Примерный комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников, пострадавших от семейного насилия
Примерный комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников, пострадавших от семейного насилия
Расширение ролевого репертуара, формирование навыков безопасного общения
Игра "Большое и маленькое "Нет" (по мотивам сказки Гизелы Браун).
Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".
Роли: взрослые, подросток, ребенок.
Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.
Ситуация к проигрыванию:
Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку. Тут подходит мальчишка и спрашивает? "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: "Нет, я не хочу твоего поцелуя". Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту, и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: "НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" И пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ". Оно большое, сильное и громкое и оно думает: "Стало быть, если всегда тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить "НЕТ".
Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".
Обеспечение ребёнку возможности получения опыта доверия к взрослому
Упражнение 1. «Поздороваемся с закрытыми глазами»
Цель: дать детям возможность ощутить близость и тепло другого человека, вызвать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности.
Ребенок и ведущий садятся друг напротив друга. Ведущий предлагает закрыть глаза. «Сейчас я протяну тебе руку, и мы поздороваемся с закрытыми глазами. Потом мы положим друг другу руки на плечо, погладим друг друга, затем возьмемся за руки».
Упражнение 2. «Пальчики разговаривают»
Цель: помочь установлению эмоционального контакта, дать почувствовать близость другого человека.
Ведущий и ребенок протягивают навстречу друг другу свою правую руку ладонью вперёд. Они будут разговаривать при помощи больших пальцев рук. Беседуя, они могут толкать, поглаживать, обвивать друг друга.
Темы общения предлагает ведущий, например:
Пальцы встретились, заинтересовались друг другом, познакомились.
Пальцы пошли рядышком прогуляться, обнялись, поцеловали друг друга в щечку.
Они поссорились и даже подрались.
Пришли маленькие пальчики (в игру включаются мизинцы левых рук), они разняли драчунов.
Большие пальцы стоят в стороне друг от друга, отвернулись — они обижены.
Пальцы помирились.
Помощь в выражении своих переживаний и чувств, подтверждение их естественности, развитие саморегуляции
Упражнение 1. «Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
Упражнение 2. «Цапки»
Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, развивать быстроту реакции, внимание.
Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Ребенок ставит под ладонь указательный палец. Ведущий говорит: «На горе стояли зайцы и кричали: Прячьте пальцы! Цап!»
На последнем слове игрок должен быстро убрать палец. Если палец схвачен, игроки меняются местами.
Упражнение 3. «Зеркало»
Цель: повышение активности ребенка, снижение тревожности.
Психолог и ребенок встают друг напротив друга, и ребенок начинает медленно выполнять различные движения, а психолог их повторяет. Затем они меняются ролями. При этом вначале психологу нужно выполнять самые заметные движения, затем присоединять мелкие жесты, мимику ребенка.
Упражнение 4. Техника «Кляксы»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие в ребенке ощущения свободы; развитие воображения.
Ребенку дают лист бумаги, краски, кисточку и предлагают «покляксить» любимыми цветами. При этом поощряется «свобода творчества». После того, как лист будет изрисован, предлагается сложить его пополам. Затем лист с обеих сторон поочередно разглаживают, а после начинают интенсивно отстукивать ладошками обеих рук поочередно. Ведущий подбадривает действия ребенка: «Молодец! Барабаним по листочку! Еще хорошенько отстучим!». Когда ребенок достаточно выплеснется, ему предлагается «поколдовать», чтобы на листике получился волшебный рисунок. Для этого ребенок подымает над листиком зажатые в кулачки руки, делает вдох, а затем резко опускает их над листком со звуком «Пш-ш-ш» (выдох). Так 3-4 раза с обеих сторон листа.
Далее ребенку предлагается осторожно раскрыть листок и посмотреть, какой «волшебный» рисунок получился. Взрослый восторгается сказочным рисунком, спрашивая у ребенка, что он видит, на что или на кого похожи получившиеся картинки.
Формирование позитивной самооценки, развитие самоуважения
Упражнение 1. «Нравится — не нравится»
Цель: повышение у ребенка уровня самопринятия.
Ребенку предлагается на листе бумаги написать (нарисовать) сначала то, что он любит, что ему нравится, а затем то, что не любит и не нравится. В ходе работы проводится обсуждение.
Упражнение 2. «Ладошка»
Цель: формирование позитивного отношения к себе.
Ребенку предлагается обвести на лист бумаги контуры своей ладошки. Затем психолог просит на каждом получившемся на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети еще не умеют писать, то они могут нарисовать.
Упражнение 3. «Рисование себя»
Цель: формирование Я-концепции
Ребенку предоставляется бумага разного формата, и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки. И т. д. «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, коллажем и по-другому, как захочется. Для рисования можно использовать любую бумагу и любые письменные принадлежности».
После рисования проводится обсуждение.
Игра «Царевна Несмеяна»
Цель: формирование позитивного отношения к себе, развитие понимания окружающих.
В центр комнаты ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.
Дети по очереди говорят царевне о её хороших качествах. Важно, чтобы в роли царевны Несмеяны побывали все присутствующие дети.
Упражнение «Волны уверенности»
Цель: развитие понимания и принятия чувств других людей; повышение уверенности в себе.
Участники становятся в круг.
Психолог: «Каждый из нас иногда испытывает чувство неуверенности в себе, ощущение беспомощности. В такие минуты очень помогает поддержка и помощь окружающих. Кому из вас сейчас пригодится уверенность и вера в себя? Мы готовы прямо сейчас поддержать вас. Встаньте в круг и приготовитесь получит в подарок то, чего вам не хватает.
Все закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните три раза… Представьте себе, что вы — теплое спокойное море, которое искрится под лучами заходящего солнца… Вы ощущаете, как перекатываются ласковые волны, чувствуете теплые брызги воды, вам приятно и легко… Морские волны соединяются с вашим собственным чувством уверенности в себе, вашей стойкостью и безмятежностью, образуя особые волны-волны уверенности… Волны уверенности мы сейчас пошлем (называются имена стоящих в круга). Теплые морские волны уверенности окатывают вас и вы наполняетесь уверенностью и стойкостью… Уверенность пропитывает вас насквозь, вы ощущаете, как она наполняет ваше лицо, руки, ноги, живот, плечи, голову… Вы чувствуете себя сильнее и сильнее…
А сейчас те, кто стоит в кругу, сосредоточьтесь на (имена тех, кто стоит в центре круга). Поделитесь своей уверенностью с ними, пошлите волны уверенности …(имена тех, кто стоит в центре круга). (Имена тех, кто стоит в центре круга), примите направленные на вас волны уверенности. Ощутите, как внутри вас уверенности становится больше и больше… Запомните это чувство и воспользуйтесь им, когда оно будет необходимо. Умейте поделиться им с теми, кто будет в нем нуждаться. А сейчас начинайте возвращаться в обычное состояние. Сделайте глубокий вдох, выдох…Откройте глаза…Возвращайтесь в наш круг полными сил и энергии».
Примерный комплекс упражнений для подростков из семей с низкой психолого-педагогической культурой родителей
Развитие уверенности в себе, самостоятельности, инициативности, социальной смелости
Упражнение 1. «Портрет уверенного человека»
Цель: формирование образа самодостаточного человека.
Обсуждение фразы: «Человеку нужно прежде всего верить в себя». Подростки делают вывод, что вера в себя необходима человеку для его развития, для достижения успехов в различных делах, долгой жизни.
Отвечая на вопросы ведущего, подростки устно «рисуют портрет» человека, который верит в себя.
— Если человек верит в себя, то какую одежду он предпочитает
носить?
— Как общается с друзьями?
— С родителями?
Упражнение 2. «Ассоциации»
Цель: осознание подростками собственного состояния уверенности в себе.
Психолог говорит о том, что вера в себя или уверенность в себе у каждого свои, и, чтобы ребята осознали это, предлагает игру в ассоциации. Он задает вопросы: «Если бы ваша вера в себя была деревом, то каким?», «Если погодой, то какой?»
Упражнение 3. «Мои источники уверенности»
Цель: определение индивидуальных резервов повышения и сохранения уверенности в себе.
Обсуждается фраза: «Каждому нужно знать, что и кто придаёт ему уверенность в себе». Ребята размышляют над тем, какие источники являются для них наиболее значимыми.
Упражнение 4. «Копилка источников уверенности»
Цель: расширение индивидуальных возможностей повышения и сохранения уверенности в себе.
Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние или внешние источники силы. Обращает внимание на плакат «Внутренние источники уверенности в себе: ум, умение защититься, умение напасть, душевные качества, способности. Внешние источники: семья, друзья, природа, деньги».
Совместно с ребятами собирается их «копилка» — называются те качества, способности, достижения, которые могут помочь человеку осознать свою уверенность.
Упражнение 5. «Мои ресурсы»
Цель: определение поведенческого репертуара самодостаточного, активного, социально смелого человека
Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями. Ребята отмечают те утверждения, которые им подходят:
«Я всегда думаю, что одно маленькое усилие — и будет результат».
«Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо».
«Я могу, когда говорю себе, что я могу».
«Я могу измениться так, как считаю нужным».
«Я могу ответить так, как считаю нужным».
«Я имею право вслух говорить о своем мнении».
«Мое мнение может отличаться от остальных».
«Мое мнение интересно и важно для окружающих».
«Я достаточно умен, чтобы быть успешным».
«Меня все замечают даже, если я специально не привлекаю к себе внимания».
После этого желающие зачитывают те утверждения, которые они для себя выбрали и подчеркнули.
Упражнение 6. Работа с рассказом
Цель: психологическое просвещение подростков в вопросах саморазвития и самовоспитания.
Жил-был один подросток. Звали его… Придумайте сами. Он очень хотел измениться, потому что учился не так, как ему хотелось. В классе он мечтал быть первым, но тоже не получалось. Родители постоянно ругали его за различные слабости. Он действительно хотел измениться, но не мог. Он чувствовал, что дальше будет еще хуже, на душе было тоскливо. Но однажды к нему подошел один человек. Я даже не знаю, был ли он его другом или незнакомцем. Может быть, даже это была его мама или учительница. Этот человек сказал мальчику: «Не меняйся. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя просто за то, что ты существуешь». И мальчик вдруг почувствовал себя очень счастливым и начал просто радостно жить, так же принимая и любя окружающих. А через некоторое время заметил, что стал лучше учиться. А когда он заболел, то телефон «обрывали» его друзья. А мама ласково сказала ему: «Ты сильно изменился, сынок». — «Да, я изменился, — удивленно сказал мальчик, — и я буду меняться, потому что…»
Ребятам предлагается продолжить рассказ. Делается вывод, что человеку очень важно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Это способствует его развитию.
После обсуждения подростки заключают, что уверенному в себе человеку легче изменяться. А помочь стать уверенным может принятие тебя окружающими.
Совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмпатии, доверия к миру, социальной перцепции, формирование ответственности за собственное развитие
Упражнение 1. «На мостике»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Психолог разделяет всех участников на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30-40 см, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе "упадешь в пропасть"). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и "болеют". Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры ("падает в пропасть").
Упражнение 2. «Уверенное, агрессивное и застенчивое поведение»
Цель: развитие способности отличать уверенное поведение от агрессивности и застенчивости.
Участникам группы приводится описание нескольких напряженных, конфликтных ситуаций, которые могут им встретиться в жизни, а также варианты реакций на них: уверенной, неуверенной и застенчивой. Психолог предлагает проиграть разные поведенческие реакции каждому участнику группы, используя не только произносимые слова, но и невербальные средства- жесты, интонацию, позы и т. д. После проигрывания каждой ситуации группа оценивает степень уверенности, агрессивности или застенчивости реакции.
Примеры ситуаций:
Одноклассник попросил у тебя на несколько дней книгу, ты дал, а он ее не возвращает, хотя ты уже напоминал ему. Завтра она тебе будет нужна для подготовки к уроку. Твои действия…
Ты едешь по дороге на велосипеде. Вдруг из-за угла выезжает еще один велосипедист, вы сталкиваетесь и падаете. Кто из вас виноват, непонятно. Ты говоришь…
Ты заказал в кафе пиццу, а она оказалась не прожаренной. Ты зовешь официанта и говоришь…
В магазине ты покупаешь товар, стоимость которого 4.000, даешь 10.000, а продавщица возвращает тебе сдачу 1.000. Когда ты спрашиваешь про остальную сдачу, она говорит, что ты давал ей 5.000. В ответ ты …
Приятель просит у тебя на время мобильный телефон. Ты не хочешь ему давать, т.к. знаешь, что он отличается неаккуратностью и может его сломать. Ты отвечаешь ему…
Ты подходить к компании сверстников и слышишь, что твой приятель рассказывает о тебе историю, выставляя тебя в неприглядном свете. Вы обращаетесь к нему…
Упражнение 3. «Испуганный ёжик»
Цель: развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений.
Один из участников изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого — попытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ёжиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.
«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком?.. Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте — тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще — и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.
Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?
Упражнение 4. «Три желания»
Цель: осознание жизненных целей и перспектив; формирование ответственности за свое будущее.
Психолог просит каждого из участников группы выбрать три желания, осуществление которых для них кажется важным. Желания записываются на листки бумаги. Затем проходит совместное обсуждение, в ходе которого участники отвечают на вопросы: «Легко выбрать желания?», «Все ли желания попали в список?», «Кто может осуществить ваши желания?», «Что в их исполнении зависит от вас?».
Развитие способности к самоконтролю, рефлексивной способности, просвещение по вопросам саморазвития и самовоспитания
Упражнение 1. «Мой мир»
Цель: осознание собственного внутреннего мира, развитие способности к самоанализу.
Участники группы в течение 10 минут записывают ответы на следующие вопросы:
Мои положительные черты характера.
Мои слабости, приводящие к неудачам.
Мои способности, помогающие добиваться намеченных целей.
Мои уязвимые особенности, которые позволяют управлять мной или делать мне больно.
Мои надежды на будущее.
Упражнение 2. «Замороженные»
Цель: развитие способности к самоконтролю.
Участники делятся на две группы, встают в два круга — внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача — не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замороженные» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются ролями. Условие: до «замороженных» нельзя дотрагиваться.
Обсуждаются актуальное состояние участников, способы, которыми они справлялись со своими эмоциями.
Упражнение 3. «Чего я избегаю»
Цель: развитие способностей к самоконтролю и рефлексии.
Каждому участнику дается карандаш, бумага и 5 минут времени, чтобы написать список под общим заголовком: «Чего я избегаю». Это могут быть темы разговоров и чувства, личности и действия, точки зрения и мнения. Надо попытаться сделать это, не упрекая себя ни в чем и не думая о том, что скажет по этому поводу кто-либо. Психолог говорит, что все люди чего-нибудь не любят и избегают, это совершенно нормальная ситуация. Это упражнение даёт возможность задуматься над тем, насколько мы довольны своей жизнью. Список включает в себя столько пунктов, сколько участник успеет написать за 5 минут.
Теперь все участники разбиваются на пары, и каждый беседует с партнером относительно своего списка. Однако этот разговор вовсе не обязывает участников изменить свое поведение и перестать избегать тех или иных вещей. Но когда мы знаем, чего избегаем, нам становится легче изменить ситуацию. Если человек осознает определенные барьеры, ему становится легче понять, откуда они возникли. Участники общаются в парах в течение 10 минут.
После этого в краткой общей беседе обсуждается, каким был разговор в парах.
Упражнение 4. «Магазин ценностей»
Цель: психологическое просвещение по вопросам саморазвития и самовоспитания.
Работа в диадах. Играют двое: продавец и покупатель.
Участники приходят в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары принимает продавец — это различные человеческие качества. Например, лень, занудство, чувствительность и т. д. За товары продавец даёт не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и ему не жалко их отдавать за предложенный товар. Предлагается совершить торг, сделку, в которой каждый из участников может избавиться от ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для успешной жизни силы воли, и он мог бы предложить за неё какую-то часть своего спокойствия, уравновешенности.
Затем смена ролей и обсуждение (участники делятся своими впечатлениями).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ