ТЕМА: « ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»

Образовательная система «Школа 2000…» - «Школа 2100…»

Предмет: Окружающий мир. Моё Отечество (урок в 3 классе).

ТЕМА: « ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»


Цели: 1. Формирование условий для развития умений работать с картой,

контурной картой; учить работать с дополнительной литературой.

2. Развитие умений работать в группе; развивать речь, память,

мышление, внимание обуч-ся.

  1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года.

  2. Воспитывать любовь к Родине.


Ход урока.


1.Орг.момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Приветствие гостей.


2. Актуализация знаний.

- Какой период истории вы изучаете вот уже нескольких уроков? (Времена Российской империи)

- Когда Россия стала империей?

- Назовите известных вам российских императоров?


3. Постановка проблемной ситуации.

- К началу 19 века Российская империя была крупнейшим государством Европы. А какие европейские страны вы знаете?

- Ответы детей.

- В то время и Франция была самым сильным государством Европы. Её императором был Наполеон (портрет). Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству и ему почти это удалось.

Работа с картой и контурной картой.

- Давайте посмотрим на карту, какие страны были завоеваны Наполеоном? Я показываю, а вы закрывайте у себя на контурных картах названные страны6

1. Италия

2. Германия и Пруссия

3. Польша

4. Испания

5. Австрия.

- Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.

- Какие страны не покорились Наполеону? (Англия и Россия)

- Что оберегало Англию от сильной французской армии?

- Подумайте, какое государство мог считать Наполеон своим главным противником, какая страна мешала мировому господству французского императора? (Россия)

- О каком событии в истории вы сегодня узнаете?

4. Совместное открытие нового знания.

- Посмотрите на тему урока «Гроза двенадцатого года»

- Как вы думаете, о какой угрозе пойдет сегодня речь?

- Летом 1812 года огромная французская армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Началась война!

- Чем это могло грозить Российской империи?

- Давайте, проверим ваши предположения по учебнику на стр.42 (дети прочитывают главную мысли)

- О том, какие планы были у Наполеона в начале войны, вы узнаете, если прочитаете дальше стр.42 (учебник)

Вначале войны Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву – я поражу Россию в самое сердце» Именно к сердцу России – к Москве, рвались войска неприятеля. Русскую армию возглавил старый опытный полководец М.И.Кутузов.

- На него надеялась вся Россия.

- Долго пришлось отступать русской армии.

«Мы долго молча отступали,

Досадно было – боя ждали.

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

- Так описывал настроение русских солдат М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино»

- Именно у деревни Бородино состоялось главное сражение войны 1812 года. Давайте вместе отметим на карте движение русских и французских войск (дети – на конт.карте, а учитель на карте показывает)

- А за ходом сражения вы проследите по анимированной карте (мудьтимед.)

Картина на экране « Военный совет в деревне Фили»

- Это был важный совет генералов, на котором решался вопрос: «Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву?» Посмотрите, какое непростое решение пришлось принимать. Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву. Об этом свидетельствуют напряженные позы генералов. Сам Кутузов даже чуть-чуть приподнялся в кресле. Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать».

Кутузову пришлось отдать приказ об отступлении. Русская армия могла не выдержать нового сражения. Ценою Москвы главнокомандующий спасал армию, а значит, и всю Россию.

Работа в группах.

- Увидев, что русские войска отошли от Москвы, Наполеон решил, что война окончена и чувствовал себя победителем. Он ждал делегацию москвичей с ключами от города. О том, как разворачивались события дальше, вы узнаете сами, с помощью исторических текстов. Каждая группа получит свой текст о тех или иных событиях, но сначала вспомните правила работы с текстами.

Ответы детей.

Тексты (см. в приложении)

Вопросы к текстам:

- У кого 1 текст? Прочитайте текст, вопросы.

У какой группы есть текст, который рассказывает о таких же событиях?

Чем ваш текст отличается от предыдущего?


-После пожара Наполеон вынужден был вывести свои войска из Москвы. О последующих событиях говорится в тексте 2 (изгнание Наполеона из России)

Вопросы те же.


-Победа над Наполеоном – это не только заслуга русской армии, а и всего народа. Об этом рассказывается в тексте 3 (о партизанах)

Вопросы те же

Итог урока.

-Давайте вернемся к теме урока. Подтвердились ли ваши предположения, что 1812 год был угрожающим для Рос.империи? Почему?

- В исторической литературе войну 1812 года называют Отечественной. Как вы думаете почему?

- Почему важно знать об этих событиях?

-Что было интересным для вас сегодня на уроке?

- Кто считает, что он отлично потрудился на уроке?

-Кому было трудно? Что вызвало затруднение?

Д/з: стр. 41-44 (учебник)

Стр. 29 № 53 (р.т.) – обязательно

Составить свой кроссворд по данной теме (по желанию)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ