«По лабиринтам жизненных ситуаций»
«По лабиринтам жизненных ситуаций»
Цели:
научить ребенка отстаивать свое собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было;
формировать умение отказаться от предложенных случайными людьми вещей, в том числе сигареты, алкоголя, наркотиков.
Все мы с вами очень разные: разные интересы, характеры, темпераменты. Но у каждого из нас бывают такие минуты, когда мы не знаем, как найти выход из создавшегося положения.
Жизнь – это вечный экзамен,
Да жаль, расписания нет.
В жизни мы часто тянем
Невыученный билет.
Давайте сегодня вместе разберем несколько сложных ситуаций, в которые может попасть каждый, попробуем найти выход из тупика, и подумаем, каким нужно быть, чтобы противостоять подлости, злу и обману и как говорить «нет», если чувствуем, что нас хотят втянуть в какое-то грязное дело.
Представьте себе на минуту теплый летний день. Мы на берегу реки, садимся в лодку, берем в руки весла и начинаем плыть по реке.
- Как должен управлять лодкой человек?
- Каким он должен быть, чтобы управлять лодкой?
- А если придется грести против течения?
- А можно ли справиться с сильным течением, водоворотами, не будучи умным лодочником?
- Можно ли сравнить реку с человеческой жизнью? Почему?
- Как вы думаете бороться с трудностями легко?
- Значит, чтобы противостоять трудностям, человек должен быть сильным, умным, решительным, мужественным, с твердым характером, сильной волей, осторожным.
1 ситуация из школьной жизни.
Твой друг уговаривает тебя уйти с последних уроков.
Давайте проиграем эту ситуацию.
Ты согласился. Домой идти не хочется, вы направились к игровым автоматам.
2 ситуация
Проиграв деньги, которые дали родители на завтраки, направляетесь домой. К вам подходит незнакомый парень и предлагает поиграть еще, так как ему скучно одному. Друг уходит, а ты остаешься. Наигравшись, вместе выходите из салона. По пути заходите в магазин. В конце отдела новый знакомый видит диск, о котором он давно мечтает. Денег нет, и он предлагает вам незаметно вынести диск, намекая, что деньги ведь он потратил на вас, а за долги надо платить, ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как быть?
Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшими туда мышками, вы хорошо знаете.
Запомните на всю жизнь:
- получая что-либо «бесплатно» у манипулятора, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром;
- расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью;
- втягивают в сети того, кто боится выглядеть дураком. Но что хуже: выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать как дурак, но выглядеть умным?
Как можно было бы избежать этих проблем? У вас было 2 возможности не попасть в мышеловку. Это отказаться уйти с урока и отказаться играть с незнакомцем. Этих неприятностей могло бы не быть, если б хватило храбрости сказать маленькое слово «нет». Люди часто попадают в затруднительное положение, потому что не умеют сказать «нет».
Существуют разные способы отказа:
«Упереться»: отвечать «нет» несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это будет свидетельствовать о твердом характере.
«Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему они так настойчивы?
Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно.
«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
«Задавить интеллектом»: если тебя убеждают, что это безвредно, безопасно, указать на то, что они просто не знают последствий.
Обходить стороной: если есть подозрение, что в компании не все благополучно, лучше отойти от нее.
Аргументировать отказ.
3 ситуация
Друг пригласил вас на свой день рождения. Там соберется компания, которая вам не нравится. И друга обидеть не хочется, и идти не хочется. Подумав, вы все-таки решили не пойти. Как быть в этом случае?
4 ситуация
Подруга или друг просят одолжить дорогую вещь. Вам не хочется давать свои вещи. Что вы ответите?
5 ситуация
Вы на вечеринке. Друзья предлагают вам выпить для храбрости. Уговаривают, берут на «слабо», высмеивают. Как поступить в этой ситуации? Какой способ отказа лучше применить?
Главное – пойми, что тебя хотят заставить сделать то, что делать не собирался.
Подумай: а зачем ему надо, чтобы я это сделал? Скорей всего твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду только ему, а не тебе.
Если тебя хотят «взять на слабо» - просто отвечай: «Да, мне это слабо».
Если начнут высмеивать: «Ты маменькин сынок!» Отвечай: «Да, я маменькин сынок, да еще и папенькин сынок».
4. Если тебя начнут уговаривать: «Да ты дурак, что отказываешься от такого дела!» Подумай: «А что это он так заботится обо мне?» и ответь: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И станет заметно, как пыл человека, который давит на вас, остывает: он понимает, что от тебя ничего не добьешься.
Но если вы все же попали в затруднительное положение? Как быть?
1. Жили – были 2 ослика. Они были очень дружными, ходили в одной упряжке. Но однажды случилось следующее… Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. В чем проблема? Как ослики решают проблему? Как дальше будут развиваться события?
Значит, для того, чтобы найти выход из создавшегося положения нужно хорошо все обдумать.
2. Путь по реке долог и труден. Но на пути у лодочника встречаются островки, где можно передохнуть, обдумать дальнейший путь, набраться сил. Это островки спасения. - Скажите, ребята, кто или что является для человека спасительным островом? - Когда бы вы обратились за помощью: в начале трудной ситуации или когда ситуация зашла бы в тупик?
Заключение:
- К кому бы ты обратился за советом?
- Какие качества характера ты бы взял с собой в плаванье по реке жизни?
- Знать, как сказать «нет» нужно для того, чтобы… (легче выйти из трудного положения).
- Но только знать их недостаточно, потому что… (надо иметь силу воли, суметь переломить себя, чтобы сказать «нет» и не попасть в затруднительное положение).
Наше общение подошло к концу. У каждого из вас своя река и своя лодка. Но реки бывают широкие и узкие, чистые и мутные, быстрые и медленные, полноводные и мелководные. Пусть ваши реки будут полноводными, широкими, чистыми. Не стойте на берегу, не плывите по течению, а уверенно управляйте своей лодкой и у вас все будет хорошо!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ