«Посеешь поступок - пожнёшь привычку»
«Посеешь поступок - пожнёшь привычку»
Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные нормы жизни.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход занятия
I. Сообщение темы и цели занятия.
– У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность.
Тема нашего занятия «Посеешь поступок – пожнёшь привычку».
II. Игра «Имя и эпитет»
– Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что – то новое. Вот и опять я приоткрыла занавес вашей души, прочитав ваши анкеты «Что я могу сказать о себе». Из них я узнала, что …
Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.
– Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Спасибо! Итак, сделан ещё один шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие мы вместе?» была разгадана.
III. «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.
– В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.
– Приведите примеры полезных (зарядка, правильное питание, уважение к окружающим), вредных (неправильное питание, лень, проявление грубости)
и опасных (алкоголь, курение, наркомания) привычек.
– Как же можно «вырастить» привычку?
– Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
– Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
– Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… – Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.
– Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?
– Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
– Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?
– Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
– Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?
IV. Физминутка.
V. Один итальянский писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».
– Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я».
Ситуация 1
Мама каждый день говорит Наташе:
-Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
-Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа.
- Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой,- говорит мать.
Что вы посоветуете Наташе и маме?
Ситуация 2
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
- Мама, купи мне Деда Мороза.
-Не могу, сынок, осталось мало денег.
- Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.
Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?
Ситуация 3
Ваня и Алан – друзья. Они вместе ходят в школу и обратно. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Ваня учится хорошо. Алан – не очень. Ваня по – доброму относится к Алану, регулярно даёт ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
Как вы думаете, ребята?
Чем отличается «добрый» человек от «добренького»?
Ситуация 4
Максату подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
- Совсем невоспитан,- подумал Максат, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Максат занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максат смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?
Игра – проблема «Да - нет – может быть» (На доске написаны слова «Да», «Нет», «Может быть». Учитель читает ситуацию. Ребята должны подойти к тому слову, которое является решением ситуации. )
• Можете ли вы взять чужую ценную вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает?
• Вы идете по парку и едите из пакета жареный картофель. Пакет опустел. Вы его бросаете тут же.
• В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Татьяна Михайловна!» Права ли Аня?
• Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
• Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
• Вам подарили две одинаковых игрушки. Вы недовольны.
VI. Работа в парах.
– Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми (задание на листах).
Справедливость, эгоизм, злость, милосердие, болтливость, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, жадность, выдержка, честность, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, зависть, трусость.
– Какие качества человека отнесли к недостаткам?
Ответьте пословицами.
Гнев – враг человеку, а разум его друг.
Зависть – это худший из людских пороков.
Пчела жалит жалом, а человек – словом.
Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – себя и другого.
Человек – хозяин своих настроений.
От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной ложью, – никогда.
Недоброе слово больней огня жжет.
Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.
– Какие качества вы оставили? Почему? Есть ли они у вас?
VII. Волшебный стул (учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других)
Волшебный стул помогает узнать людям о своих положительных качествах, достойных уважения.
Предлагаю назвать качества одноклассника, достойные уважения. На лучиках солнца записывает называемые учениками качества. После этого ребёнку дарится солнышко с лучами.
Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе.
VIII. Итог занятия.
– У каждой группы написано начало фраз, с которых они должны начать свой ответ.
Нам понравилось…
Нас удивило…
Нас поразило…
Нас расстроило…
Мы восхищены…
Нам интересно…
Нам не удалось…
Вернуться к ожиданиям
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ