Мастер класс Приём «кластер», использование технологии критического мышления как способ повышения качества обучения учащихся

Мастер класс


Приём «кластер», использование технологии критического мышления как способ повышения качества обучения учащихся.

Ковалёва Светлана Ивановна

учитель истории и обществознания

МОУ «Пролетарская сош №1»



Все наше достоинство – в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».


Паскаль Блез



А вот помогает мыслить нам ТКМ. «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления –представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМ дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Цель технологии - она обеспечивает развитие мышления, формирование коммуникативной компетенции и способностей к  сотрудничеству.

Технология КМ позволяет решать задачи:

Повышение:

  • качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии КМ при изучении учебного предмета

  • учебной мотивации:

  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  • социальной компетентности

  • формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов


    • умение находить ключевые слова в тексте;

    • умение пересказывать текст целиком, по частям по вопросам учебника;

    • умение отвечать на вопросы, поставленные учителем;

    • умение разбивать текст на части;

    • умение составлять план текста;

    • умение найти ошибку и исправить ее;

    • умение заполнять таблицу по тексту;

В технологии критического мышления выделяют три стадии:

I. Стадию вызова

II. Стадию осмысления новой информации

III. Стадию рефлексии

Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)

Уважаемые коллеги, прошу вас представить себя учащимися 7 класса на уроке обществознание. Тема урока «Кто стоит на страже закона»

1 фаза

Задачи фазы:

  • Актуализация имеющихся знаний, представлений

  • Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

  • Учащиеся определяют направления в изучаемой теме


Кластер. Первый этап работы:
ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).




2 фаза «реализация смысла» (осмысления)


Задачи фазы:

  • Организация активной работы с текстом

  • Удовлетворение познавательных «запросов»

  • Формирование отношения к тексту


Правоохранительные органы:

адвокатура, прокурор, суд,

милиция

Участники судебного процесса по

уголовным делам: судья прокурор, адвокат, заседатель




заседатель.










Правоохранительные органы



Задачи правоохранительных органов: защита закона, защита прав человека

Участники судебного процесса

по гражданским делам: судья, адвокат, заседатель

судья, адвокат, заседатель





Способы защиты прав человека и закона:

следствие, судебное состязание






Очень важно, на мой взгляд, формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а так же собственное отношения к изучаемому материалу. Здесь я использую прием синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

3 фаза «рефлексия» (синквейн)

Задачи фазы:

  • Соотнесение старых и новых представлений;

  • Обобщение изученного материала;

  • Определение направлений для дальнейшего изучения темы.


Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным)

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

  • Четвертая строка – это фаза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)

  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример.

Закон

Справедливый, суровый

Предупреждает, защищает, наказывает

Необходимое условие существования общества

Необходимость


Я считаю, что приём «кластер» это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь".


Китайская пословица.


Уважаемые коллеги! Вы сможете применить данный приём на практике?

На каких уроках и по какой теме?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ