Проблема готовности учителя к реализации современных задач воспитания, обучения и развития ребёнка
Проблема готовности учителя к реализации современных задач воспитания, обучения и развития ребёнка.
Выступление на ШМО
учителя русского языка и литературы
МОУ Удельнинской СОШ
№34
Бокучава М.В.
Сентябрь.2014г.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. Вывод из данной часть моей статьи один: Педагогу надо учиться, совершенствоваться, становиться настоящим профессионалом своего дела. «Весь смысл жизни заключен в войне с неведомым , в вечном стремлении познать большее» (Э.Золя).
Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.
Для педагога важны:
1. Приоритетные ценности
2. Психоэмоциональное состояние
3. Самооценка
4. Стиль преподования
5 Уровень субъективного контроля
6. Удовлетворенность трудом
Именно удовлетворенность трудом и есть показатель, отражающий степень благополучия человека в трудовой деятельности, и включающий интерес к работе, удовлетворенность отношениями в коллективе и условиями работы, возможностью профессионального развития. Говорят, что счастлив тот человек, который утром с радостью и удовольствием идет на работу, а вечером с радостью и удовольствием возвращается домой. Работа, профессиональная деятельность, действительно, занимают важное место в жизни любого человека. В ней – источник человеческого достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личностный потенциал.
Между тем приходится констатировать, что многие учителя испытывают сегодня неудовлетворенность своей деятельностью. Нарастающая неудовлетворенность работой и собой свидетельствует о возникновении профессионального кризиса, что происходит на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности педагогов.
Я выделю несколько моментов, препятствующих , по моему мнению, работе педагога:
1. Учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно.
2. Учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию.
3. Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко всем ученикам.
4. Учитель должен скрывать истинные чувства от учеников.
5. Учитель должен жертвовать собой ради школы.
6. Учитель должен беспрекословно и незамедлительно применить все нововведения в сфере образования.
Соблюдение этих факторов приводят педагогов к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание и психоэнергетическое истощение.
Повысить свой уровень удовлетворенности от работы возможно путем формирования у себя готовности к специфике педагогической деятельности, к ее изменчивости, а значит, и стрессогенности. Чем больше усилий человек прилагает к своей работе, чем более она является для него стимулирующим и привлекательным фактором, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. Нужно:
- регулярно осуществлять планирование (календарное, текущее), чтобы не допускать дезорганизации в намеченных делах;
- ставить достижимые цели;(ЭТО ВАЖНО!!!!)
- настраиваться на успех;
- избегать критики в чужой адрес, сосредоточивать свое внимание на положительных качествах окружающих людей;
- брать на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни, работе.
-уметь общаться с учениками. Ведь педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение - умение общаться.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом , определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является основой педагогической культуры, позволяющей ему позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивающей безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к
личностному росту педагога и воспитанников.
Учителю необходимо развивать свои коммуникативные умения, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но и обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и в конечном итоге – систему отношений.
Вот такие проблемы, и каковы же выводы:
1. Каждый ребенок уникален, учить надо всех. Закон жизни: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя»- именно так в 18 веке писал в своей теории о воспитании и образовании французский философ и писатель Жан-Жак Руссо. И не согласиться с этим просто нельзя.
2. Образование детей – дело непростое, требующее от нас педагогов терпения, постоянного поиска, большого желания заниматься этим делом. « Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь ,и любить тех , кому преподаешь». Это слова В.О.Ключевского, сказанные в 19 веке.
И ещё, такое грубое сравнение: в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг педагогическому коллективу надо научиться определять перспективы своего развития.
Успех решения этих проблем во многом зависит от того насколько мы понимаем необходимость изменений образовательного процесса на каждой ступени обучения.
мы не готовы к таким шагам, тогда лучше уйти из профессии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ