Приёмы формирования опыта общения при использовании групповых способов обучения, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий

С Т А Т Ь Я «Приёмы формирования опыта общения при использовании групповых способов обучения, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий»

Автор: учитель начальных классов Корниенко Ирина Борисовна

Московская область, г. о. Орехово-Зуево, МОУ СОШ №1



В 2011 – 2012 учебном году начальная школа во всех образовательных учреждениях страны перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС НОО ставит конкретные задачи модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. 

В современной школе по-прежнему преобладают фронтальные методы обучения. Но наряду с фронтальной и индивидуальной формами организации деятельности учащихся на уроках, всё большее признание получает групповая форма обучения (далее ГСО).

Что же такое форма обучения? Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.

В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.

Принцип организации групповой работы заключается в непосредственном взаимодействии членов группы, выполняющих определённое задание, в их совместной, согласованной деятельности, направленной на получение результата.

Групповая форма работы создаёт благоприятные условия для обмена информацией, для взаимного контроля и взаимопомощи.

Работая в группе, дети чувствуют себя свободнее, так как ответ каждого контролируется не учителем, а самими учащимися. Это позволяет ребятам смелее и увереннее высказывать свою точку зрения. Кроме того, ГСО оказывается эффективнее и по затрате времени на выполнение задания. Этому способствует распределение обязанностей между членами группы и их совместная коллективная деятельность.

С первого класса необходимо приучать детей работать в паре. Цель этой работы заключается в том, чтобы научить детей общаться друг с другом, вести диалог, развивать диалогическую и монологическую речь. Необходимо научить детей не только слушать своего партнёра, но главное «слышать»; уметь доказывать свою точку зрения.

Со второго класса целесообразно объединять детей в группы по 4-6 человек.

Групповая работа — это, прежде всего, игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, т. е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять.







Для успешной работы мы с детьми выработали следующие правила.

  • ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

    • Говорить по-очереди, не перебивая друг друга.

    • Когда скажешь своё мнение, спроси остальных: «Вы согласны? А вы как думаете?».

    • Если то, что тебе говорят, не совсем ясно, обязательно переспроси, постарайся понять. Это очень важно!

    • Помни, ты не один, есть и другие, которым нужна твоя помощь.

    • Работать надо дружно и не ссориться.

    • В случае возникновения разногласий пригласить учителя.

    • Вместе можно сделать даже самое трудное дело.

    •  Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

















Вначале дети объединялись в группы по желанию. Группы, сформированные по желанию учеников, не всегда носят обучающий характер. И был сделан вывод, что данный подход к формированию групп нежелателен, так как в одной группе были одни мальчики, а в другой девочки; в одних группах были сильные дети, а в других – слабые. Также формировались группы по случайному принципу (некоторых учащихся не захотели брать в свою группу одноклассники) и т. д. Работа в группах, сформированных случайным образом, не всегда эффективна. Поэтому сейчас дети работают в основном в группах постоянного состава, но иногда бывают группы, в зависимости от ситуации, сменного состава.

При групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе: ведущий (этот ученик руководит работой группы) и секретарь, ученик, который ведёт протокол ответов каждого ученика. Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т. к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, ребята самостоятельно выбирают ведущего и секретаря. Ведущий руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все высказывали своё мнение. Секретарь фиксирует в бланке ответы участников, а потом на основе своих записей подводит итог работы каждого. В конце урока ведущий анализирует работу группы, начиная с положительных моментов, и даёт в доброжелательной форме рекомендации детям, у которых что-то не получилось, например, постараться выучить таблицу сложения с переходом через десяток.

Я стараюсь, чтобы в роли ведущего побывали все дети. Сначала это сильные учащиеся, затем дети со средним уровнем обучения и в последнюю очередь – дети с низким уровнем обучения, так как наглядный метод обучения положительно влияет на обучение и развитие слабых учащихся.

Иногда хозяйкой в группе бывает Дружба. Хочется дать детям больше самостоятельности. Самостоятельность - важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в современном мире, характеризующее особенность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность. 

Групповая работа может быть частью урока, когда после объяснения и фронтального закрепления нового материала, дети в группе практически отрабатывают задания: совместно делают упражнения, решают примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, находят способы решения заданий. То есть идёт первичное закрепление нового материала, а затем в течение 7-8 минут дети самостоятельно закрепляют новый материал.

Или целый урок - групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся. 

Какие задания можно использовать для групповой работы на уроках математики.

  • Практически каждый урок начинается с разминки или как мы говорим

с «гимнастики для ума».

  • Это могут быть ребусы с числами (по2л, о5, 100лица, Р1а, с3жи).

  • Игра «Слово рассыпалось». ( ИМАТАКАТМЕ (математика), ЖОСЕЛИНЕ

  • (сложение), ШЬБОЛЕ (больше), ВНЕУРАЕНИ (уравнение) и т.д.

  • Теоретические вопросы на знание математических понятий.

  • Магические квадраты, головоломки.

  • Грамматическая арифметика.

Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

Ба + приятный полезный напиток = голос с низким тембром ( Басок)

До + рожки у улитки =? (Дорожки)

До + зарытые в земле ценности = ? (Доклад)

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = ? (Досада)

Кар + знак препинания =? (Карточка)

Работа проводится в виде соревнования групп: «Кто быстрее?», «Умники и умницы», «Юные математики».

  • Обязательным этапом урока является проверка домашнего задания.

Работая над темой «Табличное умножение и деление», учащиеся в группе проверяют знание таблицы умножения и соответствующие случаи деления, задавая друг другу примеры. Детям, которые не знают таблицы, предлагают несколько раз повторить ответ.

Также можно проверить решение задачи, предложив ученику, который испытывает трудности при решении задач, прокомментировать её решение. Если задача решена неверно, объяснить правильный ход решения.

  • Следующий этап урока – Устный счёт.

Чтобы повысить интерес к предмету, детям предлагаю разнообразные задания. Обязательно использую на уроке игровые приёмы обучения.

1) «Какая группа первая?».

Детям предлагается вставить в числовое выражение математические знаки и скобки, если необходимо, чтобы получилось верное равенство.

Например: 4 * 8 * 30* 3 = 22 [4 + 8 + (30 : 3) = 22]

2) Найдите ошибку в примерах, которые решали Знайка и Незнайка.

3) Игра «Кто кого!». Компьютер предлагает детям числовые выражения, в зависимости от изученного материала, на время. Группа, которая первая справилась с заданием, встаёт. Проверка с компьютера.

4) Блицтурнир.

Учащимся предлагаются тексты задач на карточках. Дети самостоятельно записывают в карточке только решение, затем проводится проверка в группе и фронтально. Количество задач соответствует количеству групп, так как каждая из них объясняет решение одной задачи.

Например.

У Вани 9 машин, а у Вовы – 3 машины. Сколько машин у Вани и Вовы вместе?


У Вани 9 машин, а у Вовы 3 машины.

На сколько больше машин у Вани, чем у Вовы?


У Вани 9 машин, а у Вовы на 3 машины больше. Сколько машин у Вовы?


У Вани 9 машин, у Вовы 3 машины. Во сколько раз

у Вовы меньше машин, чем у Вани?


У Вовы 3 машины, а у Вани в 3 раза больше. Сколько всего машин у Вани и Вовы?


У Вани и Вовы 12 машин. Сколько машин у Вани, если у Вовы 3 машины?



Этот вид деятельности позволяет отработать разные типы задач.

5) Чтобы развивать логическое мышление учащихся, усложняются задания:

- вместо чисел в задачу вставляются буквы и дети, после обсуждения в группе, записывают решение задач буквенными выражениями.

Например. В одном мешке было х килограммов картофеля, а в другом – в килограммов картофеля. Сколько кг картофеля было в двух мешках? ( х + в)

- Мама купила 5 кг яблок и груши. Сколько всего килограммов фруктов купила мама? (Задачу нельзя решить, так как не хватает данных о грушах.)

- Папа купил 3 эскимо и 4 пломбира. Дочка сказала спасибо. ( Это не задача, так как нет вопроса.)

Решая такие задачи, дети закрепляют знание о том, что задача - это рассказ, но не любой. В задаче обязательно должны быть числа и вопрос.

Также можно предложить рисунки, чертежи к задачам. Задание: составьте устно текст и решите задачи.



?


3 ?, на 4 больше

?


3 ?, в 4 раза больше






Учащимся можно задать вопросы: 1) Что общего в этих задачах? 2)Чем они отличаются?

Решая задачи на кратное сравнение, можно предложить краткую запись и задания: составить текст задачи, найти ошибку в записи и решить их. Данный тип задач решается обязательно в сравнении.

Кругов – 20 Кругов – 20

на ? больше во ? раз квадратов больше

Квадратов – 4 Квадратов - 4



  • У многих детей плохо развиты графические навыки письма, поэтому

на каждом уроке есть минутка чистописания. Но мы не просто отрабатываем правильное и красивое написание цифр. Чтобы заинтересовать детей, можно предложить им разнообразные задания, использовать разные формы работ.

  1. Детям предлагается записать числовое выражение и вычислить их значение:

- учащиеся обсуждают в группе запись, если всем понятно, числовое выражение проговаривается ещё раз и дети, записывают его в тетрадь;

- в другой раз числовое выражение записывается самостоятельно, затем ребята в группе сравнивают записи.

Например: частное чисел 36 и 9 увеличить в 7 раз. Результат равен 28. Значит, дети в чистописании пишут число 28. Обязательно даём характеристику числу. Каждая группа называет один признак числа. Это позволяет удерживать внимание, так как условие не повторяться.

Далее идёт работа с данным числом:

  • Составьте и запишите четыре числовых выражения с результатом 28.

  • Составьте уравнение, где вычитаемое равно 28.

  • Составьте и запишите решение задачи, в которой ответ будет равен 28.

Если это урок закрепления знаний, умений и навыков, то все этапы работы проводятся в группе, и дети за каждый правильный ответ получают баллы. Напомню, группа, которая справилась с заданием первой, встаёт – это помогает быть объективным, так как дети, поднимая руки или сигнальную карточку, спорят между собой – кто был первым. В конце таких уроков считаются баллы, и объявляется группа – победитель. На стол ставится флажок победителя.

  1. Игра «День и ночь».

Ребята ложатся на парту, закрывают глаза и считают в уме – это «Ночь»:

45 : 5 · 2 : 3 · 5 : 10 · 9 = (27)

«День». Дети «просыпаются» и записывают результат на полях в тетради, затем проверяют в группе. Далее фронтальная проверка. Если ответы разные, считаем по действиям, каждая группа комментирует своё действие. Количество действий соответствует количеству групп.

  1. Или предлагается решить уравнение, но усложнённое.

Например: Х + 14 = 42 – ( 5 · 2) Учащиеся, узнав значение Х, прописывают это число.

  1. Чтобы отработать порядок действий, диктуется числовое выражение, дети самостоятельно записывают 14: (12 - 5) + 9 · 4 – 30 = (8)

Сначала ученики проверяют, как записано числовое выражение, затем в группе

По-очереди выполняют задания:

а) расставить порядок действий;

б) вычислить.

5) Интересны детям задания, связанные с развитием логического мышления.

- Из ряда чисел выберите «лишнее»: 6, 8, 24, 22, 30, 36. Дети обсуждают в группе, какое число «лишнее», затем фломастером на листочке пишут число и выходят к доске представители групп. Те дети, которые пошли по пути наименьшего сопротивления, показали 6 или 30, объяснив, что 6 – однозначное число, а 30 - круглое. Только две группы пришли к выводу, что это число 22, так как идёт увеличение числа 6 сначала в 3 раза, затем в 4 раза и т. д. Далее дети записывают этот числовой ряд в тетрадь и выполняют задания:

- Что объединяет эти числа ? (это числа натурального ряда, чётные, так как делятся на два поровну)

- На какие две группы можно разбить эти числа? (однозначные и двузначные, круглые и некруглые)

Чтобы отработать запись числа 22, можно предложить следующие задания:

- представить число 22 в виде суммы разрядных слагаемых;

- составить числовое выражение на порядок действий с результатом равным 22.

6) На уроках математики я стараюсь сохранять межпредметные связи. Мы записываем числа, связанные с литературой, окружающим миром, русским языком. Дети дружно работают в группе, вспоминая, что кроется за этими числами.

Например, дети пишут 9, 3, 4, 78, 21, 1. Вопрос: « Какая информация с уроков окружающего мира связана с этими числами? (9 планет, Земля третья от солнца, 4 океана, состав воздуха – 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа)

Или: 1799, 5, 1837,6, 38, 12. Какая информация с урока литературного чтения связана с этими числами? (1799 г. – год рождения А.С.Пушкина, написано 5 сказок, 1837 – год смерти поэта, 6 – число его рождения, 38 лет прожил, в 12 лет поступил в Царскосельский лицей)

- 33, 6, 21, 10, 2, 36, 4. Вопрос: «С каким учебным предметом связаны числа?»

(33 буквы в русском алфавите, 6 гласных звуков, 21 согласная буква, 10 гласных букв, 2 буквы звуков не обозначают, 36 согласных звуков, 4 шипящих звука)

Далее идёт работа с числами. Каждая группа характеризует одно число, записывая данные на листке бумаги, и делается вывод, у какой группы характеристика дана полнее.

  • Для работы в группе детям предлагаются карточки.

  1. Карточка по теме « Периметр прямоугольника». 2 класс (работа в группе)

* Теоретическая часть

- Вспомните, что такое периметр многоугольника. Если затрудняетесь, прочитайте в учебнике на стр.30. Расскажите друг другу в паре.

* Практическая часть

1.Вычислите устно периметр каждой фигуры, заменяя, где можно, сложение умножением.




2. Самостоятельно начертите квадрат со стороной 4 см. Обозначьте его латинскими буквами. Запишите формулу нахождения периметра квадрата. Вычислите её.

Выполните взаимопроверку.

Это может быть карточка с несколькими заданиями.

  1. Карточка по теме «Внетабличное умножение и деление». 3 класс

(Задания связаны со сказкой Николая Носова « Приключения Незнайки и его друзей)

а) Исключите «лишнее» слово.

РОНУВЧ (Ворчун), ЛЬКПАУ (Пулька), ЛЬВАМИАН (Мальвина),

АКУБЛЬ (Булька)

б) Игра «Шифровальщик».

Расшифруйте имя героя сказки.

8х9= -к 66:22= -е

18:3= -а 17х3= -н

13х5= -а 36:4= -й

56:4= -н 85:5= -з

51

3

17

14

65

9

72

6










в) Блицтурнир

1.Знайка прочитал 25 книг, а Незнайка 7 книг. Сколько всего книг прочитали мальчики?


2.Винтик прочитал 15 книг, а Шпунтик в 4 раза больше. Сколько книг прочитал Шпунтик?


3.Тюбик прочитал 6 книг, а Пилюлькин – 24 книги. Во сколько раз больше книг прочитал Пилюлькин, чем Тюбик?


4.Знайка нарисовал 28 рисунков, а Незнайка в 2 раза меньше. Сколько рисунков нарисовал Незнайка?


5.Гусля сделал 36 добрых дел, а Стекляшкин – 8. На сколько меньше добрых дел сделал Стекляшкин, чем Гусля?



  • Обязательной частью урока является самостоятельная работа.

Тема « Решение задач».

Сначала дети в группе решают задачу совместно, используя для анализа следующий алгоритм.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

1.Внимательно прочитай задачу.

2.Определи, какая задача по составу.

3.Объясни, что обозначает каждое число, о чём спрашивается.

4.Сколько в задаче неизвестных? Если в задаче два неизвестных числа, подумай, что узнаешь в первую очередь? Что потом?

5.Запиши краткое условие задачи или, при необходимости, выполни чертёж.

6.Составь план решения задачи.

7.Выполни решение, не забывая пояснять каждое действие.

8. Запиши ответ.





















Если дано задание «Решите задачу самостоятельно, по возможности усложните её», перед детьми стоит выбор: решить её, как она есть, или изменить вопрос так, чтобы она решалась в 2 или 3 действия. Здесь прослеживается дифференциация, так как уровень обучаемости детей в классе варьирует от низкого до высокого. Дети, которые выполнили задание, проверяют друг у друга её решение.

Хочу отметить, что детям нравится групповая форма обучения. Ведь на таких уроках они могут двигаться, та группа, которая первая справилась с заданием, проверяет работу других групп. Также ребята выступают в роли «учителя». При взаимопроверке ученики имеют право карандашом исправить ошибки, поставить отметку и помочь детям. Ещё один плюс ГСО, используя фронтальную работу после групповой, я спрашиваю тех детей, которые обычно испытывают затруднение в усвоении материала, трудности в общении. Немало важно то, что ответы каждой группы и результаты работы становятся достоянием всех.

Психологическая атмосфера на таких уроках поддерживается за счёт положительного эмоционального микроклимата, взаимопомощи учащихся, их активности.

В заключение хочется сказать, что вышеописанные групповые способы обучения способствуют формированию опыта общения у младших школьников. Говоря современным языком, групповая работа способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ