Проект по теме: "Развитие и воспитание правильной речи детей дошкольного возраста"

Краткое описание проекта:


Тема: Развитие и воспитание правильной речи детей дошкольного возраста.


Знаете ли Вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?

Думаю, что все эти качества являются составными настоящего –логопеда ,воспитателя.

Мы обязательно должны помочь детям ,у которых появились проблемы в формировании речи: они мешают нормальному развитию , затрудняют общение, влияют на успеваемость в школе. Должны обязательно идти на встречу людям : взрослым – мамам и папам, обеспокоенных проблемами своих детей.

Что же нужно сделать для того чтобы наши воспитанники были счастливы, чувствовали себя благополучно и комфортно. Логопедический кабинет или уголок детского сада – это одно из тех мест ,где ребенка и научат многому , и поиграют, и пообщаются с ним. Дети любят приходить на занятия к логопедам. Пусть так будет всегда! Я думаю, что доброта, участие, радость, подаренные педагогами, способны сделать в настоящее время многое.

Желаю всем нам – педагогам – стать для своих воспитанников одним из светлых воспоминаний их детства !

Актуальность;

В последнее десятилетие в городах России ,наряду с существующей, хорошо отлаженной с годами системой оказания логопедической помощи в группах для детей со сложными речевыми нарушениями, повсеместно открываются логопедические пункты в детских садах. Цель такого нововведения – помоч возможно большему количеству детей, нуждающихся в коррекции и профилактике нарушения речи.

Противоречия, проблема;

В нашем дошкольном учреждении нет логопедического пункта, но у нас есть приходящий логопед, и по результатам ее работы обнажились многие насущные проблемы. Вот лишь некоторые из них.

Родители детей, имеющих сложные речевые нарушения, зная, что в детском саду работает логопед, не заинтересованы в их переводе в специальные логопедические группы других садов ( особенно если эти сады удалены от места жительства, или их совсем нет).

Педагоги Детского сада оказались вынуждены работать с такими «интегрированными» в массовые детские сады детьми, уделяя им гораздо больше времени, чем тем , кто занимался с логопедом по показаниям (в основном с нарушениями звукопроизносительной стороны речи).Логопед же стал, как правило заниматься с детьми, готовящимися к школе. Предполагалось же, что со временем основной аспект будет делаться на занятия с ребятами младшего возраста. Однако сейчас это не всегда удается сделать, поскольку детей, имеющих проблемы в развитии речи становится все больше.

В результате оптимальный момент для начала занятий оказывается упущенным.


Научная основа: Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).
Материал посвящен проблемам, исследуемым в Лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, он соответствует «Программе развития речи», созданной в 1994 г. и дополненной в 2000 г. Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998), «Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998).
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с вышеназванной программой по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.


Цель: индивидуальные занятия с логопедом, как средство развития правильной речи ребенка.


В последнее время в детских садах увеличилось число воспитанников с дефектами речи, что не смогло не сказаться на формировании дефектного произношения у детей по подражанию.

В процессе динамического наблюдения часто выясняется , что ребенок имеет стертые проявления более сложного , чем предполагалось ранее, речевого нарушения (например, дизартрии).

Не могут не сказаться пропуски детьми занятий по болезням.

Логопеды при обследовании речи всех детей постоянно сталкиваются с тем , что ребята мало знают об окружающей действительности. Даже у внешне благополучных детей невелик словарный запас, недостаточны навыки словообразования и словоизменения; многие неверно употребляют предлоги, не справляются с заданиями в составлении рассказа по серии картин или одной сюжетной картине, рассказать стихотворение, сказку.

Логопеду приходится работать и над формированием этих умений и навыков. Нередко дети не знают названий основных цветов, геометрических фигур, не владеют счетом или считают механически. Зачастую у них слаба память, неустойчивое внимание; они не умеют обобщать, анализировать, не владеют операциями выбора.

Логопеду нужна поддержка воспитателей ,музыкальных руководителей, заведующих. Но это осуществимо только при условии , если сам логопед проводит просветительскую работу по вопросам развития и коррекции речи, связывая их с общим развитием ребенка.


Нарушение речи детей – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых . Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия ) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения ,лексики ,грамматики, фонематических процессов . Все эти нарушения , если их вовремя не исправить в детском возрасте , вызывают трудности общения с окружающим , а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития « ребенок- подросток- взрослый», т.е ведут к возникновению у детей закомплексованности , мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Практика показывает, что ребенок с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности . Необходимый объем помощи ребенку зависит от характера диагноза.



Причины нарушений речи:

На состояние ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а также особенности строения перифического и центрального отделов речевого аппарата.

К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его перефирическом или центральном отделах.

К функциональным причинам принято относит такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу. Конкретно в роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учёта многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.



Профилактика непосредственно речевых нарушений:

  1. забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.

  2. забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.


Задачи: - Первичное обследование речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

- Сбор медицинского и педагогического анамнеза , сведений о раннем развитии.

- Психолого – педагогическое и медицинское наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.


Ожидаемый результат : - снижение уровня заболеваемости;

- повышение уровня речевой познавательности (правильное произношение звуков, слов);

- сформированность осознанной потребности в введении речевого развития ( лечения );

- благотворительное влияние на развитие речи, расширение кругозора , нравственных качеств;



Предмет: Совокупность методов и приемов, средств, для развития речевого воспитания детей дошкольного возраста.


Объект: речевое развитие детей дошкольного возраста.


Диагностический инструментарий: анкеты, рисунки, тесты.


База исследования: МОУ « Кыновская школа №65».

Структурное подразделение «Детский сад ст Кын».



Этапы реализации проекта:

1 этап - организационный – 2 младшая группа (2009-2010)

2 этап – диагностический – средняя группа (2010-2011)

3 этап – практический – старшая группа ( 2011- 2012)

4 этап – обобщающий – подготовительная группа (2012-2013)



Участники проекта: дети, учитель-логопед, медсестра, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, заведующая, родители, музыкальный руководитель.

Сущность проекта:

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств речевого воспитания (артикуляционных упражнений) .




Блок I. Условия.

Для полноценного речевого развития детей, реализации потребности в общении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

1. Логопедический уголок для речевых занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику речи, артикуляционного аппарата;

oСпособствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также развитию двигательной активности языка, корня языка.

oПовышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

oПоложительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени.

2. Для того чтобы дети могли пользоваться логопедическим оборудованием не только в уголке, мы пересмотрели содержание центра речевой активности в каждой группе. Разработали рекомендации по содержанию речевых центров в соответствии с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной речевой деятельности.

 





Блок II. Диагностика.

Вся работа по речевому воспитанию детей строится с учетом их речевой подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития речевых умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. речевая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню речевого развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс речевого воспитания классических техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз).



Блок 3:

Коррекционная работа с детьми в детских садах направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых , и фронтальных логопедических занятий.

В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия ,коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Организационно- сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной .Все зависит от желания и возможности логопеда , его готовности к экспромтам :

- сказочный сюжет

- элементы фольклора

- воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, приключения

- известные и придуманные игры

- элементы сюжетно-дидактической игры

- настольно-печатные игры

- сюжетов и героев мультфильмов


При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его походу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Занятия , проводимые и организуемые по единой теме и сюжету способствуют:

- развитию всех компонентов речи

-формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза

-развитию познавательных процессов

-развитию творческих способностей

- воспитанию нравственно-эстетических чувств


Коррекционно-развивающие занятия проводят:

- Работа учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи.

- работа музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации. Логоритмические занятия.

- работа воспитателя связанная с познавательным развитием.

- Организация постоянного сопровождения для детей с проблемами развития.


Блок 4.Анализа и планирования.


- Статический учет

- обеспечение документацией

- Комплектование групп и подгрупп по проявлениям нарушений; планирование индивидуальной работы с детьми;

- Консилиумы: педагогические( по проблемам отдельно взятых детей);медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специалистов);

Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

  • результаты обследования развития речи;

  • рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);

  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

Опыт составления и проведения занятий дифференцированного подхода показал: воспитатели чаще всего пользуются следующими заданиями и формами работы.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук, задания на подготовку к обучению письму.

  • Дидактические игры на развитие всех сторон речи и различных психических процессов.

  • Работа в речевом уголке с аудиоплейерами (в каждой группе создана серия учебных записей, направленных на развитие диалогической речи, совершенствование артикуляции, расширение словаря).

  • Подгрупповые занятия, на которых проводятся упражнения на развитие всех сторон речи (обычно подбираются дети, требующие наиболее пристального внимания взрослых).

При планировании занятий дифференцированного подхода педагог обязательно продумывает задания и речевые игры, к которым дети приступают в случае досрочного выполнения индивидуальных заданий.

Приведу примерный конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста, составленный логопедом – учителем Морозовой.Ю.Ю.

1. Педагог собирает детей и сообщает им, что сегодня каждому будут даны свои задания. "Надо постараться выполнить их до конца занятия, но торопиться не следует: оцениваться будут не скорость, а качество, аккуратность, правильность выполнения задания".

Если кто-то из детей сумеет правильно выполнить задание до конца занятия, он может по выбору поиграть с мозаикой (которая приготовлена на столе около окна) или в игру "Лягушки" (для этого на ковре лежит маска лягушки, ведущего выбирают считалкой).

2. Педагог с детьми обходит рабочие места, объясняет задания.

Распределение заданий и игр

  • Настолъно печатные речевые игры - "На этом столе я приготовила игры для Оли и Жени. Они называются "Найди противоположное" и "Колючее и пушистое" (кратко напоминает правила игры и просит девочек оставить конечные результаты игры на столе для их последующего анализа).

  • Работа с ножницами (для леворуких детей) - "Завтра мне понадобятся геометрические фигуры. Фигур должно быть много. Я попрошу Колю, Машу и Максима вырезать из бумаги нарисованные геометрические фигуры".

  • Мелкая моторика (работа с дидактическим материалом) - "Сегодня утром я зашла к малышам. Они были чемто расстроены. Я спросила их, что произошло, и они мне рассказали, что случайно выдернули шнурки из этих красивых сумочек. И в них теперь ничего нельзя положить. Я обещала малышам, что вы поможете собрать сумочки. Это ответственное задание я поручаю Вове и Сереже".

  • Мелкая моторика (бисерография - выкладывание бисером на пластилиновой основе) - "Посмотрите на двух щенков. Они сидят около ковриков и пытаются чтото разглядеть. Знаете что? Узоры на ковриках. Да только узоров-то нет. Это очень огорчает щенков. Но Марина и Лена помогут им: украсят коврики красивым разноцветным бисером".

  • Развитие словаря (работа парами) - "Миша и Ваня сегодня будут играть с мячом в игры "Наоборот" (подбор антонимов) и "Кто у кого" (животные и их детеныши)".

  • Закрепление зрительных образов букв (работа с детьми, пропустившими предыдущие фронтальные занятия). "Костя, Настя и Сережа продолжат знакомство с буквой "М" (показ демонстрационной буквы). Вам предстоит выполнить следующие задания: в буквенных цепочках найти все буквы "М" и разрезать их на составляющие элементы; собрать из своего буквенного конструктора букву "М".

  • Развитие артикуляции и навыков диалогической речи (работа с аудиоплейерами) - "Сегодня Аня и Ксюша получили письма от Веселого Язычка. Он хочет с вами поиграть и поговорить. А вы хотите? Если Язычок будет долго молчать, это значит, что он ждет продолжения вашего рассказа".

3. Подгрупповое занятие воспитателя со "слабыми" детьми - "А вас я приглашаю с собой. Присаживайтесь. Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Недавно я была в зоопарке и видела там много разных животных. Рано утром они просыпались (артикуляционное упражнение "Улыбочка"). Слон тянул свой хобот ("Хоботок"), а тигрята никак не хотели просыпаться, прогибали свои спинки ("Сердитая кошечка"). Медвежата проснулись первыми и побежали качаться на качелях ("Качели"). У меня был с собой фотоаппарат, которым я сделала несколько снимков. Давайте их посмотрим".

"Лис, лиса, лисенок". "Чья это семья? Как называется в лисьей семье папа? Мама? Кто у них детеныши?". По аналогии идет работа с семьями других животных (медведи, волки, львы, тигры и др.).

"Больше всего мне понравилось большое, красивое, сильное животное. Я долго стояла и любовалась им. Отгадайте, кто это?

У него большущий хобот.

Сам огромен и силен,

Добрый, ласковый, надежный.

Ну, конечно, это... (слон).

Давайте поближе рассмотрим слона. Что у него есть? (Дети называют части его тела) Какой слон? (Называют признаки)

Слоненок был очень веселым и подвижным. Я расскажу, что он делал, а вы мне поможете. Когда я буду делать паузы, вы подберете и вставите слова, похожие на слово "шел". По дорожке слоненок (шел); за дерево (зашел); из-за дерева (вышел); к друзьям (подошел).

Слоненок с друзьями любит играть в прятки. Сегодня он водит, а друзья прячутся. Давайте поможем слоненку найти его друзей (использование мелких игрушек или фигурок). Тигренок спрятался (за дерево), лисенок (под стул) и т.д. (используются предлоги, которые необходимо закрепить).

Долго звери играли, пока мамы не позвали их обедать. Слоненок был очень умным, умел считать до пяти. И все, что он получил сегодня на обед, он посчитал: один банан, два банана и так до пяти. По аналогии пересчитываются яблоки и груши (закрепляется согласование существительных с числительными). Так закончилась история про слоненка".

4. "Теперь давайте подойдем к нашим ребятам и посмотрим, как они выполнили свои задания". Педагог вместе с детьми обходит все рабочие места, дает объективную оценку результатам работы детей.

Опыт внедрения занятий дифференцированного подхода в детских садах города показывает, что необходимо выполнять следующие условия.

  • Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.

  • Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.

  • Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.

  • Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий данного вида.

В детских садах города занятия дифференцированного подхода проводятся в системе (начиная со старших групп) как минимум один раз в месяц. В некоторых группах их количество может быть увеличено, что зависит от результатов обследования речи детей. Подготовительная работа по внедрению занятий дифференцированного подхода начинается со второй половины учебного года с детьми среднего дошкольного возраста. Для этого во фронтальные занятия включаются элементы индивидуальных и подгрупповых заданий (как часть занятия), которые непродолжительны по времени и несложны по содержанию.

В заключение хочется отметить: занятия дифференцированного подхода можно использовать не только для речевого развития детей, но и в других видах деятельности (математика, физвоспитание и пр.). Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.


Оптимизация коррекционно-педагогического процесса.


1.Материальная база процесса.


2. Создание картотеки.


3. Использование технических средств; создание аудио- и видеотеки логопедических кабинетов.

Коррекционно-педагогический процесс в образовании представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Их содержание, с одной стороны  определяется  общими целями и задачами  гармоничного развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны, каждое структурное звено решает специфические цели и задачи.

Структурные компоненты и содержание коррекционно-педагогического процесса каждого конкретного  образовательного учреждения определяются  нормативными документами и отражаются во внутренних документах – в “Программе развития” и в “Образовательной программе”. 

“Программа развития учреждения” отражает концепцию его развития и спланированную систему управленческих действий по достижению желаемой модели. “Образовательная программа” разрабатывается каждым образовательным учреждением и строится на основе комплекса программных и внутренних документов, регламентирующих работу педагогов. В этих документах должна быть определена развивающая среда, сформулированы задачи воспитательно-образовательной работы, повышения квалификации специалистов и воспитателей
В соответствии с современной концепцией
коррекционно-развивающего обучения (С.Г. Шевченко, 1999) в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие составляющие:
-диагностико-консультативный
-физкультурно-оздоровительный
-воспитательно-образовательный
-коррекционно-развивающий
-социально-педагогический
Каждый из перечисленных модулей имеет свои цели, задачи и содержание.
 Диагностико - и мониторинговая и консультативная составляющие коррекционно-педагогического процесса.


Диагностическая работа   строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, Д.Б. Эльконина и др. 

Принцип комплексного подхода предполагает взаимодействие разных специалистов (врачей, психологов, педагогов) при определении причин¸ механизмов психологической сущности и структуры нарушения развития ребенка. Каждое направление диагностики имеет дифференцированные цели и задачи, некоторые из которых будут раскрыты  ниже.

Принцип системного подхода к изучению ребенка лежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии отклонений. При психоло-педагогическом  изучении ребенка  оценивается не только то, какие психические процессы нарушены, но и какие звенья структуры психической деятельности ребёнка несовершенны (отстают в развитии), а какие сохранны.

Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования. Качественный анализ результатов исследования позволяет учитывать не столько факт выполнения или невыполнения задания, или количество выполненных заданий. Главным в оценке является качественный анализ процесса деятельности ребенка, что предполагает:
- выявление отношения ребенка к собственным ошибкам и результату деятельности;
- оценку регуляторных функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности;
- анализ содержательной стороны деятельности и ее результатов;
- выявление особенностей реакции на замечания педагога или реплики товарищей;
- определение условий, позволяющих качественно улучшить деятельность ребенка;
- определение качественных особенностей психических процессов и уровня их развития.

Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормативам. Важно выявить, каков характер последовательности созревания и развития психических функций, как он соотносится с закономерностями  онтогенеза.
В условиях
коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания. 

Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение ре¬зультатов деятельности, то есть выявить, какова истинная обучаемость ребенка, каковы его потенциальные возможности. Согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях психического  развития в процессе обследования ребенка изучается как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». Анализ характера помощи взрослого, спсобности к переносу новых способов действий в измененные  условия позволяет выявить особенности обучаемости воспитанника. С одной стороны, обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении сходных состояний. С другой стороны,  имеет значение для построения индивидуальных и групповых программ коррекционно-образовательной работы, выбора стиля и характера взаимодействия педагога и ребенка. 
Принцип деятельностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При обследовании
ребенка дошкольного возраста должен быть определен уровень сформированности предметной и особенно игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (перенос значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры), исследованы некоторые  стороны  психического  развития (наглядно - образное  мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Не менее важным является анализ субъективной активности в самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности.


Блок: КОНТРОЛЯ.


1. Проведение тестовых срезов.

2.ПМПК

3. Информация о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах.

4.Информация на родительских собраниях.

5. Сдача отчета-анализа о проделанной работе.


Достоинства и недостатки детей с речевыми проблемами:


- Достоинства: - Социальная интеграция ;

- Приспособление к здоровому коллективу, общение с детьми, не имеющими пробел в развитии речи.

- Среда здоровых сверстников стимулирует к лучшему развитию.

- Ребенок посещает дошкольное учреждение, которое он посещал с младшего возраста. Ребенок не теряет контакта со своими друзьями.


- Недостатки:

- Постоянное побуждение к действию, конкуренция, приводящие к потере решительности, недооценке себя и замкнутости.

- Недостаточные условия для сосредоточения из-за большого числа детей в группе. Невозможность уделять достаточное время индивидуальной работе на воспитательских занятиях.

- Большое число различных внешних воздействий.

- Дополнительная нагрузка на ребенка при амбулаторном лечении.

- Чрезвычайная нагрузка на воспитателя, который для того чтобы работать с подобными детьми, должен посещать различные курсы.

- Материально незаинтересованный воспитатель.


Исключительно важную роль играет контроль над речью ребенка вне логопедического кабинета, в чем буквально незаменимую помощь должны оказать родители. Не менее важное значение имеет и самоконтроль ребенка, в воспитании которого опять-таки должны помочь родители путем постоянного обращения внимания ребенка на свою речь. Эффективность логопедической работы по преодолению нарушений речи во многом зависит от результатов проведенной работы с ребенком. Кроме того, очень большое значение для достижения положительного результата имеет психофизическое состояние ребенка, особенности его поведения и характера, его отношение к занятиям и степень помощи логопеду со стороны родителей.

 Продукт: программа по кружковой деятельности « Говорилка».




Используемая литература:


1.О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).


2.Лаборатория развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, он соответствует «Программе развития речи», созданной в 1994 г. и дополненной в 2000 г.

3.Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996),


4.«Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998),


5.«Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998).

6. концепция коррекционно-развивающего обучения (С.Г. Шевченко, 1999)


18


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ