Педагогический проект «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Педагогический проект
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения».
Актуальность проекта.
1. В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую практику и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. [3;8-9]
2. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.
Теоретическое обоснование проекта.
Универсальные учебные действия представлены как коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [1;119]
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы наиболее эффективны групповые формы организации учебного общения:
- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
- взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
При реализации проекта мы опирались на принципы системно-деятельностного подхода, основанного на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Самыми плодотворными для решения этой задачи учитель считает уроки русского языка и литературного чтения с использованием разнообразных форм: слушаем, говорим, обсуждаем, выражаем собственные мысли.
Новизна проекта заключается: в создании системного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность на уроках литературного чтения.
Педагогическая технология
Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении литературного чтения и внеурочных занятиях.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы младшему школьнику выбирать различные виды коммуникативной деятельности;
- воспитание духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстро меняющемся мире на основе усвоения языка в целях коммуникации, речевого развития, саморазвития и становления ученика как личности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. [2;113]
Технологическая карта планируемых результатов начального общего образования коммуникативных УУД
УУД Составные компоненты (умения) УУД Способы (алгоритмы) формирования Учебно-тренировочные задачи Учебные ситуации
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
Осознавать цель общения Объяснение правил поведения при общении Для чего люди общаются? Кто говорит – кому - с какой целью
Осознавать разнообразие речевых ситуаций Умение ориентироваться в ситуации общения Умение говорить -слушать
Общение в быту
(обыденное /повседневное)
Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности Приведение примеров удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих Эффективное общение - умелая, искусная устная и письменная речь Риторический треугольник
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии Анализировать ситуацию Планирование сотрудничества Установление добрых уважительных взаимоотношений Речевая (коммуникативная) ситуации
Прояснение непонятных моментов Делиться мыслями и чувствами в заданной ситуации Виды общения и риторические действия (раскрытие понятий) Вежливые слова. Тон вежливой речи
Формулировать собственное мнение и позицию Делать простые выводы и обобщения Развитие умения сотрудничать в паре Обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких Вырабатывать умения учитывать различные обстоятельства общения, чтобы оно было эффективным
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов Поиск и оценка способов разрешения конфликта Быстро и правильно ориентироваться в условиях общения Проявление эмоциональной отзывчивости и доброжелательности в спорных ситуациях Хочу
(не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать потому, что…
Организация учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс в начальных классах ГБОУ ООШ с. Новая Рачейка Сызранского района осуществляется на основе УМК «Школа России» и учебников, в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Организация коммуникативной деятельности младших школьников осуществляется автором в различных формах филологического образования и литературного развития:
- на уроке:
формирование коммуникативных умений, основ учебной деятельности (интегрированный урок; урок-исследование; урок-игра; урок-праздник; урок-путешествие; урок-презентация; урок-творческая мастерская);
- во внеклассной деятельности:
групповые занятия, экскурсии, работа в библиотеке, музее, конкурсы творческих работ; олимпиады; интеллектуальные игры; проба пера.
Рассмотрим организацию работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на примерах урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность
Нами разработаны специальное содержание и формы организации занятий с детьми, которые стимулируют их учебное общение. Это уроки, темы которых доступны и интересны детям. Методика работы ориентирована на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, к которым относятся следующие умения младших школьников:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностно-ориентированный подход позволяет активно внедрять в практику проблемно-диалогическое обучение.
На уроках литературного чтения используются такие виды творческой коммуникативной деятельности, как изложение с творческим заданием, отзыв на эпизод, характеристика героя. При работе с учебником в первую очередь мы обращаемся к тем вопросам и заданиям, которые побуждают ученика актуализировать личный читательский опыт. Например, вопрос «Почему сказка называется «Сивка-бурка», ведь в ней много других героев?» или задание «Выпишите из текста прилагательные и определите, с какой целью использует их автор» формирует навыки анализа текста. Большой интерес у обучающихся вызывают тестовые задания. Реализовать личностно-ориентированный подход к обучению помогают и такие индивидуальные творческие задания, например, составить рубрику «Для любознательных» на основе материала статьи учебника.
Внеурочная деятельность
Разнообразие форм работы на внеурочных занятиях способствует познавательной активности, формированию коммуникативных универсальных действий. Это чтения-обсуждения, литературные игры, викторины, путешествия, а самое главное – чтение вслух и обсуждение прочитанного. Применяется решение «открытых» творческих задач, диалог. Приём решения «открытых» творческих задач учит терпению по отношению к чужому мнению, а это – хорошее свойство не только для учёбы. Учитель создает условия для детского творчества, то есть условия внутренней свободы, а чтобы занятия были увлекательными и в то же время более эффективными, на разных этапах работы использует интеллектуальные игры, викторины, шарады, ребусы, кроссворды и т.д.
Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность. Этому способствуют задания:
- изобразить символами характер литературных героев;
- с помощью аппликативного материала «одеть» своего героя, вчитываясь в текст, учитывая эпоху и ее особенности;
- на ощупь, через ткань темного мешка, нужно отгадать: какая вещь или предмет находится в нем и какому персонажу он принадлежит.
Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры, которые предлагают написать сводку погоды, шутку о дожде, поведать лесную тайну в форме письма и другие.
Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.
В итоге коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: дети становятся способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.
Результативность проекта
Нами организовано мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Данные мониторинга динамики уровня сформированности коммуникативных УУД детей представлены в таблице.
Коммуникация как условие передачи информации другим людям
Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать сформировано у 16% обучающихся, что в 3 раза превышает показатель 1 класса. Высокий уровень готовности к общению, взаимному контролю наблюдается у 25% обучающихся 2-го класса по сравнению с 14% обучающих 1-го класса. Сформирована на высоком уровне совместная деятельность у 33% обучающихся (1 класс – 21%). Доля обучающихся, которые позитивно взаимодействуют друг с другом в условиях совместной деятельности на высоком уровне выросла на 12%.
Кроме мониторинга, нами отслеживались метапредметные результаты. В целях нашего проекта представим динамику уровня коммуникативных УУД.
Результаты сравнительной диагностики сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий (по данным комплексной итоговой работы)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1класс 17% 66% 17%
2класс 8% 67% 25%
Положительная динамика - 9% +1% +8%
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Так, из 12 учащихся 2-го класса высокий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 25% обучающихся, что на 8% выше, чем в 1 классе. Низкий уровень уменьшился на 9% по сравнению с 1 классом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения перспективна. Анализ содержания обучения и наблюдение за учебной коммуникативной деятельностью младших школьников показали, что максимальное воздействие на степень сформированности коммуникативной успешности оказал комплекс коммуникативно направленных заданий и упражнений, которые были внедрены в учебный процесс. Это позволило устранить коммуникативные трудности учащихся и способствовало осуществлению их учебного общения в условиях ситуации успеха.
Библиографический список
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с
2. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход: Монография. – М.: Мнемозина, 2004. – 345с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ