внеурочное время, успешно развивать эти способности без использования применения информационно-коммуникационных технологий очень сложно.
Применение ИКТ позволяет учителю:
отойти от традиционной формы проведения урока;
самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока;
создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;
быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося;
развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, самоаттестация) за счет интерактивности программы.
Использование ИКТ позволяет ученику:
* получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов;
* формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
* проводить исследования, закреплять полученные знания;
* работать в индивидуальном темпе.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
повысить эффективность образовательного процесса;
усилить интенсивность урока;
осуществить дифференцированный подход;
развивать наглядно-образное мышление.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Роль учителя на уроке меняется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главной задачей педагога становится управление познавательной деятельностью учащегося.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1.Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
В «Методической копилке» учителей начальных классов имеются презентации, которые условно можно представить в следующей классификации:
1 раздел – информационно-энциклопедический: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия» и т.д.
2 раздел – мультимедийные учебники и учебные пособия на электронных носителях
Наиболее распространенные примеры использования:
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» (1-4 класс). Он включает в себя темы уроков по обучению грамоте, чтению, русскому языку, математике, познанию миру. Содержание уроков имеет богатый иллюстрированный материал, сопровождаемый видеоизображениями, анимированными интерактивными игровыми упражнениями.
Медиатека мультимедийных уроков. Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах. Например: Фестиваль педагогических идей, «Про школу», “Viki.rdf.ru”.
3 раздел – информационно-учебный – это компьютерные тренажеры, мультимедийные дидактические игры и викторины, разработки уроков, видео-уроки;
4 раздел – дополнительные источники: тематическое планирование, кружковые программы, интерактивный материал по внеклассной работе.
Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в начальной школе. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является эмоциональное воздействие на учащихся. Нетрадиционные уроки заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в изготовлении учебного пособия;
в подготовке различных творческих сообщений;
в изготовлении презентаций и др. видов деятельности.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки, самопроверка и т.д. На этапе закрепления можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т.д.).
Применение различных игр (Круговые примеры, «Заполни пустые окошки») способствует более осознанным навыкам устного счёта.
На уроках русского языка можно проводить словарные диктанты, использовать тренажеры правописания безударных гласных в корне, парных согласных на конце слова.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Периодически в начальной школе используются на уроках электронные музыкальные физминутки, элементы здоровьесберегающих технологий, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают нервное напряжение.
Продуктивность таких уроков очень высокая. Их продолжением является внеурочная деятельность. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данная работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, проектах разного уровня. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Учитель, использующий в своей деятельности ИКТ, становится партнёром ребёнка. Таким образом, грамотное использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать развитию у учащихся мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования.
Список литературы:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.
Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий //Информационные технологии. – 1998. – № 6.
Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с.
Романов А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в система заочного экономического образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. - 303 с.
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе: [email protected]
Савченко Е.М. Использование компьютера на уроках математики //Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 56-57.
Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса // Начальная школа. – 2000. – №11. – С. 71-73.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ