Пример выхода из конфликтной ситуации







ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «Олимп»





Пример выхода из конфликтной ситуации в школе.







Подготовила Шалимова Наталья Владимировна

Заместитель директора ГОУ ЦО «Олимп»









Москва 2013

Пример выхода из конфликтной ситуации в 7-м классе Центра образования «Олимп».

Конечно, бывают ситуации, когда в классах возникают конфликты, хотелось бы этого избежать, но не всегда получается. В центре событий часто оказываются дети непростого поведения, или, как мы их называем, девиантного. Такой ребенок может не выполнить домашнее задание, нагрубить одноклассникам и даже взрослым. Если классный руководитель говорит, что перепробовал все меры, но ребенок не реагирует на замечания и не слушается, я, как заместитель директора поступаю следующим образом: стараюсь выслушать классного руководителя и обязательно поговорить с ребенком. И как бы тяжело ни было, стараюсь беседовать, не повышая голоса, очень ровным тоном — и с ребенком, и с учителем. И всегда говорю коллегам: учитель старше, мудрее и должен предвидеть конфликт, постараться направить поведение ребенка в нужное русло, ведь это тоже работа учителя. Только нельзя усугублять конфликт собственным раздражением и криком. А если ребенок агрессивный, тем более не допускать агрессии в его присутствии и вообще в присутствии детей.

Бывает, ребенок дома лишен элементарной ласки и достаточно его просто по головке погладить или руки коснуться: «Какая ты умничка!» Если видите агрессию, не отвечайте тем же, а лучше расскажите, что такое поведение неправильно. Удивитесь агрессии! Чтобы ребенок видел, что она может восприниматься не как в его семье и окружении — буднично, а как будто это что-то ненормальное.
Больше всего конфликтов возникает между детьми в переходном возрасте. В прошлом году к нам в школу в 7 класс пришла новенькая девочка Юля. Школа у нас со спортивным уклоном, кроме основных занятий, дети ещё тренируются по 2 раза в день, занимаются волейболом. Дети приходят к нам в школу с 5-го класса, волейбол - игра командная и к 7-му классу уже формируется костяк команды, есть лидеры. Юля никак не могла наладить отношения с классом, такие отношения, в которых она видела себя лидером, к чему она привыкла в своей старой школе. Ей казалось, что ее обижают и не любят, причем не только одноклассники, но и учителя, и классный руководитель и тренер.

Дети не принимали «новенькую», поэтому она пыталась защитить себя грубостью, старалась одеваться не как все, иногда даже вызывающе, грубила. Конфликт дошёл до того, что, когда на очередных соревнованиях Юлю не поставили в основной состав, девочка отказалась идти в школу, ушла из дома и три дня жила у бабушки, считая, что мама её не поддерживает.

Классный руководитель беседовала с девочкой, с классом, старалась их примирить — ничего не получалось. Ребята ее словно не слышали.
Я начала работать с этим конфликтом. Выслушала классного руководителя, та рассказала, что девочка уже начала пропускать уроки, что даже на любое, самое легкое замечание она реагирует неправильно, грубит одноклассникам, что ещё больше способствует конфронтации.

Я стала анализировать причины, смотреть, какая семья. А там далеко не все благополучно: воспитывает одна мама, материальное положение на низком уровне. Я посоветовала классному руководителю дать девочке возможность как-то раскрыть себя. Можно ведь обратить внимание и на то, как хорошо рисует, и на то, какой замечательный вырастила цветок в классе. То есть классный руководитель должен помочь ей показать себя, чтобы к ней не было пренебрежения, чтобы дети увидели ее достоинства. Ведь она, как ёжик, иголками наружу! Все это я попыталась объяснить классному руководителю, стараясь делать это тактично. Также состоялся разговор с тренером. Я просила быть с девочкой помягче, давать ей возможность участвовать в соревнованиях, постепенно вводить её в состав команды.
У девочки было увлечение, она начала ходить в школьный кружок по рисованию. Я обратила внимание, что Юля очень активно участвует в школьных художественных конкурсах, всегда приносит свои работы. Почему бы не организовать в классе выставку ее работ? Это было сделано. К годовщине Победы в Великой отечественной войне в нашем округе проходил конкурс рисунков «Война глазами детей», Юлина работа заняла в нём 2 место. Ей был вручен подарок от Управы, почётная грамота, которая была помещена на доску почёта школы, также я наградила и весь Юлин класс грамотой за эту победу. Одноклассники искренне радовались Юлиному успеху.
Следующий мой шаг был таким: я побеседовала с девочкой. Но сделала это не в своём кабинете, а в её классе, потом попросила помочь мне в подготовке очередного номера школьной газеты, ввела её в состав редколлегии школы. Она откликнулась, стала мне помогать, а я старалась понять, в чем причины ее недовольства. И одновременно рассказывала ей о ее одноклассниках, особенно о тех, с кем у нее произошел конфликт, рассказала, что Дима- отличный фотограф, Катя- победительница окружной олимпиады по английскому языку, Оля -очень хорошо вяжет, Катя очень хорошо готовит и. т. д. Она призадумалась: может, и правда не все так плохо.
Потом у нас появилась возможность подарить девочке набор очень хороших красок и художественных кистей, как поощрение за победу в очередной художественной выставке!

Тренер предложил Юле выпускать стенгазету «Из жизни нашей команды». Девочка с удовольствием откликнулась на это предложение. Ребята - одноклассники приносили ей свои стихи, фотографии. Вместе они обсуждали очередной выпуск газеты. Оказалось, что Юля очень хорошо владеет компьютером. Она предложила начать съёмки фильма о жизни класса, чтобы в конце 11- го класса показать его на выпускном вечере. Сделала мультимедийную презентацию «Мой класс», с которой выступила на школьном конкурсе.

При разговоре с одноклассниками, я поняла, что отношение к девочке стало меняться, Юля перестала грубить ребятам и учителям, её стали приглашать в гости одноклассники. В школу девочка стала ходить с удовольствием. Улучшилась успеваемость, и в спорте наметился прогресс.

Конечно, классный руководитель обратила внимание на это и похвалила девочку.

Если разобрать этот конфликт, то я считаю, что совместными усилиями удалось перевести его из деструктивного в конструктивное русло. Если бы не было этого конфликта, может никто никогда и не узнал, насколько Юля талантлива.

В этом конфликте большую роль сыграло то, что всем участникам конфликта была дана возможность «выпустить пар», высказать открыто взаимные претензии. После этого оказалось, что «не всё так и плохо»…

Когда впервые я беседовала с Юлей, она ожидала, что я её тоже буду ругать, вместо этого я похвалила её художественный талант, отметила, что у неё очень красивая причёска. Вместе с ней мы записали на бумаге все её претензии и вместе попробовали найти пути и варианты их решений.

В конфликте не искались виновные. Юле была дана возможность «сохранить своё лицо». Тренер извинился перед Юлей за то, что обозвал её, когда на соревнованиях она не смогла взять подачу, объяснил её ошибки.

В классе создалась обстановка взаимного доверия, заинтересованности общим делом, ребята поняли, что новенькая девочка - личность, и личность незаурядная, стали её уважать и ценить.

Сейчас Юля уже в восьмом классе, и я искренне надеюсь, что ей удалось стать полноправным членом коллектива класса и школы, и её дальнейшее пребывание в стенах нашего учебного заведения принесёт пользу и удовольствие всем его членам. Надо направлять энергию ребенка в нужное русло. А самое главное — дать понять, что он любим, что он человек и он ценен!





4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ