Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного воспитания
Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного воспитания (на примере занятий БДО).
Педагог дополнительного образования: Дамаскина Наталья Владимировна.
Как сказал психолог Крутецкий В.А.: «Бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности». Дополнительное образование в помощь общеобразовательной школе, это великая сила для развития человека культуры в самом широком смысле слова. Не даром многие дети в поисках себя посещают несколько студий. Декоративно-прикладное искусство – самый эффективный способ помочь ребенку раскрыться.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству сразу видно понял ребенок то, что ему объяснили или нет. Объясняя материал, мы в основном ориентируемся на наглядно–словесное восприятие материала, но есть дети, которым нужно подкрепление информации через тактильные ощущения. Если ребенок не понял словесное и наглядное объяснение, я использую индивидуальный показ и показ непосредственно руками ребенка, чтобы он прочувствовал, что он должен сделать.
Работа в студиях прикладного творчества это обязательно творческая работа. Развитие творчества одна из основных задач занятий в студиях. Детей необходимо научить любить творчество, которым они занимаются в широком смысле, и конкретный вид творчества, которым занимается ребенок в данный момент, будь то лепка, вышивка, рисование или другой вид прикладного творчества. «Полюбить можно лишь то, что знаешь», говорил Леонардо да Винчи. Для ознакомления с разными видами прикладного искусства очень хорошо использовать наглядные пособия: это и непосредственно изделия мастеров, и иллюстрации, и книги. Когда ребенок видит чего можно добиться, овладев тем или иным способом работы, у него появляется желание творить.
Часто для развития творчества детям не хватает воображения. Для развития воображения хорошо использовать игры типа «На что это похоже», «Дорисуй рисунок»
Психологи отмечают, что на развитие творческих способностей негативное влияние может оказывать «страх перед творчеством». Он может быть нескольких видов:
страх перед муками творчества;
страх перед уникальностью и непохожестью на других людей (которую не принимают и не понимают окружающие);
страх перед завистью окружающих;
страх перед «жертвами», которые требует творчество;
страх перед возможными последствиями творческих достижений.
Один из способов снять эти страхи у детей в условиях студии – это изготовление коллективных работ. Дети, испытывающие эти страхи, с большим удовольствием идут на этот вид деятельности.
Занятия в студии развивают такие качества личности как добро, способность сопереживать, готовность оказать помощь, умение проявлять терпимость. На больших группах в студиях «Природа и фантазия» и «Мягкая игрушка» я часто использую помощь детей друг другу. Дети, которые поняли способы выполнения работы, помогают детям, испытывающим трудности.
Без терпения не возможно сделать ни одну работу, требующую продолжительного времени изготовления. Но часто встречаются дети, не обладающие достаточным терпением. Одного ребенка достаточно похвалить за хорошо выполненную работу, другому показать, что он отстает и подбодрить, а третьего посадить рядом, так как это чаще всего дети не уверенные в правильности выполненного им задания.
Большое внимание уделяется в студии развитию у детей самостоятельности и самодисциплине. С первых занятий я стараюсь ставить ребенка в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений: это и самостоятельно выбрать цвет бумаги, рисунок по которому будет выполняться та или иная работа, самостоятельное выполнение оформления готового изделия и т.д. Для некоторых детей это сделать крайне тяжело, т.к. они привыкли быть ведомыми взрослыми, лидерами групп. Для таких детей эффективным бывает ограничение по началу объектов для выбора или предъявление вариантов для выбора. Например: «Подумай, какого цвета может быть дом и возьми один из подходящих цветов», или показ ребенку не 5-6 вариантов рисунков для работы, а только 2-3 и т.д.
Работа на занятии идет в свободном режиме, т.е. ребенок понял технику выполнения работы и далее самостоятельно ее выполняет. И здесь на первое место выходит самодисциплина. Это самое сложное для детей. В этом мне часто помогают игры типа «Молчанки», они очень любимы детьми.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ