Мастер-класс «Формирование информационной компетентности педкадров средствами технологии развития критического мышления»
25.02.2010г. районный семинар директоров и заместителей директоров по УВР «Формирование ключевых компетенций педкадров через организацию методической работы в школе и методического сопровождения педагогической деятельности»
Мастер-класс
«Формирование информационной компетентности педкадров
средствами технологии развития критического мышления»
Ковалева Светлана Ивановна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Пролетарская СОШ №1
Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;
создать условия для становления готовности учителей к реализации компетентностного подхода в обучении;
сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;
разработать систему мер по формированию информационной компетенции.
Оборудование: раздаточный материал для изучения информационной компетенций
Добрый день уважаемые коллеги!
Меня зовут Ковалева Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания.
В начале мастер–класса я попрошу вас обратить внимание на экран и прослушать музыку.
Какие ассоциации у вас возникли? (слайд 1)
(отдых, солнце, море…….) Хорошо отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, морское цунами.
А еще есть МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в которой очень легко можно утонуть. Чтобы не утонуть в море информации, человек должен владеть информацией.
В философском энциклопедическом словаре понятие "информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие
В энциклопедическом словаре – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом ( с помощью условных сигналов, технических средств)
А что по-вашему информация?
Давайте составим синквейн. (один из приемов технологии критического мышления) Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология КМ позволяет решать задачи:
Повышение:
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
Правила написания синквейна: (слайд 2)
В первой строчке тема называется одним словом (существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – это фаза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Информация (слайд 3)
В число ключевых компетенций входит информационная компетенция, с которой мы сегодня будем знакомиться вместе. Надеюсь, в ходе мастер-класса вы мысленно перенесете предложенные методы и приемы в свои предметные области и поделитесь своими соображениями.
Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно.
Так, в исследованиях учёных понятие "информационная компетентность" трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций :
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок ).
Информационная компетентность помогает
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Информационная компетентность (слайд 4)
В структуре категории "информационная компетентность" мы выделяем компоненты:
1 группа
Что это за компоненты вы сейчас попробуете выделить, работая в группах.
В этом нам поможет один из приемов технологии критического мышления прием «кластер» Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)
Организация активной работы с текстом
Удовлетворение познавательных «запросов»
Формирование отношения к тексту
когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);
ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;
технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);
коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации. (Слайд 5)
Функциями категории "информационная компетентность" являются: 2 группа
познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, "бумажные и электронные" носители информации педагогического программного комплекса;
адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
интерактивная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся. (слайд 6)
Информационная компетенция
Обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать полученную информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. (слайд 7)
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Ключевым понятием для нас стало «информационная компетентность». Для ее формирования нами были отобраны технологии, наиболее адекватные задаче формирования ИК и методы и приемы в рамках этих технологий, которые вы можете использовать в практике своей работы.
«Продолжи предложение…»
Для меня было важным и интересным…
По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…
Мне было трудно (мне не понравилось)…
Моя оценка психологической атмосферы…
Для меня было недостаточно…
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ