ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ

1Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

2. С силой сжимать и разжимать паль­цы, пока не устанут.

3. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.

4. Выпрямить пальцы. Одновремен­но сжимать и разжимать первые две фа­ланги.

5. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. За­тем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

6. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.

Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повто­рить 10–15 раз.

Учащиеся на уроке устали. Чтобы под­нять настроение, можно предложить напи­сать крупными буквами на большом листе предложения:
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяю­щуюся информацию как приказ к дей­ствию.

Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и медицин­скими. Просыпаясь, учащимся полезно повторить 20–30 раз следующее:
Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытя­гивается! Я тянусь к солнцу!

В наши дни близорукость широко расп­ространена во всем мире. По данным уче­ных-гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зре­ния детей профессор Э.С. Аветисов со свои­ми сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6–8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1–2 мин.

2. Для снятия утомляемости и облегче­ния работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2–3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз.

3. Поставить указательный палец пра­вой руки по средней линии лица на рассто­янии 30 см, смотреть на конец пальца 3–5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повто­рить 5–6 раз.

Однако, несмотря на доступное содер­жание уроков, применение разнообразных приемов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспо­собность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки ус­талости. В этот момент необходимо пере­ключить внимание учащихся, дать 1–2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: «Сколько ша­гов сделает воробей за одну минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает.) «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые.) «От чего утка плавает?» (От берега.) «Если один петух закукарекает изо всех сил, то че­ловек проснется. Сколько петухов должно закукарекать, чтобы проснулись три чело­века?» (Тоже один петух.)

Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский пи­сал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие-ни­будь стихотворения, пословицы... Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по-прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподня­той, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэто­му очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противо­речат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупрежда­ет, что когда они увидят на доске (или пла­кате) слово тишина, то должны сразу оста­новить работу, прекратить разговоры, удоб­но сесть и сидеть тихо.

Опыт показывает, что вначале, усажива­ясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они бук­вально «замирают».

Минута тишины является не только фи­зическим отдыхом, но и хорошей гимнасти­кой для волевых центров.

С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рас­сматривали музыку как эффективное сред­ство воздействия на настроение и психиче­ское состояние организма. В.М. Бехтерев от­мечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он актив­но пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что на­иболее сильный и ярко выраженный эффект дает мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». .

В качестве примера привожу методику использования музыкотерапии на практи­ческих занятиях по технологии. В начале урока проходит инструктаж по технике бе­зопасности, сообщение темы и цели работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответ­ствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20–23 мин. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2–3 мин. Она яв­ляется своеобразным сигналом к оконча­нию работы. Во время подведения итогов работы музыка включена.

Использование оздоровительных уп­ражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здо­ровья учащихся.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ