ТЕМА: « ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»
Образовательная система «Школа 2000…» - «Школа 2100…»
Предмет: Окружающий мир. Моё Отечество (урок в 3 классе).
ТЕМА: « ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»
Цели: 1. Формирование условий для развития умений работать с картой,
контурной картой; учить работать с дополнительной литературой.
2. Развитие умений работать в группе; развивать речь, память,
мышление, внимание обуч-ся.
Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года.
Воспитывать любовь к Родине.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Приветствие гостей.
2. Актуализация знаний.
- Какой период истории вы изучаете вот уже нескольких уроков? (Времена Российской империи)
- Когда Россия стала империей?
- Назовите известных вам российских императоров?
3. Постановка проблемной ситуации.
- К началу 19 века Российская империя была крупнейшим государством Европы. А какие европейские страны вы знаете?
- Ответы детей.
- В то время и Франция была самым сильным государством Европы. Её императором был Наполеон (портрет). Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству и ему почти это удалось.
Работа с картой и контурной картой.
- Давайте посмотрим на карту, какие страны были завоеваны Наполеоном? Я показываю, а вы закрывайте у себя на контурных картах названные страны6
1. Италия
2. Германия и Пруссия
3. Польша
4. Испания
5. Австрия.
- Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.
- Какие страны не покорились Наполеону? (Англия и Россия)
- Что оберегало Англию от сильной французской армии?
- Подумайте, какое государство мог считать Наполеон своим главным противником, какая страна мешала мировому господству французского императора? (Россия)
- О каком событии в истории вы сегодня узнаете?
4. Совместное открытие нового знания.
- Посмотрите на тему урока «Гроза двенадцатого года»
- Как вы думаете, о какой угрозе пойдет сегодня речь?
- Летом 1812 года огромная французская армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Началась война!
- Чем это могло грозить Российской империи?
- Давайте, проверим ваши предположения по учебнику на стр.42 (дети прочитывают главную мысли)
- О том, какие планы были у Наполеона в начале войны, вы узнаете, если прочитаете дальше стр.42 (учебник)
Вначале войны Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву – я поражу Россию в самое сердце» Именно к сердцу России – к Москве, рвались войска неприятеля. Русскую армию возглавил старый опытный полководец М.И.Кутузов.
- На него надеялась вся Россия.
- Долго пришлось отступать русской армии.
«Мы долго молча отступали,
Досадно было – боя ждали.
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
- Так описывал настроение русских солдат М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино»
- Именно у деревни Бородино состоялось главное сражение войны 1812 года. Давайте вместе отметим на карте движение русских и французских войск (дети – на конт.карте, а учитель на карте показывает)
- А за ходом сражения вы проследите по анимированной карте (мудьтимед.)
Картина на экране « Военный совет в деревне Фили»
- Это был важный совет генералов, на котором решался вопрос: «Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву?» Посмотрите, какое непростое решение пришлось принимать. Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву. Об этом свидетельствуют напряженные позы генералов. Сам Кутузов даже чуть-чуть приподнялся в кресле. Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать».
Кутузову пришлось отдать приказ об отступлении. Русская армия могла не выдержать нового сражения. Ценою Москвы главнокомандующий спасал армию, а значит, и всю Россию.
Работа в группах.
- Увидев, что русские войска отошли от Москвы, Наполеон решил, что война окончена и чувствовал себя победителем. Он ждал делегацию москвичей с ключами от города. О том, как разворачивались события дальше, вы узнаете сами, с помощью исторических текстов. Каждая группа получит свой текст о тех или иных событиях, но сначала вспомните правила работы с текстами.
Ответы детей.
Тексты (см. в приложении)
Вопросы к текстам:
- У кого 1 текст? Прочитайте текст, вопросы.
У какой группы есть текст, который рассказывает о таких же событиях?
Чем ваш текст отличается от предыдущего?
-После пожара Наполеон вынужден был вывести свои войска из Москвы. О последующих событиях говорится в тексте 2 (изгнание Наполеона из России)
Вопросы те же.
-Победа над Наполеоном – это не только заслуга русской армии, а и всего народа. Об этом рассказывается в тексте 3 (о партизанах)
Вопросы те же
Итог урока.
-Давайте вернемся к теме урока. Подтвердились ли ваши предположения, что 1812 год был угрожающим для Рос.империи? Почему?
- В исторической литературе войну 1812 года называют Отечественной. Как вы думаете почему?
- Почему важно знать об этих событиях?
-Что было интересным для вас сегодня на уроке?
- Кто считает, что он отлично потрудился на уроке?
-Кому было трудно? Что вызвало затруднение?
Д/з: стр. 41-44 (учебник)
Стр. 29 № 53 (р.т.) – обязательно
Составить свой кроссворд по данной теме (по желанию)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ