Патриотическое воспитание на уроках истории и литературы в старших классах через систему интегрированных уроков

Т.Н. Зорина, учитель литературы,

В.В. Зорина, учитель истории

МОУ СОШ № 4, г. Кирово-Чепецк

Патриотическое воспитание на уроках истории и литературы в старших классах через систему интегрированных уроков


Рост научного знания ХХ века быстро стирает грань между отдельными науками. Мы всё больше специализируемся не по наукам, а по проблемам.

В.И.Вернадский

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего, некоторые школьные предметы имеют интегративный характер. Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда на стадии реализации межпредметных связей, допускавших независимое, как бы параллельное существование изучаемых явлений, к рождению новых целостностей.

Понятие интеграция происходит от лат. Integer – цельный. Применительно к системе обучения интеграция как понятие может иметь два значения:

1) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

2) нахождение общей платформы для сближения предметных связей (здесь интеграция – средство обучения).

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. В.И.Вернадский отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы и новый вид образовательной деятельности на уроке.

Интегрированные уроки дают учащимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры, о взаимосвязи предметов и явлений, а также развивают потенциал самих учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникации.

Формы проведения - нестандартны и интересны. Это зависит от содержания материала, особенностей класса. Использование на уроке различных видов работы поддерживает внимание учащихся на достаточно высоком уровне в течение всего урока.

Интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования, но она возможна при выполнении трёх условий:

* объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

* в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

* интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

«Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи обладают свойством всеобщности. Их действие распространяется на все учебные предметы, и изучение каждой темы может включать те или иные виды связей с другими предметами»,- отмечают И.Д.Зверев и В.А.Максимова.

Сложность интеграции связана прежде всего с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов истории, литературы хронологически не совпадает. Но всё же при желании точки соприкосновения можно найти. Это уроки, одна из триединых целей которых - патриотическое воспитание учащихся. Именно здесь речь идёт о понятиях патриотизма, гражданственности. Содержание этих понятий постоянно пересматривается в связи с изменениями социально-политических и духовно-нравственных обстоятельств. Но всё же данные понятия и сегодня остаются предметом размышлений для учителя и ученика на уроках истории и литературы. Эти два предмета, как никакие другие, теснейшим образом связаны между собой и формируют мировоззрение ученика. История, будучи наукой о свершившихся фактах, предлагает нам, живущим сегодня, извлекать из неё уроки, а литература, способствуя духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает в нравственных категориях осознать и прочувствовать эти самые уроки.

Интегрированный урок требует тщательного планирования, так как учащимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов.

1. Подготовительный этап. Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

2. Основной этап. Организация и проведение урока.

3. Заключительный этап. Учителя совместно с учащимися подводят итоги урока. Намечают вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

Предлагаем несколько вариантов типов интегрированных уроков в 10-11 классах.

п/п

Тема урока

Класс

Тип урока

Дидактическая цель урока

Оборудова-

ние

урока

1

Особенности исторического и художественного раскрытия личности Бориса Годунова (по трагедии А.С.Пуш-кина «Борис Году-нов»).

10

Урок-портрет

Создать условия для осознания и осмыс-ления отношения к Борису Годунову как к исторической личности и худо-жественному образу через сопоставите- льный анализ исто- рических материа- лови художествен-ного текста.

Портрет Бо-

риса Году-

нова, фраг-

мент музы-

кального

произведе-ния, худо-

жественное

произведе-

ние.

2

Пётр I – историчес-кая личность и литературный пер- сонаж (по роману А.Н.Толстого «Пётр I»).

10

Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников

Создать условия для осознания и осмыс-ления отношения к Петру I как к исторической личности и худо-жественному образу через сопоставите- льный анализ исто- рических материа- лови художествен-ного текста.

Фрагменты из фильма «Петр I».

3

Историческая основа романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

10

Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников

Создать условия для осознания и осмысления истори-ческой основы ро-мана Л.Н.Толстова

«Война и мир».

Карта «Оте-

чественная

война 1812 г.», иллюст-рации к роману.

4

Тема гражданской войны в истории и литературе ( по произведениям И.Бабеля «Конармия», М.Булгакова «Белая гвардия», М.Шолохова «Тихий Дон»).

11

Урок-дискуссия

Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Репродукции картин художников, фрагменты музыкальных произведе-ний, худо-

жественные

произведе-

ния.

5

Проблема взаимоотношений творческой интеллигенции и советской власти (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

11

Урок-решение проблемных ситуаций

Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Статистические таблицы и диаграммы,

художествен-

ное произве-

дение.

6

Правда или очернительство? (размышления над романом В.П.Астафьева «Прокляты и убиты»).

11

Урок-размышление

Создать условия для сравнения и сопоставления различных точек зрения на известные исторические факты с текстом художественного произведения средствами технологии группового способа обучения.

Фрагменты из фильма «Штрафбат»,

художествен-

ное произве-дение.

7

«Роковые сороковые…» ( по произведениям Б.Васильева «В списках не значился», А.Бека «Волоколамское шоссе», А.Чаковского «Блокада», К.Симонова «Живые и мёртвые», «Я помню, Алёша, дороги Смоленщины…» ).

11

Урок-размышление

Создать условия для комплексного применения знаний и формирования умений средствами технологии группового способа обучения.

Репродукции

картин художников, фрагменты музыкальных произведе-ний, кадры военной кинохфрони-ки, художественные произ-

ведения.


Данные уроки воспитывают у учащихся такие патриотические чувства, как чувство гордости за Родину, уважение к истории своей Родины, способность на самопожертвование ради Родины и формируют гражданскую позицию подрастающего поколения.

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках превосходит все ожидания, так как необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Подобная практика проведения таких уроков на старшей ступени обучения способствовала дальнейшей работе по разработке системы интегрированных уроков для 8 класса.


Список литературы

1. Дорожкина Н., Нехорошева Т., Ковальчук О. Как готовить интегрированные уроки: история + литература. М., 2006.

2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.,1990.

3. Корсун Э.Н., Кудрявцева С.И. Интеграция структуры и содержания урока на основе межпредметных связей. // Образование в современной школе-2007.- № 5. - С.30-36.

4. Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика. // Преподавание истории и обществознания в школе – 2007.- № 10. - С. 12-14.

5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ