Статья "ЦЕЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ"

Автор : Матаева Лидия Юрьевна

Место работы : МОУ «СОШ № 94» города Саратова

учитель немецкого языка I категории


ЦЕЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ.

Являясь важной составной частью учеб­но-воспитательного процесса по иностранному языку, внеклассная и внешкольная работа преследует те же практические, общеобразовательные и воспитательные цели. Она способствует развитию и углублению инте­реса учащихся к иностранному языку, повышению уров­ня их практических навыков и умений, воспитанию их в духе дружбы народов, расшире­нию их культурного кругозора и общеобразовательного уровня, эстетическому воспитанию.

При совпадении основных целей и задач внекласс­ная работа имеет существенные отличия в содержании и формах ее организации по сравнению с обязатель­ными занятиями.

К основным отличиям внеклассной работы можно отнести:

1. Добровольный характер участия во внеклассной работе учащихся.

2. Непринужденный („неурочный") характер занятий в отличие от урочного с его обязательной структурой.

3. Отсутствие строгого учета и контроля знаний, на­выков и умений и строгих программных требований к ним.

Проверка результатов внеклассной работы осущест­вляется в форме отчетных вечеров, концертов, выполнения монтажей, выпуска газет на иностран­ном языке и т. д.

4. Большая самостоятельность, инициативность учащихся при выполнении внеклассных поручений и меро­приятий.

Учитывая цели и особенности внеклассной работы, можно сформулировать основные требования к содер­жанию и организации внеклассной работы:

1. Внеурочная работа должна быть органически связана с учебной. Внеклассные занятия иностранным язы­ком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка. Поэтому важно, чтобы учащиеся, пользуясь этими на­выками и умениями, совершенствовали и развивали их в соответствии с условиями и особенностями внекласс­ной работы.

2. Занимательность, информативность содержания и соответствие его возрастным интересам и уровню общего развития учащихся.

Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых внеклассных мероприятий, дол­жен быть интересным, познавательным, развивающим. Ом должен учитывать индивидуальные склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

3. Разнообразие приемов и форм работы с учетом содержания, условий проведения занятий, возраста уча­щихся, специфики внеклассной работы.

4. Добровольность участия учащихся во внеклассной работе необходима в сочетании с определенной их обя­зательностью в выполнении поручений, связанных с уча­стием в кружках или массовых мероприятиях.

5. Регулярность и целенаправленность в проведении внеклассной работы. Это требование обусловлено тем, что невозможно добиться существенных практических результатов во внеклассной работе по иностранному языку без регулярных и целенаправленных занятий языком.

6. Массовость участия учащихся во внеклассной ра­боте по иностранному языку является одним из важнейших условий ее эффективности.

Различают массовые и групповые формы работы.


МАССОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.

К массовым формам работы относятся:

1) эпизодические и периодические массовые меро­приятия,

2) постоянные массовые формы работы.

К эпизодическим массовым мероприятиям внеклассной работы относятся: вечера, защита проектов, олимпиады, конкурсы, КВН. Эти формы работы не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями их проведе­ния.

По своему содержанию вечера, утренники и сборы могут быть:

1) тематическими, посвященными красным датам ка­лендаря, темам борьбы за мир и другим темам, по­строенным по типу литературно-музыкальных, обще­ственно-политических программ, монтажей;

2) посвященными встрече с кем-либо из лиц, пред­ставляющих интерес для учащихся и владеющих ино­странным языком (например, зарубежные студенты, го­сти);

3) литературные вечера, посвященные творчеству того или иного писателя, композитора;

4) вечера-лекции, расширяющие и углубляющие зна­ния учащихся по вопросам истории, культуры и геогра­фии страны изучаемого языка (например, Германия).

Методика проведения общих вечеров.

Опыт лучших учителей показывает, что общие ве­чера проводятся не более двух раз в учебном году (в I и II полугодиях).

С целью привлечения большего количества учащихся к участию в таких вечерах учителя включают их прове­дение в годовой план работы школы.

При подготовке к вечеру учителя помогают членам комиссии составить программу, подобрать материал, подготовить эту программу, проверяют, как учащиеся готовятся к вечеру.

К программе общих вечеров на иностранных язы­ках предъявляется ряд требований:

1) Прежде всего она должна быть разнообразной (декламация, инсценировки, песни, монтажи, интерме­дии, танцы, музыкальные номера).

2) Вечер должен проводиться в торжественной; праздничной обстановке.

Тематика вечера должна быть актуальной, идейно выдержанной, отвечать познавательным интересам и культурным запросам учащихся, для которых он орга­низуется.

3) Языковой материал, на базе которого реализуется тема вечера, должен быть понятным учащимся, он дол­жен обогащать их языковой опыт, не утомляя их чрез­мерно.

4) Успеху вечера должны способствовать другие Способы активизации учащихся: проведение игр, конкур­сов, викторин на иностранном языке.

К числу массовых эпизодических мероприятий отно­сятся конкурсы, олимпиады.

В практике школ получили распространение следую­щие виды конкурсов: 1) конкурс на лучшего чтеца-де­кламатора, 2) конкурс на лучшее знание страновед­ческого материала, 3) на лучшее владение устной речью.

К массовым постоянным мероприятиям можно отне­сти „Неделю иностранного языка в школе", регулярно и ежегодно проводимую в школе в определенное время. В этом мероприятии участвует большинство учащихся всех классов по заранее разработанной программе для каждого класса, которая завершается заключительным вечером-концертом.

Выводы:

1. Внеклассная и внешкольная работа яв­ляется важной составной частью учебно-воспи­тательного процесса.

Особое значение ее для учебного предмета „иностранный язык" состоит в том, что она, бо­лее чем в других учебных предметах, позволяет оценивать важность коммуникативных целей обучения языку.

2. Преследуя те же цели и задачи, что и учебные занятия, внеклассная работа по иностранному языку реализует их с учетом усло­вий и интересов учащихся.

3. Различают массовые, групповые и инди­видуальные формы внеклассной работы, для каждой из которых характерны свои формы ор­ганизации и виды деятельности учащихся.

Список литературы:

  1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // ИЯШ. - 2002.- №1. - С.5-11.

  2. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.

  3. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. – 261с.

  4. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иностранного общения. // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С. 58-61.

  5. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983. – 234с.

  6. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высшая школа,1982 – 165с.

  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., «Просвещение», 1985. - С. -25.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ