Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа

села Новая Рачейка

муниципального района Сызранский Самарской области









Проект

педагогического эксперимента

по освоению и внедрению

современных образовательных технологий.





Автор проекта: учитель начальных классов





















2014





ВВЕДЕНИЕ

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». (В.Ключевский)


Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие, обеспечение успешности выпускника школы.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя начальных классов, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании и невозможностью решения этих проблем в формате традиционного подхода к организации образовательного процесса.


Решение данной проблемы потребовало инвентаризации педагогического инструментария, поиска новых подходов. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме, передовой педагогической практики позволили мне сформировать педагогическую идею программы: повышение качества образования в начальной школе возможно при использовании современных педагогических технологий (СОТ), которые будут направлены на:

  • формирование умений, необходимых для изучения школьных предметов;

  • повышение мотивации к учебной деятельности;

  • развитие аналитического и критического мышления;

  • формирование универсальных учебных действий (УУД);

  • на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные проблемы мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии дифференцированного обучения;

  • информационные технологии;

  • технология проектного –исследовательского обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии;

  • технология «Портфолио»

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование СОТ как средства повышения качества обучения учащихся в начальном звене.

Цель исследования заключается в определении влияния современных информационных технологий на учебную деятельность младших школьников.

Актуальность проекта:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

Цели инновационного проекта: Целью эксперимента является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.

Основные задачи, решаемые мной с внедрением инновационного проекта:

  • выбор СОТ для повышения качества обучения;

  • развитие ключевых компетенций учащихся;

  • повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;

  • формирование ключевых компетенций педагога;

  • включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий; технологии «Портфолио»; технологии развития критического мышления.

Механизм реализации проекта

  • Апробация отдельных элементов современных СОТ на уроках.

  • Диагностика полученных результатов (форма: тесты, контрольные работы) и коррекция применяемых методик с учётом личностно-ориентированного подхода в обучении

  • Внедрение в практику работы СОТ

  • Распространение педагогического опыта по реализации СОТ (открытые уроки, круглые столы на методическом объединении учителей начальной школы, семинары разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет и т.д.)

  • Опыт работы педагога будет распространяться через официальный сайт ГБОУ ООШ села Новая Рачейка Самарской области http://nrachsch.ucoz.ru/ (раздел «Обобщение педагогического опыта»)

Учащийся приобретёт навыки:

  • - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

  • - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

  • - грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения);

  • - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

  • - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.



Участники

Участники эксперимента: ученики 1-4 классы ГБОУ ООШ с.Новая Рачейка

Методика диагностирования в эксперименте

Методы диагностирования, которые будут применяться следующие: наблюдение, анализ документов и продуктов различных видов деятельности (учебной, творческой), тесты, итоговые работы, личные достижения учащихся т.д.

Сроки осуществления проекта:

Проект долгосрочный и осуществляется в период с 2012- 2015г. и состоит из нескольких этапов.

Этапы работы

Первый этап – анализ применения образовательных технологий на уроках, отбор необходимых СОТ, разработка и определение задач внедрения проекта.

Второй этап – практическая организация и внедрение проекта. Разработка и реализация.

Третий этап – анализ и обобщение результатов внедрения проекта.

1 этап Подготовительный. Организационный


- Планирование системы работы по созданию интегрированной образовательной среды;

- Создание банка методик современных образовательных технологий (СОТ);

- Реализация программы повышения квалификации педагога школы по использованию СОТ в образовательном процессе (продолжается в процессе всего эксперимента);

- Отбор методик, включающих технологии, формы, методы работы с одаренными детьми;

- Диагностика готовности учителей и учащихся к участию в эксперименте;

- Разработка критериев оценки и показателей эффективности опытно-экспериментальной работы.


2 этап Практический этап


- Проведение опытно-экспериментальной работы в соответствии с разработанной программой педагогического эксперимента (и в соответствии с программой развития школы);

- Проведение диагностических срезов в процессе и конце эксперимента. Отслеживание результатов через наблюдение, анализ документов и продуктов различных видов деятельности (учебной творческой), тесты, итоговые работы, выставки творческих работ и т.д.

- Введение в практику работы школы творческих проектов и др.

3 этап Аналитический этап

- Анализ результатов диагностических срезов, «Портфолио» одаренных детей – участников эксперимента, с целью подведения итогов соответствия результатов целям эксперимента.

- Распространение опыта работы педагога в школе, полученного в ходе эксперимента (участие в школьных, районных и городских семинарах, заседаниях методического объединения учителей начальной школы; участие с выступлениями на «круглых столах», проведение открытых уроков и мероприятий в течение всего периода эксперимента).


Принципы работы

Наиболее продуктивным я считаю технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я стремлюсь к систематическому повышению своего профессионального уровня путём прохождения курсовой подготовки, самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали задачи ученика – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат.

Поэтому, проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии дифференцированного обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии

  • технология проектного – исследовательского обучения;



Здоровьесберегающие технологии: регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках.



Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.

  • В конце урока предлагаю выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок. Основой моих приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность.

  • Смена видов деятельности – достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности! Поэтому, когда прозвенит звонок с урока, многие дети говорят, что не заметили, как пролетел урок, что совсем не чувствуют усталости при достаточно высокой интенсивности и продуктивности.

  • Используемые мною технологии относятся к личностно-ориентированным. Они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

  • Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. У многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их учебный день, порой превышает рабочий день взрослого человека. Это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием «школьных факторов». Необходимо учитывать также неблагоприятные социально-экономические условия жизни семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья.

  • Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю традиционные и современные образовательные технологии через призму здоровья сбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ