Подросток и родители: проблема взаимоотношений, 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов











«Подросток и родители: проблема взаимоотношений»


(10-11 класс)











Тупикин Павел Александрович

учитель истории и обществознания
















Екатеринбург

2013

На страницах многих современных книг по педагогике и психологии очень много внимания уделяется подросткам. Что и говорить, этот период является самым сложным в становление личности. Физически оставаясь еще ребенком, человек внутренне взрослеет, изменяются его интересы, увлечения. Нам сразу хотелось бы расставить все точки над «I» и заметить уважаемому читателю, что взросление связано в первую очередь с эволюцией интересов и не затрагивает область поступков и ответственности, которую подросток готов за эти поступки нести. Вместе с тем, значительная часть выходящих книг является недосягаемой для большинства читателей в связи с тем, что научный язык используемый психологами и педагогами – профессионалами – не всегда является понятным для современного читателя. Ну что с того, что он будет знать о различных формах девиации, фрустрациях, деструктивности, деликвентности, которой подвержены современные подростки. Ведь главное это не только теоретическая, но и практические рекомендации, которые может получить родитель. И должны эти рекомендации касаться самого важного: как научиться понимать своего ребенка, распознавать, где действительно затрагиваются его интересы, а в каких случаях его требования не более чем, желания удовлетворить собственные сиюминутные амбиции. Что делать, когда ребёнок не приходит домой ночевать, или когда он приходит в подвыпившем состоянии. Как быть, когда на замечания родителей их чадо отвечает откровенным хамством или просто, не дослушав, разворачивается и уходит восвояси. К сожалению теоретические изыскания и педагогические нравоучения не могут дать ответы на эти вопросы. Более того, в неопытных руках они могут лишь навредить, поскольку лишь увеличивают пропасть между родителем и ребенком. Вместо того чтобы понять в чём причина такого поведения их сына или дочери, попытаться что-то объяснить, помочь или поддержать, мамы и папы, пользуясь научной терминологией с высоты своего знания и опыта начинают читать своим детям нравоучения. Таким образом, есть, делать именно то, что делать ни в коем случае нельзя. В результате ребёнок замыкается, перестает доверять родителям, и проблемы только усугубляются.

Другой проблемой является псевдодоверительные, а если быть более точным, то просто попустительские отношения между родителями и детьми, когда последние могут рассказать о своих желаниях и проблемах, однако не получают серьезных качественных рекомендаций и в конечном итоге остаются с интересующими их вопросами один на один.

В данной книге речь пойдет о молодежи. В связи с этим весьма важным представляется определить, кто будет относиться к данной группе. Будет ли речь вестись о молодежи в целом, как о социальном феномене или разговор пойдет о конкретном поколении. Думается, что рассуждения общего характера в данном случае не способны принести пользы. Само понятие и отличительные черты, неоднократно исследовались социологами, психологами, культурными антропологами и т.д. Выявлено, большое число общих мест отличающих данную группу, предложены различные пути решения тех проблем, которые связаны с молодежью.

Более значимыми представляются те проблемы, которые связаны с молодежью, как конкретной социальной группой. Иными словами, речь в книге пойдет о современных нам юношах и девушках в возрасте от 13 до 18 лет. Это те люди, которые сейчас находятся на стадии взросления. Именно им предстоит жить в России. И от того какие взгляды, идеи и проблемы существуют у этого поколения во многом будет определяться то будущее, которое ждет нашу страну и её граждан. Что же собой представляет описываемая нами молодежь? Во-первых, это поколение, которое родилось в середине и второй половине ХХ в. Оно уже не знало советской системы с её идеологическими установками, воспитательными доктринами, представлениями о том, что «общественное должно быть выше личного». Во-вторых, это те подростки, на которых колоссальное влияние оказала западная культура. Фильмы, книги, интернет ресурсы, пропагандирующие индивидуалистическое общество массового потребления, привели к трансформации сознания подрастающего поколения.

Способствовали изменениям в мировоззрении молодежи и те социальные факторы, которые возникли в Российской действительности в конце 90-х гг. Дефолт 1998 г., связанный с ним экономический и социальный упадок, рост безработицы, сокращение бюджетных мест в ВУЗах, увеличение количества платных услуг в школах привели к тому, что значительный процент родителей тратил все свободное время и силы на то, чтобы прокормить семью. В этих условиях возможности уделить внимания детям, по настоящему вникнуть в их проблемы, помочь найти ответы на интересующие их вопросы, практически не оказывалось. Тот же процент родителей, который составлял экономическую элиту, также был занят увеличением своего капитала и вместо воспитания дети получали дорогие игрушки, которые не могли заменить дельный совет или просто разговор с самыми близкими людьми.

В результате описываемое нами поколение сочетает в себе черты внешней самостоятельности и внутренней инфантильности. Оно кажется независимым и очень жестко оберегает границы собственной свободы, не допуская в личное пространство никого из посторонних. Однако эта монолитность характера суть лишь внешнее проявление. Внутренне эти подростки ранимы, испытывают страх перед необходимостью самостоятельно реагировать на внешние обстоятельства. Зачастую они пытаются переложить ответственность за собственные промахи на внешние факторы, избежать ощущения ответственности за собственные поступки. Ранее взросление и самостоятельность при сохранении внутреннего ребячества в поступках создают гремучую смесь, существующую в отношении молодежи к запретному. Проблема как раз заключается в том, что современные тинэйджеры за редким исключение весьма скептически относятся к различного рода табу. Алкогольные напитки, сигареты, легкие наркотики, ранние сексуальные связи – вот очень и очень неполный перечень того, что подростки начинают пробовать в весьма и весьма юном возрасте. Делается это из стремления ускорить процесс взросления, желания доказать, что он или она не является синим чулком и идет в ногу со временем или просто из праздного любопытства. По сути в этом нет ничего нового, поскольку и раньше молодежь являлась той социальной группой, которая стремилась поскорее прикоснутся к запретному плоду. Однако размах этой деятельности, а самое главное, полное отсутствие чувства ответственности за совершаемые поступки – это характерная черта именно современных подростков.

Другим качеством этой социальной группы является определенная многоликость, вводящая в заблуждение их родителей и более старшее окружение. Дома - это как правило еще дети, играющие в компьютер в том числе и мультипликационные, различные развлечения типа парков отдыха. Из всего этого у родителей, и без того склонных видеть в своих чадах этаких маленьких ангелочков, складывается впечатление, к сожалению очень часто иллюзорное, что всё в порядке и проблем нет. Однако такое поведение является лишь одной из ипостасей ребенка, наряду с которой есть и другие. В своей компании представители молодежи одевают совсем иную личину. Это расфранчённые и даже развращенные подростки, желающие продемонстрировать собственную уникальность и от каждого мгновения жизни получать удовольствие, не думая о последствиях. Когда же эти последствия наступают, то становятся для них настоящим шоком, причиной различных депрессий и переживаний. Оригинален способ решения проблемы: как правило он предпочитает делать вид, что её просто нет, ничего не произошло, все идет своим чередом. Если же трудности сами собой не исчезают, начинается другое состояние: повышенная раздражительность, агрессия, стремление сорвать злость на других, будто кто-то виноват в возникших проблема. Родители, наблюдающие лишь внешнее проявление данных метаморфоз в настроении ребенка, списывают все на переходный возраст и тоже предпочитают ничего не замечать. Вообще слепая вера родителей в то, что именно их чадо не могут коснутся никакие сложности столь же уникально, сколько и трудно объяснимо. Несмотря на большое количество телепередач, статей в журналах и газетах, интернет ресурсов, повествующих о подростковых проблемах, все они уверенны, что их семью они миновали. Можно выделить несколько магистральных объяснений родителями «уникальности» своего ребенка, которому чужды проблемы молодежи.

Заблуждение 1. У моего ребенка нет от меня секретов, он мне полностью доверяет. Нужно отметить, что наличие тайн и секретов свойственно для всех без исключения – это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому наивным было бы полагать, будто дети держат родителей в курсе всего, что с ними происходит. Ситуация усугубляется и тем, что дети воспринимают родителей, как карающую инстанцию, опасаются гнева или насмешек с их стороны.

Заблуждение 2. Мой ребенок одинаков как дома, так и вне его стен. Одной из наиболее распространенных родительских ошибок является мнение, что их дети вне дома ведут себя точно так же как и в семье. Однако полагать так неверно в корне: любой подросток, находясь среди своих сверстников, пытается приобрести и сохранить определенный социальный статус. Поэтому его поведение среди друзей будет кардинальным образом отличаться от отношений с родителями. И если во втором случае ребенок старается проявить заботу, уважение, показать себя с лучшей стороны, то при общении с друзьями ситуация складывается совершенно иная.

Заблуждение 3. Все плохие отзывы о моем сыне (дочери) не соответствуют действительности. Данная позиция, являющаяся довольно распространенной, тесно перекликается с заблуждением № 2. Мы видим своих детей послушными и отзывчивыми рядом с собой (периодические вспышки агрессии или апатии, в данном случае, в расчет практически никогда не берутся) и считаем, что таковыми они являются везде. Поэтому, когда родителей, находящихся в плену этой идеи, приглашают в школу и говорят, что их ребенок курил, баловался алкоголем, пробовал легкие наркотические вещества, это вызывает недоумение и агрессию. Самым распространенным ответом родителей в данном случае является следующий: «Вы, наверное, что-то перепутали. Мой ребенок просто не мог этого сделать!» И вместо того чтобы попытаться решить проблему, родители как правило стараются ее не замечать добровольно погружаясь в мир иллюзий о собственных детях.

Заблуждение 4. Я держу ребенка в строгости и могу тщательно контролировать ситуацию. Это наиболее распространенная позиция в семьях с жестким авторитарным типом воспитания. Родители, как правило, стараются регламентировать каждый шаг своего чада, наказывая его за малейшие провинности. Это позволяет им прийти к убеждению, что дети никогда позволят себе ничего, выходящего за рамки представления взрослых о хорошем воспитании. Однако здесь строгих мам и пап подстерегает сильное разочарование: в один прекрасный миг дети просто на просто устают от тотального контроля и пытаются создать для себя личное, скрытое от родителей пространство. Более того, они стремятся попробовать все то, что взрослые им пытаются запретить. И как только родители слегка ослабляют контроль, успешно реализуют все задуманное, сталкиваясь при этом с огромным количеством неожиданных проблем. Парадокс заключается в том, что за советом и помощью они снова идут отнюдь не к мамам и папам. И причиной тому опять же служит страх родительского наказания.

Заблуждение 5. Мой ребенок занимается спортом и поэтому ведет здоровый образ жизни. Практика показывает, что ситуация в целом носит противоположный характер. Подросток до такой степени устает от учебных и спортивных нагрузок, что, улучив момент, когда родителей нет поблизости, он стремится расслабиться, выбирая для этого отнюдь не самые социально одобренные формы.

Заблуждение 6. Мои дети хорошо учатся и не способны совершить дурных поступков. Синдром «отличника», за редким исключением, лишь подтверждающим правило, так же не выдерживает никакой критики. Наличие или отсутствие у ребенка интеллектуальных способностей никаким образом не влияет на его стремление стать частью «мира взрослых». Авторам, непосредственно соприкасающимся в своей деятельности со школой, известно немалое количество подростков – отличников, испытавших на себе все прелести взрослого мира и их последствия.

Заблуждение 7. Мой ребенок еще слишком мал, чтобы иметь дурные интересы. Довольно частое заблуждение, распространяющееся на детей в возрасте 10-14 лет. Однако статистика опровергает данное утверждение: большая часть подростков впервые пробуют алкоголь в 10-11 лет (инициаторами этого, как правило, являются сами родители), средний возраст потери девственности в последние годы имеет тенденцию к постоянному снижению. По оценкам самих же подростков, другая жизнь, скрытая от глаз родителей, появляется у них уже в 4-5 классе.

Заблуждение 8. Я откровенно поговорил со своим ребенком, и он все осознал. В данном случае, в действие вступает принцип «запретный плод сладок». Поэтому одного разговора отца с сыном или матери с дочерью явно бывает недостаточно. Подобная беседа лишь подогреет любопытство, вызовет желание ребенка на собственном опыте убедиться, так ли уж страшны те вещи, которыми пугали родители.

Заблуждение 9. Мой сын (дочь) слишком ответственный, чтобы совершить что-либо. Данная позиция в какой-то степени перекликается с «синдромом отличника» - любому даже самому ответственному подростку не чуждо чувство любопытства, желание познать то, что определяется взрослыми в качестве табу. Играет определенную роль и стремление подтвердить свой статус среди друзей, одноклассников, желание продемонстрировать свою исключительность, в конце концов, взрослость.

Заблуждение 10. Наш ребенок любит нас и не станет нас огорчать. Как правило, желание не допустить родительских переживаний вызывает лишь увеличение детских тайн, а отнюдь не отказ от потенциальной возможности получить удовольствие.

Целью настоящей работы не является обличение детей перед родителями, авторы ни в коей мере не стремятся к тому, чтобы каким либо образом заставить родителей подозревать своих родитиелей во всех смертных грехах. Напротив, главной нашей задачей является убедить родителейв том, что их дети значительно раньше, чем они полагают, становятся взрослыми. И им нужен совет, помощь и поддержка. И очень важно, чтобы она пришла именно со стороны родителей, поэтому в данной работе будет разбираться ряд ситуаций, в том числе, происходивших на самом деле, позволяющих многое понять о проблемах и чаяних современных подростков и избежать повторения подобных казусов с вашими детьми. Для этого необходимо внимательно прочитать все написанное в данной книге, без нервного смеха, без возмущения, без фраз: "это все придумано", "этого не может быть", "мой ребенок не имеет к этому отношения". К сожалению в нашей жизни бывает всякое.

Поэтому лучше быть бдительным, вовремя замечать те изменения, которые происходят в сознании вашего сына или дочери. Постараться помочь им дать ответы на интересующие их вопросы. Необходимо заметить, что на сегодняшний день родители пытаются переложить ответственность за воспитание детей на внешние социальные институты. В первую очередь школу. Считая, что самое главное - это поддерживать теплые и гармонические отношения в семье. Школа обременённая стандартами, нормативными документами, не может и наверное сейчас и не должна вникать в подробности каждого из своих подопечных. Поэтому возникает ощущение ненужности, одиночества. В результате, ребенок решает свои проблемы сам, и сам же находит ответы на интересующие его вопросы, что зачастую не приводит ни к чему хорошему. Поэтому злободневной проблемой остается необходимость понять чаяния ребенка, найти с ним общий язык, даже если это, на первый взгляд, кажется необычайно сложным, помочь ему в его проблемах































Список использованной литературы.

  1. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.

  2. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

  3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

  4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.

  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

  7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ