ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В настоящий момент идёт процесс подготовки массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях и наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся в процессе самоопределения.

С ноября 2013 г. МБОУ «Зиминский лицей» участвует в работе проекта ОГАОУ ДПО ИРО «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» с темой «Разработка единой системы диагностики (оценки) развития личностных результатов в процессе самоопределения обучающихся». Одной из задач является разработка процедур, инструментария и критериев оценки личностных результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание мы уделяем готовности и способности учащихся к самоопределению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Так как 7-9 классы, 12-15 лет – это этап самоопределения и индивидуализации, период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка.

Поэтому для отслеживания личностных результатов учащихся на внеурочных мероприятиях была разработана «Карта наблюдения за особенностями личностных результатов учащихся 7-9 классов».

В данной карте представлены три блока:

  1. особенности самовыражения ребенка (поведение и эмоции);

  2. особенности общения (со взрослыми, со сверстниками, особенности работы в группе);

  3. мотивация (особенности мотивов, виды мотивов).

Карта была апробирована на нескольких внеурочных мероприятиях учащихся 7 класса. После чего происходило обсуждение о полученных результатах с теми, кто оценивал мероприятия.

Так как данная карта очень объемная, то целесообразно разбить ее и наблюдать во время внеурочных мероприятий за показателями отдельных блоков. Карта заполняется одним или несколькими экспертами (наблюдателями). Соединив воедино Карты наблюдения можно проследить особенности личностных результатов в целом и их динамику.

Таким образом, выбранные методики помогают выявить особенности личностного развития учащихся и являются частью системы диагностики (оценки) развития личностных результатов учащихся в процессе самоопределения.





Карта наблюдения

за особенностями личностных результатов учащихся _________ класса


Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата: ________________________________

Название мероприятии_________________________________________________________________________________________

Форма проведения_____________________________________________________________________________________________




п/п



Ф.И. обуч-ся


Характеристика

  1. Особенности самовыражения ребенка

11.1

  1. Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство






















1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие






















1.3

Беспокойство, возбудимость






















1.4

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить






















1.5

Регулирует своё

поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями






















1.6

Оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями






















1.7

Оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие























2.1

  1. Эмоции

Положительно окрашенные






















2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)






















2.3

Частая смена эмоций






















  1. Особенности общения



3.1

3. Особенности общения со взрослыми

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость






















3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание






















3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
























4.1

4. Особенности общения со сверстниками

Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба






















4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность






















4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов






















4.4

Принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним























4.5

Деловое общение

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка






















4.6

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка























5.Особенности работы в группе






















5.1

Пытается организовать детей своей группы, чтобы добиться совместного выполнения задания






















5.2

Не стремиться работать сообща, предпочитает работать в одиночку






















5.3

Стремиться делать все по-своему, не считаясь с мнением других детей






















5.4

Полностью подчиняется другим детям группы, не пытаясь проявить себя






















5.5

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату






















5.6

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением






















5.7

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы






















5.8

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным






















5.9

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует






















  1. Мотивация


6.1

6.Мотивация

Особенности мотивов

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)






















6.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении разнообразными видами деятельности, игрой)






















6.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)






















6.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)






















6.5

Отсутствие интереса к мероприятию (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)






















6.6

Виды мотивов

Мотивы достижения успеха






















6.7

Мотивы избегания неудач






















6.8

Мотивы не выражены (альтернативные мотивы)























«+» результат достигнут;

«!» находится в стадии формирования;

«–» не достигнут.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ