ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ
1Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
2. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.
4. Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.
5. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.
6. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10–15 раз.
Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения:
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.
Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и медицинскими. Просыпаясь, учащимся полезно повторить 20–30 раз следующее:
Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!
В наши дни близорукость широко распространена во всем мире. По данным ученых-гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С. Аветисов со своими сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6–8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1–2 мин.
2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2–3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз.
3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3–5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5–6 раз.
Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1–2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.) «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые.) «От чего утка плавает?» (От берега.) «Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три человека?» (Тоже один петух.)
Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-нибудь стихотворения, пословицы... Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупреждает, что когда они увидят на доске (или плакате) слово тишина, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.
Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они буквально «замирают».
Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние организма. В.М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». .
В качестве примера привожу методику использования музыкотерапии на практических занятиях по технологии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и цели работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20–23 мин. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2–3 мин. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы музыка включена.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ