Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования. Всё больше совершенствуется, модернизируется, усложняется учебный процесс. Никогда ещё не было столько программ, конкурсов, проектов. Но, к сожалению, большинство этих нововведений ориентировано на общемировые стандарты: функциональную грамотность, компетентность и, как конечную цель, деловой успех, отодвигая на вторые позиции процесс привития общечеловеческих ценностей. Уже, в который раз, в истории Российского образования, нарушается баланс основных функций школы – обучения, воспитания и развития.
Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе классного руководителя.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями ГУМАНИЗМА, СОТРУДНИЧЕСТВА, ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.
Цели воспитания:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи воспитания:
1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Для достижения поставленных целей использую
ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТРУДОВУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНУЮ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ виды деятельности.
Руководствуюсь принципами:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВООБЩЕ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА В ЧАСТНОСТИ;
ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПИТАНИЯ;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ ЧЕРЕЗ ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К НИМ.
В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив, дети, родители, а так же наше социальное окружение (сельская библиотека, сельский ДК).
Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей
Любви к родине
Уважение к семье
Потребности в здоровом образе жизни
Осознания красоты
Трудолюбия
Бережного отношения к Земле
Культуры общения.
К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
Формы работы с учащимися
• Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
• Творческая художественная деятельность детей.
Проведение совместных праздников.
• Просмотр видеофильмов, использование
аудиозаписей и мультимедийной продукции.
• Тематические вечера эстетической направленности.
Организация выставок.
Формы работы с родителямиРодительские собрания на духовно-нравственные темы.
-«Роль семьи в воспитании личности»
- «Вечные истины в семье»
- «Влияние средств массовой информации на развитие личности»
- «Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений литературы и искусства»
- «Как любить своих детей»
• Лекторий для родителей.
• День открытых дверей.
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
• Индивидуальные консультации
• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.
• Проведение совместных с детьми праздников.
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса.
Мы активно принимаем участие в районных мероприятиях.
Являемся организаторами социально-значимых дел, акций.
В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:
- Масленица
- День птиц
- Рождество
- День земли
- День матери
- День семьи
- Праздник славянской письменности.
- неделя экологии, искусства, истории, иностранного языка, литературы
- день творчества
- день самоуправления
- конкурс юных мастеров художественного слова.
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.
Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: «Пушкины и Гончаровы в Зарайске», «Семья – это то, что с тобою всегда», заочная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 630-летию Куликовской битве, акция «Георгиевская ленточка» и т.д., которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.
Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).
Данные психологической диагностики 7 -го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное оборудование. В этом году нашим классом был проведен открытый классный час для учащихся 5-6 классов «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом». Посещаем краеведческий музей и Зарайский кремль. Весной мы планируем совершить экскурсию в Даровое.
Ребята нашего класса принимают активное участие в конкурсах рисунков, плакатов, стихотворений.
Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.
Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться:
В нашем классе самая высокая успеваемость по школе – 73 %
Ученики класса принимают самое активное участие в жизни класса, школы.
Участвуют в районных мероприятиях: спортивных, конкурсах.
1 человек входит в Совет учащихся школы.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. Этому способствуют походы по родному краю, слеты, экскурсии. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ