Учебная программа по обучению грамоте и письму

Учебная программа по обучению грамоте и письму

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа по обучению грамоте и письму разработана на 2013 – 2014 учебный год на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы по обучению грамоте Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарковой (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

УМК «Азбука. Обучение грамоте и чтению» организует обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

Реализация программ осуществляется с применением современных технологий: технология проблемно-диалогового обучения, ИКТ-технологии, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, технология продуктивного чтения.

Цель курса - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи курса:

  • овладение графическим действием в период усвоения грамоты

  • формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст)

  • развитие фонематического слуха развитие культуры звукопроизношения

Общая характеристика учебного предмета

Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух , культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов и кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные и письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование  их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов:

  • наращивания и

  • реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом.

Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной  стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.

Основные содержательные линии

В рабочей программе по обучению грамоте представлены 2 содержательные линии: обучение чтению и обучение письму. Обе линии содержат 3 этапа обучения: подготовительный, основной (звукобуквенный) и заключительный.

На подготовительном этапе первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке», первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита; алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных, как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [ Й]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы И, Е после Ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласных на конце слова.

Построение звуковой схемы слова.

Слова – названия предметов, признаков, действий. Слова- помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь устная и письменная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного поступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

восприятия мира как единого и целостного

уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу подготовительного периода

Учащийся научится:

  • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

  • называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

  • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

  • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу основного периода:

Учащийся научится:

  • различать звуки и буквы русского языка;

  • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

  • определять на слух ударные и безударные гласные;

  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

  • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему-модель слова;

  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

  • обозначать звуки буквами и условными значками;

  • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

  • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

  • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;

  • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

  • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктовке.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Азбука. Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:

Учащийся научится:

  • пользоваться при чтении и письме системами графическими печатных и письменных букв русского алфавита;

  • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

  • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

  • озаглавливать прослушанный текст;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД:

Личностные результаты:

  • Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

  • Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;

  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;

  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;

  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;

  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;

  • классифицирование звуков по заданному основанию;

  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;

  • синтез — составление целого текста из частей;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Типы уроков:

  • Урок « открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий

Содержательная цель: формирование системы понятий

  • Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий понятий, алгоритмов.

  • Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  • Урок развития речи.

  • Урок экскурсия.

При планировании уроков используются технологии формирования контрольно-оценочно самостоятельности, ИКТ-технологии, игровые технологии, технология проблемно-диалогового обучения.

Перечень учебно-методического обеспечения. 
Для реализации программного содержания используются:

  • Агаркова, Н. Г., Агарков, Ю. А. Азбука. 1 класс: учебник / под ред. М. Л. Каленчук. - М: Академкнига / Учебник, 2010;

  • Агаркова, Н. Г., Агарков, Ю. А. Азбука. 1 класс: методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.

  • Агаркова Н.Г. Азбука: Тетрадь по письму. В 3 ч. 1 класс — М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Материально-техническое обеспечение

Интерактивная доска, проектор, компьютер, экран, презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по обучению грамоте

Тема урока/

количество часов

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность

(как результат)

Вид контроля, измерители

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Знакомство с элементами книги, понимание роли иллюстрации в книге. Научение правильно сидеть за партой, работать с книгой. Формирование культуры учебного труда.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки.

УУД: применение методов информационного поиска

моделирование, контроль, коррекция

оценка, учёт позиции собеседника (партнера) организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками


Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа.



презентация

Знакомство с элементами книги. Различие устной и письменной речи. Умение составлять рассказ из 3-4 предложений на основе иллюстрации. Формирование культуры учебного труда.

Пересказ содержания сказки. Составление рассказа на основе иллюстрации.

УУД: построение логической цепи рассуждений, контроль, коррекция

оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий. Ответы на вопросы.

Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово.



презентация

Знакомство с элементами книги, особенностей разных фольклорных жанров. Умение составлять рассказы из 3 - 4 предложений на основе иллюстрации, соотносить иллюстрации с текстом. Формирование образных представления о тексте как «доме, в котором живут и дружат предложения». Знакомство со словом как структурной единицей речи, его назывной функцией. Формирование первичного представления о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих законченное сообщение.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Пересказ содержания сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста

УУД: построение логической цепи рассуждений

адекватная передача информации

контроль, коррекция, оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий. Пересказ с опорой на иллюстрацию

Как хлеб на стол пришел?

Текст, предложение, слово.

Интонация.

Знакомство со структурной единицей языка: предложением. Формирование образных представления о тексте как «доме, в котором живут и дружат предложения». Формирование культуры учебного труда. Формирование первичного представления о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих законченное сообщение.

Выделение структурной единицы языка – предложение. Составление предложений из 2-3 слов. Пересказ текста.

УУД: адекватная передача информации

Контроль, коррекция, оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий.

Пересказ.

«Доброе дело».

Слова-предметы. Живые и неживые предметы.

Знакомство со словом как структурной единицей речи, его назывной функцией. Формирование представлений об одушевленных и неодушевленных предметах.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Составление рассказа из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек.

УУД: адекватная передача информации

анализ объектов с целью выделения признаков

синтез как составление целого из частей

Текущий.

Ответы на вопросы.

«Попугай». Текст.

Живые и неживые предметы.

Формирование образных представления о тексте как «доме, в котором живут и дружат предложения». Формирование первичного представления о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих законченное сообщение. Знакомство со словом как структурной единицей речи, его назывной функцией.

Текущий.

Ответы на вопросы.

«Неудачная прогулка».

Слова-действия.

Звуки речевые и неречевые.




презентация

Знакомство со словом как структурной единицей речи, его назывной функцией. Знакомство со «словами-действиями». Выделение звуков речевых и неречевых. Формирование культуры учебного труда.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Составление рассказа из 3-4 предложений на основе графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбор слов, обозначающих действия предметов.

УУД: анализ объектов с целью выделения признаков

синтез как составление целого из частей

Текущий.

Ответы на вопросы.

«Догадливая лягушка».

Слова-признаки.

Знакомство со «словами-признаками». Обучение составлять ответ на вопрос учителя по прочитанному тексту.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Составление рассказа из 3-4 предложений на основе графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбор слов, обозначающих признаки предметов. Составление предложений на основе тематических иллюстраций. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Выборочный пересказ. Заучивание стихотворения наизусть.

УУД: анализ объектов с целью выделения признаков

синтез как составление целого из частей

моделирование

Текущий.

Пересказ.

«Зимние забавы», «Наши гости». Слова-помощники Звуки речевые и неречевые.

Знакомство со «словами-помощниками». Декламация стихотворных произведений. Обучение пересказу. Формирование культуры учебного труда.

Текущий.

Выборочный пересказ.

Азбука: две группы букв (буквы гласных и согласных звуков). Буква А.

Знакомство с гласными звуками, их графическим обозначением (кружок). Формулирование ответов на поставленные вопросы. Знакомство с буквой А. Формирование культуры учебного труда.

Чтение и понимание текста. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть заданный звук.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть заданный звук. Подбор слов с заданным звуком.

Чтение и понимание текста. Декламация стихотворений.

Фиксация на схеме слова гласного звука с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Конструирование печатных букв с помощью элементов-шаблонов. Формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль

коррекция

оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками


Текущий.

Ответы на вопросы.

Звук [а], буквы А, а.

Соотнесение звука и буквы. Формирование образного представления о том, что буква – лишь знак («одежда») для звука речи. Выделение голосом ударного звука в слове в процессе озвучивания его схемы.

Обучение произнесения слова по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Соотнесение звука и буквы. Формирование культуры учебного труда.

Текущий.

Звук [о], буквы О, о.

Текущий.

Ответы на вопросы.

Звук [о], буквы О, о.

Текущий.

Ответы на вопросы с взаимопроверкой.

Звук [у], буквы У, у.



Текущий.

Ответы на вопросы.

Звук [у], буквы У, у.

Текущий.

Звук [э], буквы Э, э

Текущий. Чтение в парах.

Звук [э], буквы Э, э. Повторение.

Текущий. Чтение в парах.

Звук [ы], буква ы.

Текущий. Чтение в парах.

Звук [ы], буква ы.

Звук [и], буквы И, и. И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Две работы буквы И.

Текущий.

Ответы на вопросы.

Звуки [и], буквы И, и.

Текущий.

Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о],[у], [э],[ы],[и].

Текущий.

Ответы на вопросы.

Работа букв гласных.

Слог, ударение.

Смыслоразличительная роль ударения.

Текущий.

Чтение с взаимопроверкой.

Ударение.

презентация

Текущий.

Звуки [м], [м,], буквы М, м

Ознакомить с согласными сонорными звуками и буквами, их обозначающими. Формировать умение противопоставлять сонорные согласные звуки по твердости-мягкости. Обозначать твердость на письме при помощи букв а, о, у, ы, э, мягкость – буквы и.

Соотнесение звуков и букв. Формирование культуры учебного труда.

Чтение в схемах и текстах буквенной записи слов по слогам и орфоэпически. Деление слова на слоги. Декламация стихотворений. Чтение закрытых и неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками. Перекодирование звуковой формы слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль, коррекция, оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками

Текущий. Пересказ.

Звуки [м], [м,], буквы М, м

Текущий.

Звуки [н], [н,], буквы Н, н

презентация

Текущий. Ответы на вопросы.

Звуки [н], [н,] – [м] [м,].

Повторение и обобщение.

Текущий. Выразительное чтение.

Звуки [л], [л,], буквы Л, л

презентация

Текущий. Выразительное чтение в парах.

Звуки [л], [л,], буквы Л, л. Закрепление.

Текущий. Выразительное чтение.

Звуки [р], [р,], буквы Р, р.

презентация

Текущий.

Ответы на вопросы.

Звуки [р], [р,], буквы Р, р. Повторение.

Опрос.

Звук [й,], буква й.

Формирование представления о «работе» (функции) букв «я, ё, ю, е» - обозначать два звука в начале слова и после гласных звуков в середине слова и на конце слова.

Формирование умения обозначать мягкость согласных звуков с слоге-слиянии с помощью букв е, ё, ю, я.

Формирование понимания указующей роли мягкого знака «ь» на мягкость согласного звука в конце и середине звука.

Формирование умения различать согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые, парные и непарные.

Соотнесение звуков и букв. Формирование культуры учебного труда.

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв я, ё, ю, е на письме. Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Чтение текста с изученными буквами.

Формулирование ответов на вопросы по прочитанному тексту.

Составление звукобуквенных схем слов.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных)

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль

коррекция

оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками


Текущий. Пересказ.

Звук [й,], буква й. Закрепление.

Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука [й,].

Текущий. Ответы на вопросы.

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного.

Проверочная работа.

Буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной – два звука.

Текущий. Чтение с взаимопроверкой.

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного.

Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука.

Текущий. Чтение с взаимопроверкой.

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного.

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука.

Текущий. Ответы на вопросы.

Буквы Е, е – показатель мягкости предшествующего согласного.

Буква ь для обозначения мягкости согласных.


Текущий. Чтение с взаимопроверкой.

Звуки [д], [д,], буквы Д, д.

презентация

Ознакомление с буквенными обозначениями звуков, парных по звонкости-глухости. Формирование представлений о звуках парных по звонкости-глухости. Обучение соотнесению звуков и букв.

Усвоение форм звуков. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Формирование представления о жанровом разнообразии произведений: малые фольклорные жанры, стихотворение.

Формирование культуры учебного труда.

Наблюдение над смыслоразличительной функцией звуков.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов, текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного исходного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.

Чтение и отгадывание загадок.

Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Конструирование форм печатных букв.

Чтение текста с изученными буквами.

Составление предложений по иллюстрациям и схемам, пересказ текста.

Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль коррекция оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками


Текущий.

Пересказ.

Звуки [д], [д,], буквы Д, д. Повторение.

Звуки [т], [т,], буквы Т, т.

Текущий.

Чтение в парах

Звуки [т], [т,], буквы Т, т.

Звуки [д], [д,] – [т] [т,].

Повторение и обобщение.

презентация

Текущий.

Ответы на вопросы

Звуки [з], [з,], буквы З, з.

Текущий.

Чтение в парах

Звуки [з], [з,], буквы З, з. Повторение.

Звуки [с], [с,], буквы С, с.

Текущий.

Ответы на вопросы.

Звуки [с], [с,], буквы С, с. Повторение.

Звуки [з], [з,] – [с], [с,].

Повторение и обобщение.

Текущий.

Ответы на вопросы

Звуки [г], [г,], буквы Г, г.

Текущий.

Пересказ

Звуки [г], [г,], буквы Г, г.

Звуки [к], [к,], буквы К, к.

Текущий.

Чтение в парах

Звуки [г], [г,] – [к], [к,]. Повторение и обобщение.

презентация

Текущий.

Выразительное чтение

Звуки [в], [в,], буквы В, в.

Текущий.

Выразительное чтение

Звуки [в], [в,], буквы В, в.

Звуки [ф], [ ф,], буквы Ф, ф.

Текущий.

Выразительное чтение

Звуки [в], [в,] – [ф], [ф,]

Интерактивная доска

Текущий.

Ответы на вопросы

Звуки [ф] [ ф,], буквы Ф, ф. Повторение и обобщение.

Текущий.

Чтение в парах

Звуки [б], [б,] буквы Б, б.

Текущий.

Пересказ

Звуки [б], [б,], буквы Б, б.

Звуки [п], [п,], буквы П, п.

Текущий.

Чтение в парах

Звуки [б], [б,] – [п] [п,].

Интерактивная доска

Текущий.

Ответы на вопросы

Звук [ж], буквы Ж, ж.

Текущий.

Ответы на вопросы в парах

Звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление).

Звук [ш], буквы Ш, ш.

презентация

Текущий.

Чтение и взаимопроверка

Звуки [ж]– [ш].

Текущий.

Ответы на вопросы

ья, ье, ьё, ью

Формирование умения обозначать на письме звуков [й] с помощью сочетаний разделительных «ъ» и «ь» знаков и гласных букв.

Различение звуков по глухости-звонкости.

Ударный слог.

Значение слова. Формирование культуры учебного труда.


Обозначение на письме звуков [й] с помощью сочетаний разделительных «ъ» и «ь» знаков и гласных букв.

Чтение слов, предложений и текстов с изученными текстами.

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем орфоэпически.

Конструирование печатных знаков.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль коррекция оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий.

Выразительное чтение

ья, ье, ьё, ью

ъя, ъе, ъё, ъю

Текущий.

Ответы на вопросы

ъя, ъе, ъё, ъю

Звуки [х], [х,], буквы Х, х

Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их в контексте целого слова, так и вне его.

Правило написания сочетаний чк – чн.; ча, ща, чу, щу.

Формирование культуры учебного труда.

Проведение звукобуквенного разбора

Чтение слогов, слов, предложений и текстов.

Написание сочетаний чк – чн, ча, ща, чу, щу.

Чтение слов с сочетаниями же, ше, шо, шё, жо, жё, че, чщ, чё, ще, що, щё, чк,чн,чт,щн.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль, коррекция, оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

кооперация с учителем и сверстниками

Текущий.

Ответы на вопросы

Звуки [х], [х,], буквы Х, х (закрепление).

Звук [ч,], буквы Ч, ч

презентация

Текущий.

Чтение наизусть

Звук [ч,], буквы Ч, ч

Звук [щ,], буквы Щ, щ

Текущий.

Ответы на вопросы

Звук [щ,], буквы Щ, щ

Звук [ц], буквы Ц, ц

Текущий.

Ответы на вопросы

Звук [ц], буквы Ц, ц. Закрепление.


Интерактивная доска

Весна. В народе говорят. Приговорка.

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. Формирование умения соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними.

Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию текста, отгадывания загадок, пересказывать текст, передавать при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям Формирование культуры учебного труда.

Чтение и понимание текста.

Выразительное чтение, формулирование ответов на вопросы по содержанию текста.

Декламация стихотворений.

Звукобуквенный разбор.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

УУД: овладение действием моделирования

поиск и выделение необходимой информации

контроль коррекция оценка

учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками


Текущий.

Выразительное чтение

Белая акация.

М. Бородицкая. Синичья скороговорка

Текущий.

Ответы на вопросы

А. Блок. Ветхая избушка

Текущий.

Ответы на вопросы

Ю. Мориц. Попрыгать-поиграть

презентация

Текущий.

Чтение наизусть

89.

90.


91.

92.


Б. Заходер. Песня игрушек.

В. Берестов. Читалочка. Алфавит.

Проверка техники чтения.

Прощание с азбукой.

Текущий.

Выразительное чтение.

Чтение текста.

Чтение наизусть.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ