Открытый урок «Путешествие на остров Морфем»


Открытый урок «Путешествие на остров Морфем»

Цели: общеобразовательная – повторить знания о морфемах; совершенствовать навыки морфемного разбора слова; развивающие – помочь осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, умение обобщать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.



Вступление: (звучит спокойная музыка)

У: Нынче к нам на урок

Поутру не весть откуда,

Глянь, прислали сундучок,

Цветом блеска изумруда.

В драгоценных он каменьях,

Злато, серебро на нем,

Вот бы знать нам,

Что таится в сундучке заветном том…

А таится в нем письмо,

Мы сейчас его прочтем…



У: что ж, ребята, поможем жителям, наведем порядок на острове?

В путешествие мы отправимся на 2 кораблях, чтобы ими управлять, необходимо назвать корабли и выбрать капитанов – (куплет из капитана Врунгеля)

У: Будет дан 1 гудок – назови команду в срок!



Давайте представим свои команды друг другу и нашим гостям. (ответы)



Всё ли готово к нашему отправлению? А не заблудимся ли на острове морфем? Какие знания мы должны взять с собой в плавание?

(Ответы)

У: проверим их?

вопроса на слайде – учащиеся дают ответы (после появляются верные)

- что изучает морфемика

-Главная значимая часть слова? (корень)

- У: Ребята, а какие две морфемы вечно ведут борьбу между собой? (суффикс и приставка)

-Часть слова без окончания? (основа)

- Изменяемая часть слова? (окончание)

Если знаем мы морфемы – то составим слово смело (У вас на партах карточки с морфемами, соберите из них слово)– 1 минуту в командах, а затем выходят капитаны к интерактивной доске и собирают слова.

Составляют слово из морфем – собирались /причесывались



У: С таким багажом знаний смело в путь! Звучит гудок!

Мы причалили к острову, нас встречают жители АЗ и БУКА. Сундучок принес для нас испытанье в первый раз! Слайд с письмом – задание учитель читает – до гудка (2-3 минутки)



У: -читаю письмо с заданием, учащиеся выполняют, затем прошу кого-нибудь прочесть текст вслух и прокомментировать (в это время появляются буквы)

- Ребята, в каких морфемах были пропущены буквы?

Чем обусловлен выбор согласной з, с на конце приставок?

Отвечают -(перед звонкими согласными и гласными – З, перед глухими согласными – С, приставки З – нет в русском языке) (слайд с правилом)

Раздаю 2 листка с словами -1 команде – красить, снежный

2 команде – писать, шумный



Ребята, а сейчас выберите любую из приставок и составьте 2слова(2 минутки) Записывают маркером на альбомных листах. Затем одна команда показ. др. обсуждаем правильность выполнения.

«Приставка – значимая часть слова, которая….» (начало на листах написано) капитаны продолжите. (стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Молодцы!





Звучит загадочная музыка: Слайд

У: закачало нас совсем,

Мы на палубе – зачем?

Нам сундук принес загадки,

Отгадаем их, ребятки… (у детей загадки на столах) – появляются по одной, команды отвечают- ставлю условие – отгадку записать и отдать мне листочки)

Загадки появляются по одной – после ответа учащихся появляется в слайде отгадка)

  1. Растет в траве Аленка,

В красной рубашонке, Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает (…………..яника) (земляника)

  1. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (……..инка) (снежинка)

  2. Зубов много, а ничего не ест (рас………ка) (расческа)

Вслух отвечают – слайд с отгадками

У: А какая морфема в словах-отгадках отсутствовала? (корень, так как в нем заключается лексическое значение слова) Что вы знаете о корне? (ответы)



У: подустали мы немного, разомнем-ка руки, ноги,

Вы каюты покидайте и за мною повторяйте (музыка)

Вся команда – вся команда,

Раз – нагнулась,

Два – нагнулась,

Три – нагнулась

Руки в стороны разводим,

Хлоп в ладошки, еще раз

(гудок)

А теперь скорей обратно

На места, и в путь сейчас!

У: Мы на острове – «Ловушка» Петя Ошибкин и здесь побывал, навел беспорядок! Попал в ловушку, перепутал все слова)Что ж разберемся. Мы -то, ребята, знаем что такое окончание? Не попадем в ловушку?

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. У каких слов не может быть окончания?

(Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!)



Распределите слова в три столбика (работайте в парах) (10 листов)

Даны слова: осенний, шиповник, травы, день, сырой, снова, холодок, туманный, неожиданно, канавы, цветок, сегодня.



С падежным окончанием с нулевым окончанием без оконч

Осенний шиповник снова

Травы день неожиданно

Сырой холод сегодня

Туманный цветок

Канавы



Проверка: учащийся по желанию выходит к доске, обменяйтесь листками (отдают напротив) и проверьте работу – я у доски с красным маркером отмечаю правильные слова

поднимите руки у кого все правильно. А кто из вас угодил в ловушку? (тому даем ручку помощи с правилом) (2)

Как вариант

(Обратите внимание, какие части речи нам встретились – в 1 столбике – отвечают – прил.и сущ. )

У- Ребята, что такое окончание?

У: как найти окончание? (просклонять по падежам)

У: а какая часть речи в 3 столбике? (Наречия – это неизменяемая часть речи)





Благодарю за работу.







У: А вы знаете, оказывается в русском языке есть суффиксы- волшебники? «Тараканище» - придумал К. Чуковский.

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище! (соединяется суффикс ИЩ)

Почему все звери, даже быки и носороги испугались Тараканища. Какой суффикс превратил этого насекомого в большое и страшное чудовище? (ответы – картинка из мультика)

А теперь представьте, что мы смотрим на предметы через увеличительное стекло: я начну, а вы продолжайте

- Да это не дом, а…домище

-не кот, а ….котище

- не забор, а…заборище

-не слон, а …слонище

( РЕЗЕРВ: Итак, мы на справились с очередным заданием сундучка. Пора возвращаться домой. Но у нас закончились запасы пресной воды, а чтобы их пополнить, необходимо выполнить одно необычное задание) приготовьте чистые листики и ручки.

Сядьте поудобнее, можете закрыть глазки, «Представьте себе, что вы на острове Морфем, только сошли с корабля, расправили плечики, глубоко вдохнули свежего воздуха. Вокруг тишина, ни души и вдруг….» продолжите – в командах 2 минуты – зачитывают что получилось

Итоги урока: что ж, ребята, занимаем свои места, пора возвращаться домой.

А пока мы в пути, позвольте подвести итоги нашего путешествия: (слайд корабль)

- какую тему мы сегодня с вами повторили?

- Для чего нужно изучать раздел морфемику?

Я вас правильно поняла – Если знаешь части слова, то напишешь их толково?!!!!



Слайд с корабликом.



Звук!!!! Письмо с ответным словом от жителей! (Читаю) стук в дверь – вношу сладкие морфемки

Я также раздаю сладкие призы.







Ребята, настроение каково? Во!!!

По одному я попрошу вас выйти к доске, выбрать и разместить тот смайлик, который сейчас соответствует вашему настроению) – светофор – интерактивная доска

"Правила хорошего тона" 8 С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте. Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:

- под кроватью, - на вершине Эльбруса, - в холодильнике, - в избушке Бабы-Яги.

Можно предложить по написанным правилам угадать место.



















































Самоанализ урока:


















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ