Статья "ЦЕЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ"
Автор : Матаева Лидия Юрьевна
Место работы : МОУ «СОШ № 94» города Саратова
учитель немецкого языка I категории
ЦЕЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ.
Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, внеклассная и внешкольная работа преследует те же практические, общеобразовательные и воспитательные цели. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков и умений, воспитанию их в духе дружбы народов, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня, эстетическому воспитанию.
При совпадении основных целей и задач внеклассная работа имеет существенные отличия в содержании и формах ее организации по сравнению с обязательными занятиями.
К основным отличиям внеклассной работы можно отнести:
1. Добровольный характер участия во внеклассной работе учащихся.
2. Непринужденный („неурочный") характер занятий в отличие от урочного с его обязательной структурой.
3. Отсутствие строгого учета и контроля знаний, навыков и умений и строгих программных требований к ним.
Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, выполнения монтажей, выпуска газет на иностранном языке и т. д.
4. Большая самостоятельность, инициативность учащихся при выполнении внеклассных поручений и мероприятий.
Учитывая цели и особенности внеклассной работы, можно сформулировать основные требования к содержанию и организации внеклассной работы:
1. Внеурочная работа должна быть органически связана с учебной. Внеклассные занятия иностранным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка. Поэтому важно, чтобы учащиеся, пользуясь этими навыками и умениями, совершенствовали и развивали их в соответствии с условиями и особенностями внеклассной работы.
2. Занимательность, информативность содержания и соответствие его возрастным интересам и уровню общего развития учащихся.
Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых внеклассных мероприятий, должен быть интересным, познавательным, развивающим. Ом должен учитывать индивидуальные склонности и уровень подготовки учащихся по языку.
3. Разнообразие приемов и форм работы с учетом содержания, условий проведения занятий, возраста учащихся, специфики внеклассной работы.
4. Добровольность участия учащихся во внеклассной работе необходима в сочетании с определенной их обязательностью в выполнении поручений, связанных с участием в кружках или массовых мероприятиях.
5. Регулярность и целенаправленность в проведении внеклассной работы. Это требование обусловлено тем, что невозможно добиться существенных практических результатов во внеклассной работе по иностранному языку без регулярных и целенаправленных занятий языком.
6. Массовость участия учащихся во внеклассной работе по иностранному языку является одним из важнейших условий ее эффективности.
Различают массовые и групповые формы работы.
МАССОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.
К массовым формам работы относятся:
1) эпизодические и периодические массовые мероприятия,
2) постоянные массовые формы работы.
К эпизодическим массовым мероприятиям внеклассной работы относятся: вечера, защита проектов, олимпиады, конкурсы, КВН. Эти формы работы не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями их проведения.
По своему содержанию вечера, утренники и сборы могут быть:
1) тематическими, посвященными красным датам календаря, темам борьбы за мир и другим темам, построенным по типу литературно-музыкальных, общественно-политических программ, монтажей;
2) посвященными встрече с кем-либо из лиц, представляющих интерес для учащихся и владеющих иностранным языком (например, зарубежные студенты, гости);
3) литературные вечера, посвященные творчеству того или иного писателя, композитора;
4) вечера-лекции, расширяющие и углубляющие знания учащихся по вопросам истории, культуры и географии страны изучаемого языка (например, Германия).
Методика проведения общих вечеров.
Опыт лучших учителей показывает, что общие вечера проводятся не более двух раз в учебном году (в I и II полугодиях).
С целью привлечения большего количества учащихся к участию в таких вечерах учителя включают их проведение в годовой план работы школы.
При подготовке к вечеру учителя помогают членам комиссии составить программу, подобрать материал, подготовить эту программу, проверяют, как учащиеся готовятся к вечеру.
К программе общих вечеров на иностранных языках предъявляется ряд требований:
1) Прежде всего она должна быть разнообразной (декламация, инсценировки, песни, монтажи, интермедии, танцы, музыкальные номера).
2) Вечер должен проводиться в торжественной; праздничной обстановке.
Тематика вечера должна быть актуальной, идейно выдержанной, отвечать познавательным интересам и культурным запросам учащихся, для которых он организуется.
3) Языковой материал, на базе которого реализуется тема вечера, должен быть понятным учащимся, он должен обогащать их языковой опыт, не утомляя их чрезмерно.
4) Успеху вечера должны способствовать другие Способы активизации учащихся: проведение игр, конкурсов, викторин на иностранном языке.
К числу массовых эпизодических мероприятий относятся конкурсы, олимпиады.
В практике школ получили распространение следующие виды конкурсов: 1) конкурс на лучшего чтеца-декламатора, 2) конкурс на лучшее знание страноведческого материала, 3) на лучшее владение устной речью.
К массовым постоянным мероприятиям можно отнести „Неделю иностранного языка в школе", регулярно и ежегодно проводимую в школе в определенное время. В этом мероприятии участвует большинство учащихся всех классов по заранее разработанной программе для каждого класса, которая завершается заключительным вечером-концертом.
Выводы:
1. Внеклассная и внешкольная работа является важной составной частью учебно-воспитательного процесса.
Особое значение ее для учебного предмета „иностранный язык" состоит в том, что она, более чем в других учебных предметах, позволяет оценивать важность коммуникативных целей обучения языку.
2. Преследуя те же цели и задачи, что и учебные занятия, внеклассная работа по иностранному языку реализует их с учетом условий и интересов учащихся.
3. Различают массовые, групповые и индивидуальные формы внеклассной работы, для каждой из которых характерны свои формы организации и виды деятельности учащихся.
Список литературы:
Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // ИЯШ. - 2002.- №1. - С.5-11.
Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.
Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. – 261с.
Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иностранного общения. // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С. 58-61.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983. – 234с.
Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высшая школа,1982 – 165с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., «Просвещение», 1985. - С. -25.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ