Планирование внеурочной деятельности по курсу "Речевой этикет"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 6
КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ УТВЕРЖДЕНА
приказом МОУ гимназии № 6 решением педагогического совета
от 30.08.2013 № _____-ОД от 29.08.2013 № 10
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания НМС
От 29.09.2013 № 4
Программа внеурочной деятельности
по русскому языку «Речевой этикет»
для детей 11-12 лет
(объём программы: 68 часов)
Направление: « Общекультурное »
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Соколова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
Волгоград, 2013
Пояснительная записка
Данная программа занятий внеурочной деятельности составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и программа курса «Речевой этикет», представленной в книге С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. – с. 120-123.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет факультативный курс «Речевой этикет», который предназначен для обучающихся 6-х классов средней школы, лицеев, классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. Программа, построенная от «простого» к «сложному», предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.
Программа «Речевой этикет» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения.
Курс интегрирован, отражает межпредметные связи этики, риторики, лингвистики, психологии.
Цели курса:
воспитательные: развитие нравственных качеств личности и, как следствие, изменение отношения к другим и самому себе, таким образом, формирование навыков социальной адаптации учеников, совершенствование их коммуникабельности, нужной человеку в любой сфере деятельности, воспитание толерантности как нормы поведения и жизни.
Образовательные: углубление лингвистических компетенций: языковой, филологической, коммуникативной, накопление знаний по риторике с целью их использования на практике.
Развивающие: привитие культуры речи и моделирование поведения учеников с целью повышения их общей культуры. Программа «Речевой этикет» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения от более простых, легко обучаемых форм к более сложным.
Задачи курса:
научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
Предполагаемые результаты:
1) изменение поведения обученных;
2) адекватность их речи конкретной речевой ситуации;
3) овладение навыками адаптирования в социуме;
4) повышение самооценки у прошедших курс.
Принципы:
1) учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
2) самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий;
3) наглядность работы, демонстрация процесса обучения.
Методы и приёмы:
-активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
-пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация;
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный.
Формы и методы работы:
-мини-лекции;
-практикумы с элементами исследования;
-семинары с элементами дискуссий;
-зачетная работа (тест);
-круглый стол – дебаты.
Методы деятельности обучающихся:
-частично-поисковые,
-эвристические.
Структура программы «Речевой этикет» включает 2 блока:
- этикет и речевой этикет 34 ч.;
- ведение диалога и монолога. 34 ч.
Первый блок
Тема 1. Этикет и речь. Речевой этикет.(8 ч.)
Подчинение этикета правилам общества. Условность этикетных знаков. Умение понимать и уважать чужие обычаи. Знание языка. Связь этикета и речи. Единство общих правил поведения и правил речевого поведения. Речевой этикет, как средство, регулирующее правила речевого поведения. Этикет внешнего вида.
Тема 2. Письма.(8 ч.)
Этикет личной переписки. Деловые и частные письма. Поздравительные письма.
Тема 3. Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими. (8 ч.)
Понятия о межличностных отношениях. Особенности общения со взрослыми. Изменение у младших подростков абсолютной ориентации на взрослых. Дифференциация видов общения со взрослыми.
Тема 4. Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и
самопознания. (2 ч.)
Межличностные отношения и общение. Общение со сверстниками.
Отношения деловые и личные (приятельские, дружеские).
Привлекательность и популярность человека в группе, коллективе.
Симпатии и антипатии. Сотрудничество и соперничество.
Самосознание. Формирование моральных и этических
качеств в коллективе.
Тема 5. Ролевое поведение.(3 ч.)
Ролевое поведение мальчика и девочки. Ролевое поведение в общественных местах.
Тема 6. Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…(5 ч.)
Принятие приглашения. Выбор подарка родным, знакомым, друзьям. Как правильно подарить цветы. Жесты, походка. Умение правильно вести себя за столом. Пользование ножом и вилкой. Как что следует есть. Как вести себя на отдыхе.
Второй блок
Тема 1. Правила ведения диалога.(8 ч.)
Виды речевой деятельности. Правила для говорящего и слушающего. Ведение спора. Доброжелательное отношение к собеседнику. Проявление вежливости. Умение смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность, не навязывать собеседнику собственных мнений и оценок, умение выбрать тему для разговора. Уважительное и терпеливое отношение к говорящему. Взгляды, мимика, жесты.
Тема 2. Учимся слушать собеседника.(3ч.)
Использование предметов или действий для передачи какой-либо информации. Правила поведения, касающиеся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Словесные и несловесные формы этикета. Черты характера, способствующие полноценному общению: тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность, умение слушать и желание понять другого человека, уважение его мыслей, настроения.
Тема 3. Речевой этикет и вежливость.(5 ч.)
Вежливость – проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней
нуждается. Деликатность и такт. Чуткость. Речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости. Признание достоинства личности. Многочисленные оттенки вежливости и невежливости. Телефонные разговоры. Умение правильно пользоваться телефоном. Основные правила телефонного разговора: краткость, точность, уважительность, благодарность.
Тема 4. Монолог. Устный ответ как вид монолога. Выбор темы для монолога.(10 ч.)
Тема 5. Приемы запоминания текста. Способы сжатия текста. Практикум по сжатию текст и его пересказу.(8 ч.)
Литература
М. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.
А, К, Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. М., «Просвещение», 1996.
М. Р. Львов. Риторика. Учебное пособие для учащихся. М. «Академия», 1995.
С. И. Львова. Язык в речевом общении. М. «Просвещение», 1992.
Ч. Далецкий. Практикум по риторике. Издательский центр А З. М. 1996.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Элементы содержания
Планируемые результаты
Педагогические средства
Форма контроля
Дата проведения
план
факт
1.
Этикет и речь. Речевой этикет.
Понятие поведения.
Мы живем среди людей.
1
Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные).
Уметь вести диалог.
Формы общения.
Беседа
2.
Понятие и функции этикета.
Этикет и этикетка.
1
Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Уметь определять сферы общения.
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Работа с текстом
3.
Этикет и этикетка.
1
Уметь вести диалог
Культура общения, вербальное и невербальное общение.
Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.
4.
История этикета. Как возникает этикет.
1
Этикет
5.
Национальные особенности этикета. Этикет народов мира.
1
Использовать правила речевого этикета.
Речевой этикет
Создание диалога
6.
Этикет внешнего вида.
1
Уметь соблюдать нормы речевого этикета.
Норма
Наблюдение над нормами этикетными.
7.
Как мы выглядим.
1
Уметь вести этикетный диалог
Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.
Наблюдение над речевыми ситуациями.
8.
Как мы выглядим.
1
Уметь использовать в речи особенности речевого этикета.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Беседа
9.
Письма.
Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется.
1
Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета.
Работа с пословицами, раскрытие их значений.
10.
Формулы речевого этикета.
1
Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения.
Наблюдение над текстом
11.
Формулы речевого этикета.
1
Уметь использовать речевые средства для разрешения конфликта.
Беседа
12.
Языковой паспорт человека.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты.
1
Уметь использовать формулы речевого этикета.
Ситуации
13.
Этикет личной переписки.
1
Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.
Создание ситуаций и подбор этикетных формул.
14.
Зачем, кому, о чем и как писать письма.
1
Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.
15.
Поздравительные письма.
1
Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.
Ситуация просьбы
16.
Практикум по написанию писем. «Напиши мне письмо…»
1
Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.
17.
Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими.
Правила и законы общения.
Почему нужны правила общения.
1
Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.
Уметь делать комплименты.
Комплимент
18.
Законы общения.
1
Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.
Виртуальная дискуссия.
19.
Законы общения.
1
Уметь соблюдать правила общения по телефону.
Диалог по телефону
20.
Понятие ролевого поведения.
Семь наших «Я».
1
Уметь отличать сленг от литературного языка.
Сленг
21.
Общение со старшими.
1
Уметь пользоваться этимологическим словарем.
Этимология
Словарные статьи.
22.
Роль сына, дочери, внука.
Загляните в мамины глаза.
1
Уметь использовать речевые формулы.
Разбор типичных коммуникативных неудач
23.
Сотрудничество.
1
Уметь использовать формулы речевого этикета.
Формы общения.
Беседа
24.
Общение с младшими.
Раздели печаль и радость другого.
1
Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Работа с текстом
25.
Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и самопознания.
Общение с ровесниками.
Роль друга, подруги.
1
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая
Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.
Культура общения, вербальное и невербальное общение.
Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.
26.
Общение с одноклассниками.
1
Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.
Этикет
27.
Ролевое поведение
Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.
1
Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы.
Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.
Речевой этикет
Создание диалога
28.
Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.
1
Уметь делать комплименты.
Норма
Наблюдение над нормами этикетными.
29.
Поведение в театре.
1
Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.
Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.
Наблюдение над речевыми ситуациями.
30.
Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…
Мы принимаем гостей.
1
Уметь соблюдать правила общения по телефону.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Беседа
31.
Мы приходим в гости.
1
Уметь отличать сленг от литературного языка.
Работа с пословицами, раскрытие их значений.
32.
Поведение за столом.
1
Уметь пользоваться этимологическим словарем.
Наблюдение над текстом
33.
Как развлечь гостей.
1
Уметь использовать речевые формулы.
Беседа
34.
Поведение на школьном празднике и на отдыхе.
1
Уметь использовать формулы речевого этикета.
Формы общения.
Беседа
35.
Правила ведения диалога.
Понятие диалога. Диалог и его виды.
1
Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.
Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Работа с текстом
36.
Правила поведения собеседников в диалоге.
1
Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.
Культура общения, вербальное и невербальное общение.
Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.
37.
Понятие вербального и невербального поведения.
1
Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.
Этикет
38.
Невербальное поведение в диалоге.
1
Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.
Речевой этикет
Создание диалога
39.
Вербальное поведение в диалоге.
1
Уметь делать комплименты.
Норма
Наблюдение над нормами этикетными.
40.
Выражение эмоции и оценки.
1
Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.
Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.
Наблюдение над речевыми ситуациями.
41.
Ведение спора. Что такое спор.
1
Уметь соблюдать правила общения по телефону.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Беседа
42.
Учимся спорить.
1
Уметь отличать сленг от литературного языка.
Работа с пословицами, раскрытие их значений.
43.
Учимся слушать собеседника.
Как слушать собеседника? Правила слушания.
1
Этикетное обращение местоимений Ты и Вы в русской речи.
Грамматические способы выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.
Уметь пользоваться этимологическим словарем.
Наблюдение над текстом
44.
Слушать и слышать.
1
Уметь использовать речевые формулы.
Беседа
45.
Как реагировать на поведение собеседника в диалоге.
1
Уметь использовать формулы речевого этикета.
Формы общения.
Беседа
46.
Речевой этикет и вежливость.
Приемы поддержания разговора.
1
Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способ разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.
Речевое поведение и доброжелательный тон во время спора. Основные правила письменного общения в дискуссиях, конференциях, чатах Интернета.
Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Работа с текстом
47.
Тематика разговора. Телефонный разговор.
1
Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.
Культура общения, вербальное и невербальное общение.
Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.
48.
Этикет телефонного разговора.
1
Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.
Этикет
49.
Вопросы и ответы в диалоге.
1
Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.
Речевой этикет
Создание диалога
50.
Обобщающий урок по теме «Устный диалог».
1
Уметь делать комплименты.
Норма
Наблюдение над нормами этикетными.
51.
Монолог.
Понятие монолога. Виды монологов.
1
Логичность, точность, дружелюбный тон речи. Правильное произношение имен, отчеств, фамилий.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением речевого этикета.
Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.
Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.
Наблюдение над речевыми ситуациями.
52.
Требования к монологу.
1
Уметь соблюдать правила общения по телефону.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Беседа
53.
Выразительность речи. Что такое выразительность речи.
1
Уметь отличать сленг от литературного языка.
Работа с пословицами, раскрытие их значений.
54.
Выразительное чтение текстов различных жанров.
1
Уметь пользоваться этимологическим словарем.
Наблюдение над текстом
55.
Как подготовить монолог.
1
Уметь использовать речевые формулы.
Беседа
56.
Устный ответ как монолог. Продуктивный и репродуктивный ответ.
1
Уметь использовать формулы речевого этикета.
Формы общения.
Беседа
57.
Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Отбор материала для ответа.
1
Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.
Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Работа с текстом
58.
Монолог-пересказ письменного текста, его особенности и разновидности.
1
Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.
Культура общения, вербальное и невербальное общение.
Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.
59.
Выделение смысловых частей текста и опорных слов для пересказа.
1
Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.
Этикет
60.
Практикум по пересказу учебного текста (на материале письменных текстов из учебников)
1
Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.
Речевой этикет
Создание диалога
61.
Приемы запоминания текста. Способы сжатия текста.
Запоминание текста. Приемы запоминания.
1
Речевая ситуация извинения: разные языковые способы его выражения.
Уметь делать комплименты.
Норма
Наблюдение над нормами этикетными.
62.
Сжатие текста. Приемы сжатия текста. Сжатый, краткий и подробный пересказ. Краткий пересказ письменного текста.
1
Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.
Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.
Наблюдение над речевыми ситуациями.
63.
Практикум по сжатию текста и его пересказу.
1
Уметь соблюдать правила общения по телефону.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Беседа
64.
Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Практикум/ устные рефераты по темам учителей-предметников.
1
Уметь отличать сленг от литературного языка.
Работа с пословицами, раскрытие их значений.
65.
Восприятие текста на слух.
1
Уметь пользоваться этимологическим словарем.
Наблюдение над текстом
66.
Пересказ текста, воспринятого на слух. Практикум.
1
Уметь использовать речевые формулы.
Беседа
67-68.
Обобщение изученного материала. Выразительное чтение и пересказ.
2
Заключительный урок. Использование этикетных выражений в речи
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ